Пятница, 10.05.2024, 13:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании

Междисциплинарный тренинг как фактор повышения уровня сформированности компетенций техника-программиста

УДК 377.131.14

междисциплинарный тренинг как фактор повышения уровня сформированности компетенций техника-программиста

 

Е.В. Семина, канд. техн. наук,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: e.v.semina@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье представлен опыт автора по проведению для выпускников-программистов междисциплинарного тренинга комплексной работы над индивидуальным проектом, показана его эффективность в формировании повышенного уровня компетенций.

Внедрение ФГОС СПО обусловило переход от традиционного центрированного на преподавателе подхода в среднем профессиональном образовании к студенто-центрированному. Последняя модель фокусируется не только на преподавании, но и на том, что, как ожидается, смогут делать обучающиеся по окончании изучения дисциплины или модуля. Студенто-центрированной подход позволяет сфокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента. Основной задачей, поставленной перед преподавателями, является обеспечение получения образовательного результата – формирование соответствующих компетенций.

Актуализация компетенций является результатом накопления опыта деятельности. Компетенции, базирующиеся на аккумуляции знаний и представляющие собой способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области, характеризуют профессиональные качества будущего специалиста.

Компетенции в соответствии с ФГОС СПО делят на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Общекультурная компетенция определена как способность успешно действовать при выполнении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция – это способность успешно находить решения в проблемных ситуациях в конкретной профессиональной деятельности. В качестве примера общекультурных компетенций ФГОС СПО по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) можно привести ОК 2 - способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 5 - способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции ФГОС СПО соотносит видам деятельности. Например, ОВД 5.2.2 - разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности соответствует ПК 2.2 – способность разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов; ОВД 5.2.4 - обеспечение проектной деятельности соответствует ПК 4.1 – способность обеспечивать содержание проектных операций.

Общепринятые методические установки оценки компетенций на данный момент не сформированы. Наибольший интерес в данном контексте представляет оценка качества подготовки студента по уровням сформированности компетенций в процессе изучения дисциплины (модуля), характеризующим этапы формирования компетенций и обеспечивающим достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Для каждого вида профессиональной деятельности компетенции могут быть сформированы на одном из уровней: пороговом, базовом или повышенном. Характеристикой достигнутого уровня сформированности компетенций является степень обученности, т. е. освоение обучающимся планируемых результатов обучения – знаний, умений и навыков практической деятельности [1].

Соответствие результатов обучения с уровнем сформированности компетенции может быть установлено по табл. 1 на основе методологии, предложенной В.П. Беспалько и используемой в проекте ФЭПО. Данный подход таксономии результатов обучения различает несколько степеней обученности (рис. 1):

1. Различение (распознавание, узнавание) – из предложенного набора информации обучающийся может выделить необходимую, еще не в состоянии практически ее применять.

2. Запоминание (воспроизведение, решение типовых задач) – правильно объясняя законы, правила или другие сведения, обучающийся может решать типовые задачи, что, позволит ему в дальнейшем развить такие качества умственной деятельности, как глубина, гибкость, критичность, доказательность, эвристичность.

3. Умение (применение, компетентность) – обучающийся может решать вариантные (эвристические) задачи, стремясь применить полученные знания на практике.

4. Перенос (творчество, поиск действия) – обучающийся способен переносить знания, приобретенные в рамках одного предмета в другую область или применять их в нестандартных ситуациях, показывая межпредметный характер действенных знаний.

Таблица 1 – Критерии оценивания уровня сформированности компетенций

Объект оценки

Критерий оценки

Уровень сформированности компетенций

Студент

2 степень обученности

Пороговый

3 степень обученности

Базовый

4 степень обученности

Повышенный

Формирование той или иной компетенции далеко не всегда может быть прямо соотнесено с освоением одной определенной дисциплины (модуля).

Рисунок 1 – Методология В.П. Беспалько

Компетенции вырабатываются параллельно и совокупно в ходе всех форм учебной работы студента – освоения отдельных дисциплин и модулей, прохождения практик и самостоятельной работы. Наиболее эффективным методом повышения мотивированности студентов является работа над индивидуальным проектом.

Учебным планом специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) ФСПО ПТИ ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С. Тургенева" предусмотрено изучение междисциплинарных курсов "Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности" и "Обеспечение проектной деятельности" в 7 семестре. В начале текущего учебного года для каждого обучающегося была сформулирована тема выпускной квалификационной работы. В соответствии с выбранными для ВКР индивидуальными проектами в рамках МДК "Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности" осуществлялась реализация программной системы, а при изучении МДК "Обеспечение проектной деятельности" выполнялась планирование проекта и разработка проектных спецификаций к создаваемому программному продукту. В результате комплексной работы над индивидуальным проектом каждым из студентов были разработаны функциональная модель ПП, логическая модель хранения данных, проектные спецификации средствами UML, выполнено планирование и анализ проекта, реализован прототип ПП, что показало высокую эффективность проведенного междисциплинарного тренинга в формировании повышенного уровня компетенций выпускников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кеннеди Д. Написание и использование результатов обучения: практическое руководство / Сравнительный анализ опыта разработки компетентностно-ориентированных образовательных программ в вузах Российской Федерации и ведущих европейских стран (в контексте Болонского процеса). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/edu/umu/ publ_result_ obucheniya.pdf

Категория: 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 486 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика