Пятница, 10.05.2024, 12:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании

Развитие профессионально важных качеств у экономиста в системе СПО ЛФ ОГУ им. И.С.ТУРГЕНЕВА

УДК 377.1

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У

ЭКОНОМИСТА В СИСТЕМЕ СПО ЛФ ОГУ им. И.С.ТУРГЕНЕВА

 

Е.И. Дорогавцева, канд.экон.наук, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: dmitry.doro@yandex.ru

 

Аннотация. Растущая глобализация, структурные изменения в экономике влияют на требования к качеству подготовки специалистов, особенно выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. По-прежнему существует острый дефицит экономистов среднего звена, качество подготовки которых во многом определяется формированием у них профессионально важных качеств.

Важной частью обучения выступает целенаправленная деятельность по формированию и развитию профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения эффективности практической деятельности выпускников-экономистов.

Постоянное повышение требований к качеству подготовки студентов СПО определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств будущих специалистов, т.е. это те индивидуальные характеристики, которые помогают формированию у личности позитивного отношения к своей профессии, к людям, с которыми он трудится, стремление к личному росту и профессиональному развитию.

Профессионально - важные качества у студентов формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые ускоряют этот процесс и делают его более успешным. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными навыками работы. Не менее важным является опыт исследовательской, творческой и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по конкретному профессиональному вопросу, проблеме.

Профессия «экономист» сегодня одна из самых востребованных на рынке труда. Экономисты работают во всех сферах экономики.

Выпускники находят применение полученным знаниям и на производстве, и в бизнесе, и в финансовом секторе, и в науке. Но по статистике около 50 % предпочитают работать в банках или в консалтинговых компаниях.

В настоящее время рынок труда предъявляет высокие требования к экономисту.

В ЛФ ОГУ им. И.С. Тургенева профессионально-важные качества у студентов, формируются в процессе обучения, а именно изучения дисциплин профессионального цикла. Профессии экономического профиля требует от специалиста, желающего преуспеть в своей профессиональной жизни, не только хорошую подготовку, но и определенные способности, и личностные качества, такие как: умение анализировать большой объем информации; хорошая память; высокая концентрация внимания; терпение, коммуникабельность, организаторские способности.

Достижение вершин в профессиональной деятельности невозможно без хорошего понимания личностью и педагогом, которые формируют опыт профессиональной деятельности, ее сущности, структуры, механизмов функционирования и развития.

При подготовке специалистов по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в ЛФ ОГУ им. И.С.Тургенева изучаются дисциплины и профессиональные модули:

- Общепрофессиональные дисциплины (ОП.): «Статистика», «Экономика организации», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Менеджмент»;

- Профессиональные модули (ПМ): «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» и др., позволяющие сформировать экономическое мышление.

Для формирования профессионально - важных качеств, необходимы:

- целенаправленная подготовка студентов к отбору в конкретных условиях деятельности наиболее значимой экономической информации, являющейся основой будущей профессиональной деятельности;

- подготовка будущих специалистов для прогнозирования результатов их работы и разработки программ действий по их достижению;

- включение студентов в самостоятельную работу по организации научно - исследовательской работы по материалам производственной практики.

Педагогам, занимающимся изучением условий по формированию профессионально - важных качеств в процессе труда, важно знать особенности профессиональных требований к профессиональным качествам работника экономической сферы, что в дальнейшем позволит определить степень профессионального соответствия человека конкретной профессии.

Важным понятием в трудовой деятельности является характеристика деловых и личностных качеств, понимаемая как выделение и описание качеств, необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного осуществления. Эти качества называются профессионально - важными качествами.

Проанализировав профессионально - важные качества экономиста, формируемые в процессе обучения в учреждениях СПО при изучении дисциплин общепрофессионального цикла по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет в ЛФ ОГУ им. И.С. Тургенева, таких как «Менеджмент», «Экономика организации», «Аудит», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» выявили следующие умения: делать выгодные сделки, надежность, желание заработать, здоровье, сообразительность, энергичность, профессиональная компетентность, умение напрямую общаться «лицом к лицу» и по телефону, самообладание, предприимчивость, деловая хватка, точность прогноза и разумный риск, обязательность, своевременность, честность, порядочность, умение заменить коллегу.

В ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) это носит название - профессиональные компетенции.

Современное общество ставит перед собой задачу подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи, в ЛФ ОГУ им. И.С.Тургенева особое значение приобретает проблема подготовки бухгалтеров нового поколения, от компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в России.

На качество образования в СПО влияют многие факторы, особенно важные из которых связаны с формами и методиками обучения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельности и творческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и компетентности.

