УДК 377.5
ЭКСКУРСИИ В АРХИВ
И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ю.В. Колосова, преподаватель,
Факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел,
e-mail: kuv1009@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается роль экскурсий в архив для исторического познания и подготовки специалистов-делопроизводителей.
Всем известно, что архив – это кладезь человеческих знаний и опыта, накопленного поколениями. Информация, содержащаяся в архивных документах, вершит судьбы государств и отдельных граждан. Недаром с началом любой войны в первую очередь эвакуируют архивы.
Архив — это учреждение, структурное подразделение организации, осуществляющее учет, комплектование, хранение и использование архивных документов. Архивы являются главными хранителями письменных источников, их значение для исторического исследования трудно переоценить.
Архивы появились в XIV-XV вв. Тогда документы хранились при церквях и монастырях вместе с ценными вещами и книгами. Архив (от лат. «аrchivum» - присутственное место) – это учреждение, хранящее старые письменные исторические документы. Само слово «архив» появилось при Петре I, который предписал при каждой коллегии создавать два архива – один общий и один финансовый. Со временем архивное дело стало самостоятельной наукой об архивах. Дисциплина архивоведение занимается вопросами комплектования архивов, а также хранения и использования документов. В настоящее время архивы размещаются в специально построенных или приспособленных для хранения архивных документов зданиях, обеспечивающих нормативные условия хранения.
У нас в городе функционирует Государственный архив Орловской области. Сотрудники архива организуют временные стационарные тематические выставки - художественно оформленные подборки документов, предназначенных для их публичной демонстрации. Основная цель подобных выставок – пропаганда документов архива.
Организация проведения экскурсии в архив требует подготовки. Чтобы она не пропала даром, следует сформулировать несколько главных правил.
Во-первых, системность и взаимосвязь – это значит, что стоит определиться, как поступить – сначала изучить материал, а потом отправиться на экскурсию в архив, или вначале вызвать интерес экскурсией, а затем обсудить её итоги.
Во-вторых, последовательность – это значит, что экскурсии в архив должна проводиться в единой логической последовательности.
В-третьих, обратная связь. Независимо от того в какой форме проходила экскурсия, преподаватель должен вернуться к ней. Условное закрепление может иметь различные формы, наиболее популярная из которых – беседа. В ходе обсуждения студенты вспоминают интересные сведения, полученные при посещении архива, и курьёзные случаи. Возникают новые вопросы, для ответа на которые потребуется проведение новых экскурсий и работа с дополнительными источниками информации. Можно также выпустить стенгазету, создать фотоальбом, исследовательский проект. Конечно, в это работу нельзя вовлечь всех студентов. Зато каждый может составить небольшой отзыв по следующему предложенному плану.
Отзыв о посещении архива:
- Название архива, выставки.
- Тема экскурсии, дата посещения.
- Объекты, запомнившиеся мне во время осмотра.
- Что интересного, нового я узнал(а)во время экскурсии в архив? Где я могу применить полученные сведения?
- Какие впечатления у меня остались после экскурсии? Что бы я ещё хотел(а) узнать, посещая выставку?
- Творческая часть: рисунок, фотографии, стихотворение, рассказ (по желанию), иллюстрирующие моё посещение выставки.
Рисунок 1 - Студенты группы П-107 на выставке, посвящённой 450-летию г. Орла. 2016 г.
Студенты-первокурсники нашего факультета, в рамках изучения дисциплин «История» и «Обществознание» посетили следующие историко-документальные выставки в архиве:
- в 2016 году, «Орёл. Культурные традиции прошлого» к 450-летию основания города,
- в 2017 году – «История образования и просвещения. Гимназии в Орле».
Целью посещения выставок явилось расширения кругозора, воспитания патриотизма, развитие интереса к истории родного края и исследовательской работе.
Представленные материалы осветили обучение в 1-ой орловской гимназии известного художника Григория Мясоедова, писателя Леонида Андреева. Подлинные фотографии начала XX века продемонстрировали развитие фотографического искусства в Орле. Отдельный раздел выставки, посвященный деятельности в Орле музыкальных и литературно-драматических кружков и обществ, познакомил с созданием историко-археологического музея, положившего начало орловскому краеведческому музею.
