Пятница, 10.05.2024, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения

Лабораторная и практическая работы как формы обучения химии в СПО в условиях ФГОС

УДК 337.1

ЛАБОРАТОРНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТЫ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В СПО В УСЛОВИЯХ ФГОС

 

Е.В. Герасина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: frau.gerasina2012@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрено влияние  практических и лабораторных работ на формирование умений и навыков по дисциплине «Химия».

В последнее время учителя химии соприкасаются на занятиях  с трудностью,  низкая мотивация студентов к изучению данной дисциплины. Сегодня это связанно с увеличением сложности программного материала и уменьшением учебного времени на освоение, что приводит к снижению качественной успеваемости по данному предмету.

Среди экспериментальных наук, химия оказывается наукой,  которая выполняет обучение учащихся через разные формы работы: демонстрационные опыты; лабораторные работы, практические работы, для контроля усвоения изученного материала и т.д. Умение осуществлять, наблюдать и объяснять химический эксперимент, пользоваться  веществами и оборудованием есть одним из самых важных компонентов при изучении химии  в СПО в условиях ФГОС.

Лабораторные работы отличаются от прежде тем, что работы проводятся как урок,  при изучении нового , а практические  работы  по окончании темы как средство сформированности умений и навыков.

работы – это метод , при котором учащиеся под учителя и по намеченному плану опыты, определенные задания, используя и инструменты, в чего происходит знаний и опыта .

В учебном плане по специальности среднего профессионального образования по программе базовой подготовки к базовым дисциплинам отведена химия, где дано 20 часов на проведение практических и лабораторных работ.

Например, в своей работе по разделу Общая и неорганическая химия планируется практическая работа по теме: «Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов». Цель работы закрепить знания по теме: «Периодическая система и периодический закон Д.И. Менделеева». Данная работа составлена так, что бы студенты по окончании темы сформировали умений и навыков и  должен уметь: определять количество протонов, электронов и нейтронов в атоме; изображать электронные формулы атомов химических элементов; должен знать: основные характеристики химического элемента; формулировку Периодического закона, структуру и закономерности Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

По теме: «Классификация неорганических соединений и их свойства» планируется следующие лабораторные работы: Химические свойства кислот и химические свойства оснований и солей. Гидролиз солей различного типа. Обучающийся должен уметь: составлять уравнения простейших химических реакций, определять по химическим формулам и уравнениям принадлежность веществ и реакций к классам соединений и типам реакций, а так же обучающийся должен знать: основные характеристики химического элемента, простого и сложного веществ, признаки и условия протекания химических реакций и смысл химических формул и уравнений.

Выполнение лабораторных работ ведет к вырабатыванию  умений и навыков, которые  объединяются в следующие группы: лабораторные  умения и навыки, организационно-трудовые умения, и умения фиксировать выполненный опыт.

В состав лабораторных и навыков : умение проводить химические эксперименты с правил техники , наблюдать за и химическими реакциями.

К умениям относятся: чистоты, порядка на столе, правил техники , экономное расходование , времени и сил, умение в команде.

К фиксировать опыт :  наблюдений, уравнений и выводов по ходу и итогам лабораторного .

Наиболее распространена форма оформления лабораторных работ:  что делал (название опыта), что наблюдал (рисунок и описание наблюдений), уравнения реакций и формулировка вывода.

Можно проанализировать выполнение лабораторной работы в химической лаборатории по  разделу органической химии на тему: «Получение  и свойства этилена, ацетилена». Студенты после просмотра виртуальной лабораторной работы   выполняют все условия к выполнению опытов.  Обучающие самостоятельно выполняет лабораторную работу, под контролем преподавателя и лаборанта.

По окончании работы студенты должны оформить работу в лабораторных тетрадях и сделать выводы по проведенной работе. При проведении занятий с использованием виртуальных лабораторных работ было отмечено, что у студентов повышается эмоциональная и эстетическая убедительность преподавания, улучшение процесса усвоения знаний, у обучающихся сосредотачивается внимание на проблеме урока.

Следовательно,  у обучающихся вырабатывается  хорошая мотивацию к учебной деятельности через мультимедийные технологии. Обнаруживается позитивная  тенденция успеваемости обучающихся – за лабораторные работы такого типа студенты получают  в основном хорошо или отлично.

Исследование исключительно пополняет студентов новыми понятиями, умениями, навыками, но и есть способ контроля верности приобретенных ими знаний, оказывает более углубленному уяснению материала, пониманию знаний. Эксперимент дает возможность более детально реализовать себя в жизни, с дальнейшей практической деятельностью учащихся.

Реализация эксперимента с точки зрения процесса учения должно проделать путь по намеченным этапам:

- понимание цели опыта;

- анализ веществ;

- собирание или использование готового прибора;

- осуществления опыта;

- обсуждение результатов и выводы;

- разъяснение полученных результатов и оформление химических уравнений;

- формирование отчета.

Такого типа разделение на этапы предопределено содержанием курса химии.

Нужно уделить внимание улучшению технике безопасности обучающихся перед выполнением лабораторных работ. Кроме устных объяснений и изображение приемов работы, для этой цели применяются письменные инструкции, схемы, показ кинофрагментов, алгоритмические правила.

Практические занятия осуществляются в ходе учебного процесса и направлены на фиксацию теоретического материала. Перед выполнением практической работы  проверяется готовность студентов к ее выполнению по возможности с использованием технических средств обучения и иных новых методов самоконтроля.

Выполнение практических занятия и лабораторных работ оформляются студентами в письменном виде, проверяются преподавателем. Педагог проверяет выполнение студентами практического занятия в согласии с инструкцией по выполнению.

Список практических занятий и лабораторных работ согласован с  учебной программой и формирует у студентов знания и умения согласно с требованиями ФГОС.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макареня, А.А. Методология химии. Пособие для учителя. / А.А. Макареня, В.Л. Обухов. - М.: Просвещение. 1983. - 160с. http://www.twirpx.com/file/2069071/

2. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учебник для студентов высших учебных заведений / Г.М Чернобельская. - М.: ВЛАДОС. 2000.  – 336с. http://www.twirpx.com/file/71651/

Категория: 5. Современный урок - проблемы, подходы, решения | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 1878 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика