УДК 337.1
ЛАБОРАТОРНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТЫ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В СПО В УСЛОВИЯХ ФГОС
Е.В. Герасина, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: frau.gerasina2012@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрено влияние практических и лабораторных работ на формирование умений и навыков по дисциплине «Химия».
В последнее время учителя химии соприкасаются на занятиях с трудностью, низкая мотивация студентов к изучению данной дисциплины. Сегодня это связанно с увеличением сложности программного материала и уменьшением учебного времени на освоение, что приводит к снижению качественной успеваемости по данному предмету.
Среди экспериментальных наук, химия оказывается наукой, которая выполняет обучение учащихся через разные формы работы: демонстрационные опыты; лабораторные работы, практические работы, для контроля усвоения изученного материала и т.д. Умение осуществлять, наблюдать и объяснять химический эксперимент, пользоваться веществами и оборудованием есть одним из самых важных компонентов при изучении химии в СПО в условиях ФГОС.
Лабораторные работы отличаются от прежде тем, что работы проводятся как урок, при изучении нового , а практические работы по окончании темы как средство сформированности умений и навыков.
работы – это метод , при котором учащиеся под учителя и по намеченному плану опыты, определенные задания, используя и инструменты, в чего происходит знаний и опыта .
В учебном плане по специальности среднего профессионального образования по программе базовой подготовки к базовым дисциплинам отведена химия, где дано 20 часов на проведение практических и лабораторных работ.
Например, в своей работе по разделу Общая и неорганическая химия планируется практическая работа по теме: «Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов». Цель работы закрепить знания по теме: «Периодическая система и периодический закон Д.И. Менделеева». Данная работа составлена так, что бы студенты по окончании темы сформировали умений и навыков и должен уметь: определять количество протонов, электронов и нейтронов в атоме; изображать электронные формулы атомов химических элементов; должен знать: основные характеристики химического элемента; формулировку Периодического закона, структуру и закономерности Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
По теме: «Классификация неорганических соединений и их свойства» планируется следующие лабораторные работы: Химические свойства кислот и химические свойства оснований и солей. Гидролиз солей различного типа. Обучающийся должен уметь: составлять уравнения простейших химических реакций, определять по химическим формулам и уравнениям принадлежность веществ и реакций к классам соединений и типам реакций, а так же обучающийся должен знать: основные характеристики химического элемента, простого и сложного веществ, признаки и условия протекания химических реакций и смысл химических формул и уравнений.
Выполнение лабораторных работ ведет к вырабатыванию умений и навыков, которые объединяются в следующие группы: лабораторные умения и навыки, организационно-трудовые умения, и умения фиксировать выполненный опыт.
В состав лабораторных и навыков : умение проводить химические эксперименты с правил техники , наблюдать за и химическими реакциями.
К умениям относятся: чистоты, порядка на столе, правил техники , экономное расходование , времени и сил, умение в команде.
К фиксировать опыт : наблюдений, уравнений и выводов по ходу и итогам лабораторного .
Наиболее распространена форма оформления лабораторных работ: что делал (название опыта), что наблюдал (рисунок и описание наблюдений), уравнения реакций и формулировка вывода.
Можно проанализировать выполнение лабораторной работы в химической лаборатории по разделу органической химии на тему: «Получение и свойства этилена, ацетилена». Студенты после просмотра виртуальной лабораторной работы выполняют все условия к выполнению опытов. Обучающие самостоятельно выполняет лабораторную работу, под контролем преподавателя и лаборанта.
По окончании работы студенты должны оформить работу в лабораторных тетрадях и сделать выводы по проведенной работе. При проведении занятий с использованием виртуальных лабораторных работ было отмечено, что у студентов повышается эмоциональная и эстетическая убедительность преподавания, улучшение процесса усвоения знаний, у обучающихся сосредотачивается внимание на проблеме урока.
Следовательно, у обучающихся вырабатывается хорошая мотивацию к учебной деятельности через мультимедийные технологии. Обнаруживается позитивная тенденция успеваемости обучающихся – за лабораторные работы такого типа студенты получают в основном хорошо или отлично.
Исследование исключительно пополняет студентов новыми понятиями, умениями, навыками, но и есть способ контроля верности приобретенных ими знаний, оказывает более углубленному уяснению материала, пониманию знаний. Эксперимент дает возможность более детально реализовать себя в жизни, с дальнейшей практической деятельностью учащихся.
Реализация эксперимента с точки зрения процесса учения должно проделать путь по намеченным этапам:
- понимание цели опыта;
- анализ веществ;
- собирание или использование готового прибора;
- осуществления опыта;
- обсуждение результатов и выводы;
- разъяснение полученных результатов и оформление химических уравнений;
- формирование отчета.
Такого типа разделение на этапы предопределено содержанием курса химии.
Нужно уделить внимание улучшению технике безопасности обучающихся перед выполнением лабораторных работ. Кроме устных объяснений и изображение приемов работы, для этой цели применяются письменные инструкции, схемы, показ кинофрагментов, алгоритмические правила.
Практические занятия осуществляются в ходе учебного процесса и направлены на фиксацию теоретического материала. Перед выполнением практической работы проверяется готовность студентов к ее выполнению по возможности с использованием технических средств обучения и иных новых методов самоконтроля.
Выполнение практических занятия и лабораторных работ оформляются студентами в письменном виде, проверяются преподавателем. Педагог проверяет выполнение студентами практического занятия в согласии с инструкцией по выполнению.
Список практических занятий и лабораторных работ согласован с учебной программой и формирует у студентов знания и умения согласно с требованиями ФГОС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макареня, А.А. Методология химии. Пособие для учителя. / А.А. Макареня, В.Л. Обухов. - М.: Просвещение. 1983. - 160с. http://www.twirpx.com/file/2069071/
2. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учебник для студентов высших учебных заведений / Г.М Чернобельская. - М.: ВЛАДОС. 2000. – 336с. http://www.twirpx.com/file/71651/ |