Студенты внимательно рассматривали документы по истории орловского театра – афиши театральных постановок, билеты на спектакли. Наибольший интерес вызвал проект цирка, который планировали открыть в нашем городе в начале XX века. Но, к сожалению, Первая мировая война, а впоследствии и революция 1917 года помешали осуществлению этого замысла.
Рисунок 2 - Проект цирка в г. Орле. 1907 г.
Студенты с удивлением отметили, что все рукописные материалы, представленные на выставке, написаны пером и чернилами каллиграфическим почерком.
Знакомство с архивными документами в 2017 году позволило узнать об образовании в последней четверти XIX - начале XX вв. в государственных и частных гимназиях в городе Орле. Студенты познакомились с особенностями учебного процесса, правилами поведения, и особенностями обучения.
После интересной экскурсии главного специалиста архива Татьяны Сергеевны Новиковой, студенты смогли самостоятельно ознакомиться с экспозицией, прочитать особо ценные документы об обучении в первой мужской гимназии выдающихся личностей – П. А. Столыпина, П.К. Штернберга, Л. Андреева, Н. Н. Поликарпова, а также в женской гимназии жены С. Есенина – Зинаиды Райх. Рассказ о событиях этих годов сопровождался показом архивных документов, их цитированием. Интерес вызвали экспонированные документы на выставках.
По результатам посещения выставки с целью установления обратной связи была проведена беседа. Студенты написали отзывы, в которых отметили:
- «Из экскурсии запомнилось, что при учебных заведениях были пансионаты, в которых ученикам предоставляли комнату, одежду и еду. Иногда с воспитанниками занимался учитель, который помогал делать домашнюю работу. Похоже на сегодняшнее общежитие и занятия с репетиторами»;
- «Особенно интересно было потрогать пожелтевшие старые рукописные листы, покрытые архивной пылью, а не оцифрованные на компьютере; увидеть оценки в журналах (очень много двоек!), записи учителей по поводу поведения и узнать о мерах наказания в адрес одного ученика; изучать расписание уроков разных классов и фотографии»;
- «В целом, было приятно погрузиться в атмосферу Российской империи конца XIX столетия, хотя бы на небольшой промежуток времени проникнуться той эпохой»;
- «Мне бы хотелось вернуться в архив, чтобы серьёзно поработать с историческими источниками и узнать что-то о своей семье, о моих предках»;
- «Очень интересная выставка заставила задуматься о роли образования в обществе».
Рисунок 3 - Студенты группы П-107 на выставке, посвящённой гимназиям г. Орла. 2017 г.
В рамках экскурсии по выставкам архива студенты первого курса получают первое представление об этом учреждении и знакомятся с материалами, которые необходимы при изучении истории и обществознания. На втором курсе студенты, обучающиеся по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) после изучения профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Делопроизводитель» и междисциплинарного курса «Документирование и организационная обработка документов» совершают уже обзорную экскурсию в Государственный архив. Такая экскурсия предпринимается с другой целью - ознакомления с составом фондов архива, работой архивохранилищ, отделов архива, читального зала. Студенты знакомятся с главными задачами архивов: хранением, учетом, комплектованием фондов и использованием документов, открывают для себя, каким образом обеспечивается основное назначение архива – сохранность документов. Студенты получают представление об архивных документах, их содержании в хранилище, реквизитах, позволяющих идентифицировать документы.
Экскурсия производит огромное впечатление на будущих специалистов в области делопроизводства:
- «После посещения архива знания, полученные на занятиях, стали более реальные. Очень понравился экскурсовод и то, как он нам донёс материал».
Дополнительную информацию об архиве обучающие могут получить на страничке сайта Государственного архива Орловской области - http://www.gosarchiv-orel.ru/
Таким образом, экскурсия по архиву способствует популяризации исторических документов, играет важную роль в воспитании уважения к историческим ценностям и к труду архивиста, формировании нравственности, патриотизма у студентов. Студенты узнают, что архивы являются хранителями информации, отражающим материальную и духовную жизнь общества, имеющими историческое, культурное, социальное значение. Архивы все активнее воздействуют на общественную жизнь и, возвращая обществу «уснувшую память», стимулируют его развитие. Также экскурсия в архив имеет большое значение в подготовке специалистов в области делопроизводства. Посещение архива вызывает у студентов еще больший интерес к выбранной специальности и позволяет наглядно увидеть свою будущую работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дорожкина Н. И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – с. 202-206.
|