Изучение фактического состояния организации учебного процесса в системе СПО показало, что изучение экономических дисциплин зачастую отличается от экономической практики будущих специалистов, а в образовательном процессе, используют преимущественно традиционные формы и методами обучения. Совершенствование подготовки кадров, укрепление практической направленности требует использования таких форм, методов и средств обучения, которые повышают познавательную активность будущих экономистов и удовлетворяют потребности современной социально-экономической практики.

Одним из эффективных способов формирования профессиональных компетенций специалистов, вооружение их необходимыми теоретическими знаниями и практикой является внедрение активных и интерактивных форм и методов проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

Интерактивные методы в преподавании, например, таких дисциплин, как «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации» помогают развить интерес к изучению дисциплины, развить коммуникативные и организаторские навыки у студентов, научиться работать в малых группах. Помимо этого инновационные технологии, способствуют эффективному процессу обучения, позволяют использовать ролевые и деловые игры для закрепления полученных теоретических знаний на практике. Например, при изучении нескольких тем, для демонстрации особенностей финансовой деятельности по учету конкретного вида имущества и источников его формирования целесообразно применять методы игрового обучения. Преимущество этого метода в том, что каждый участник может представить себя в предложенной ситуации, почувствовать те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Например, игра «Инвентаризация готовой продукции на складе», которая является частью изучения МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации». В ходе игры участвуют пять студентов, четыре из них выполняют роль счетной комиссии, один студент играет роль кладовщика на складе готовой продукции. Члены счетной комиссии производят опись имущества, сопоставляют полученные данные с данными бухгалтерского учета. Итоги проделанной работы записываются в отчетной документации, которая отражает результаты инвентаризации и представляет заключение об устранении недостач или излишков, если таковые имеются. По результатам проигранной ситуации, преподаватель оценивает активность студентов и обсуждает правильность принятых решений.

Особое значение имеет работа в малых группах. В этом случае педагог обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, поддержку (дает советы, разъяснения), когда нет других ресурсов. Так в ходе выполнения лабораторных работ по дисциплине «Компьютерное программное обеспечение бухгалтерского учета» студенты работают в малых группах, предлагая решения ряда проблемных вопросов и задач. Такая организация позволяет развивать умение работать в команде, коммуникативные навыки, ответственность за результаты выполняемой работы, а также организовывать взаимную помощь между членами малых групп по конкретным задачам.

Еще одним эффективным методом преподавания бухгалтерского учета являются интерактивные экскурсии. Например, при изучении темы «Учет основных средств» студенты могут быть приглашены к участию в интерактивной экскурсии. А экскурсию можно организовать как в режиме offline, т. е. студентам предлагается просмотреть видеоролик, на котором запечатлен процесс организации учета основных средств по конкретному предприятию, а затем составить отчет о том, что они видели и слышали; либо ее можно организовать в виде телеконференции, когда эту работу показывают в режиме реального времени, в сопровождении специалиста от предприятия. Телеконференция позволит студентам задавать вопросы непосредственно их интересующие из учебной аудитории и получать на них компетентные ответы.

В качестве выявления обратной связи в процессе преподавания педагогу можно порекомендовать использование интерактивных рефлексивных методов обучения, например, технология ЗХУ: «Знаю. Хочу знать. Умею.», суть, которой состоит в том, чтобы студенты заполнили специальную таблицу. Перед изучением каждой новой темы, студенты сначала заполняют первые две колонки «Знаю», «Хочу знать», а после изучения темы заполняется колонка «Узнал». Этот метод позволяет студентам и преподавателю осуществить рефлексию учебных достижений. Дополнить и развить профессионально важные качества студента - экономиста ЛФ ОГУ им. И.С. Тургенева помогает производственной практике на предприятиях. Она позволяет закрепить полученные в колледже теоретические знания и в дальнейшем применять их в профессиональной деятельности.

Общие и профессиональные компетенции, определенные в ФГОС СПО, необходимы для формирования личности и профессионала, для этого в ЛФ ОГУ им. И.С. Тургенева созданы все условия. Преподаватели постоянно совершенствуют и повышают уровень профессионального мастерства: вместе со студентами колледжа, проводят «Дни открытых дверей», «Дни занимательной науки», совершают экскурсии на предприятия города, проводятся семинары с участием представителей ИФНС, конкурсы профессионального мастерства, где развиваются профессионально важные качества.

Использование интерактивных методов и технологий в преподавании бухгалтерского учета позволяет сделать процесс более интересным и продуктивным.

Таким образом, используя известные педагогике активные методы обучения, мы подготовили рекомендации по формированию профессионально важных качеств будущих экономистов в системе СПО. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активное обучение рассматривается как переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации педагогического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении и необходимых качеств будущих экономистов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт // http://Минобрнауки. РФ, 2009г.

2.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П. Беспалько. М.: Издательство ИРПО МО РФ, 2010. 336 с.

3.Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 474 с.

Категория: 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика