Четверг, 09.05.2024, 23:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании

Вопросы внедрения практико-ориентированных форм обучения для обеспечения качества профессионального образования

УДК 377.1

ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

И.Н. Смагина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: incm22@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы практико-ориентированных форм обучения и анализируются положительные и отрицательные результаты внедрения практико-ориентированной направленности в профессиональном образовании.

О качестве образования в профессиональном колледже можно судить и по тому, какие ответы можно получить на следующие вопросы: Кого учим и чему учим? Кто учит и как учим? Каковы материальные ресурсы?

Система качества образования в учреждениях среднего профессионального образования является комплексом разработанных нормативно-методических документов, определяющих содержание, технологии, методы и средства работы всех преподавателей и студентов по дальнейшему повышению качества образовательного процесса и профессиональным компетенциям выпускников колледжа. В Ливенском филиале ОГУ имени Тургенева осуществляется подготовка обучающихся по специальностям СПО, в том числе по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией.

Главная роль в обеспечении качества образования ложится на плечи педагогических кадров: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения. А поэтому он должен обладать самым передовым опытом в преподавании своего предмета, владеть современными методиками , знать в совершенстве языки программирования и как следствие – ежегодно проходить различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на производстве с целью повышения качества учебной деятельности и целевого привлечения высококвалифицированных специалистов для участия в образовательном процессе. В нашем колледже преподаватели Ливенского филиала ОГУ имени Тургенева проходят стажировку на предприятиях; участвуют в конкурсах, в международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях; публикуют статьи. Преподаватели нашего колледжа широко используют различные образовательные технологии: предметно-ориентированные, личностно-ориентированного образования, диалоговые и другие.

Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практико-ориентированное обучение.

Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде. В новых федеральных стандартах представлены не только знаниевые дидактические единицы, но и умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции. Согласно рекомендациям Министерства образования и Федерального Института Развития Образования каждое умение должно быть отработана в ходе выполнения практических работ, в данный момент около 60% аудиторных часов отводится на выполнение практических и лабораторных работ.

В целях изучения потребностей работодателей необходимо провести маркетинговые исследования. По результатам исследований была окончательно сформирована вариативная часть учебных планов.

Какие проблемы при этом возникают? Переход на стандарты нового поколения предопределяет необходимость совершенствования материально-технической базы учебного заведения для формирования опыта практической деятельности. Большая работа в этом направлении проводится и в нашем колледже. Естественно, каждому преподавателю приходится перерабатывать рабочую программу и вносить изменения по количеству практических работ студента, а также перерабатывать тематику работ. Особое внимание уделяется практической направленности дисциплин, представленных в вариативной части учебного плана. Они согласовывались с руководящими работниками предприятий города Ливны соответствующего профиля. Вариативная часть дает возможность расширению и углублению умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Очень важным является создание условий для проведения лабораторных и практических работ. Достоинством такого вида деятельности является то, что после изучения теоретического материала у студентов появляется возможность закрепить изученный материал. В случае, когда работа не зачтена, то можно увидеть допущенные ошибки и выполнить работу заново. Проведение практических работ позволит обучающимся уже на учебных занятиях правильно выбрать алгоритм, определить порядок действий и выполнить задание, все это способствует приобретению практического опыта работы.

Практическая направленность обучения отслеживается и при проведении квалификационных экзаменов. Разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда вошли аттестационные листы, заполняемые во время прохождения учебных и производственных практик, образцы тестовых заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю. Результат экзаменов показал, что все учащиеся освоили определенный вид деятельности. Для проведения практик преподавателями нашего колледжа были разработаны рабочие программы учебных и производственных практик, в которых были определены все виды работ с указанием количества часов, необходимых для их выполнения. Если на учебной практике рассматривались вопросы, связанные с отработкой умений и получением первичного практического опыта, то на производственную практику выносились вопросы, связанные с приобретение практического опыта по конкретному виду деятельности. В ходе прохождения практики на каждого учащегося заполняется аттестационный лист, с указанием оценки, подтверждающей приобретение практического опыта по выполнению определенного вида работ.

Преподаватели специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», третий год работающие с профессиональными модулями, отмечают, что после сдачи квалификационных экзаменов учащиеся более вдумчиво относятся к выполнению работ на практике, они понимают, что при сдаче экзамена каждый из них должен предъявить результат, который докажет, что данный вид профессиональной деятельности освоен. Практическая направленность обучения СПО позволит выпускникам быть более подготовленным и востребованным на рынке труда Орловской области, поскольку работодатели сегодня заинтересованы в констатации готовности специалиста к решению профессиональных задач и наличия у него творческого потенциала, а междисциплинарные оценочные средства позволяют оценить как общие, так и профессиональные компетенции, обеспечивающие квалификацию будущего специалиста.

Отмечу основные результаты внедрения практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании, как с положительной, так и с отрицательной стороны (табл. 1). Качество образования в Ливенском филиале ОГУ имени Тургенева рассматривается не только как результат практико-ориентированных подходов в образовании, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной изменениями деятельности образовательного учреждения и отдельных обучающихся. Обновление содержания образования и развитие механизмов контроля качества подготовки студентов; укрепление кадрового потенциала; развитие материально-технической базы колледжа; развитие системы социального партнёрства. Итогом качественного образования являются такие качества личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; самоидентификация, способная к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

 

 

Таблица 1 - Основные результаты внедрения практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс].- URL: www. adu.ru. –(дата обращения 5.05.2014).
  2. Блинов В.И., Качество среднего профессионального образования в современных условиях / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков // Педагогика. — 2012. — № 6. — С. 75—81.
  3. Сергеева Т.А. Механизмы государственно-общественного управления образовательным учреждением: методические рекомендации. М.: Профессионал,2011. — 67 с.
  4. Харькова Е.В. Общественно-государственная оценка качества образовательных услуг в довузовском профессиональном образовании. // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 11. — С. 2—3.

 

 

Категория: 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 597 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика