Воскресенье, 28.04.2024, 05:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании

Формирование профессиональных компетенций студентов экономических специальностей посредством инновационных методов обучения

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Н.Г. Музалевская, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: fspo-men@rambler.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные методы обучения студентов экономических специальностей, позволяющие обеспечить подготовку грамотных специалистов, способных использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности, а также самостоятельно продолжать обучение, адекватно и оперативно реагируя на изменения внешней среды.

Профессиональные компетенции – понятие достаточно актуальное для современного рынка труда, важное в определении направлений профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов.

Профессиональные компетенции обучающихся формируются в ходе теоретической и практической подготовки в профессиональных образовательных учреждениях.

Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, подразумевающий создание форм и условий для достижения определённого результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.

Одним из эффективных направлений формирования профессиональных компетенций обучающихся является использование инновационных методов обучения.

Инновационные методы характерны для всех видов деятельности человека и для процесса обучения в том числе. Они – результат научного поиска и передового опыта. Инновационные методы обучения ориентированы на творческий поиск, постоянное самообразование и развитие студентов. Инновационные методы обучения предполагают совершенствование приемов и средств обучения, внедрение новшеств в совместную деятельность преподавателя и студента.

В переводе с латинского «инновация» означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогической деятельности инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности обучаемого и обучающего.

В современных условиях обучение студентов экономических специальностей невозможно без применения инновационных методов, которые направлены на подготовку будущих профессионалов, способных самостоятельно, нестандартно и своевременно реагировать на все происходящие в мире изменения.

Чтобы добиться успешной подготовки специалистов экономического профиля, необходимо сочетать традиционные и инновационные методы обучения.

В своей работе наряду с традиционными методами преподавания, такими как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, я стараюсь широко использовать и инновационные методы обучения. К ним можно отнести кейс-метод, использование компьютерных технологий и видеоматериалов, метод проектов, метод проблемного изложения, деловые игры.

Остановимся на некоторых из этих методов.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов) [2].

Метод кейса предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу студента, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.

Метод кейса способствует развитию у студентов изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий при наличии фактической информации. Анализируя и диагностируя проблему, студент развивает в себе такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, коммуникативные умения, умения дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Метод способствует развитию чувства уверенности, выявлению и развитию лидерских качеств.

Использование данной технологии дает следующие результаты:

  • делает обучение деятельным, так как студенты ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;
  • развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы;
  • развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство лидерства, деловую этику;
  • повышает интерес к изучаемым предметам и будущей профессии.

Таким образом, внедрение кейс-метода позволяет сформировать у будущего специалиста способность предварительного анализа ситуации, без которой невозможно принятия эффективных решений.

К распространенным инновационным методам в преподавании экономических дисциплин можно отнести деловые игры. С помощью игр можно смоделировать реальные процессы, которые происходят в экономике. Основное преимущество учебных игр – возможность применения теоретических знаний на практике.

Деловые игры задействуют личность участников. Во всех работах, посвященных методу деловой игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, указывается на повышение мотивации обучения, появления интереса к изучаемому предмету.

Проведение деловой игры требует от преподавателя определенных навыков и в частности умения конструирования игровой ситуации в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и результативность игры:

  1. Выбор темы, определение целей и задач.
  2. Распределение ролей среди участников с учетом знаний и психологических особенностей студентов.
  3. Разработка структурно-логической схемы игры, заданий каждой службе, отделу, подгруппе.
  4. Разработка методических рекомендаций для студентов с полным описанием игровой ситуации.
  5. Изучение студентами материалов рассматриваемой темы для отработки различных вариантов решений.
  6. Разработка системы оценивания результатов, отражающих уровень сформированных компетенций.

Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля, достаточно многообразна, поэтому применение деловых игр помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

В процессе проведения деловых игр были отмечены следующие результаты:

  • повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в ходе деловой игры;
  • студенты получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;
  • участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых;
  • изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;
  • растет самооценка обучаемых, а у тех, у кого она завышена, становится более объективной;
  • накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.

Организация и проведение деловых игр в полной мере доказали свою эффективность в достижении учебных целей и формировании профессиональных компетенций при подготовке студентов по экономическим специальностям.

Еще одним из эффективных инновационных методов обучения является метод проектов, который позволяет студентам успешно усваивать учебный материал, развивать их творческий потенциал, заниматься самообразованием и самовоспитанием [3]. Проект представляет собой комплексное задание. Он ориентирован на конкретную групповую или индивидуальную деятельность студентов, которая дает им возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Основным требованием применения метода проекта является постановка конкретной задачи, которая должна быть решена в процессе реализации данного проекта.

Выделяют следующие основные принципы реализации проекта:

  • Связь цели проекта с реальной жизненной ситуацией.
  • Заинтересованность студентов в реализации проекта. Успешное выполнение проекта возможно только при условии заинтересованности студентов в данной работе и мотивации со стороны преподавателя.
  • Самостоятельность выполнения студентами проекта. Студенты должны самостоятельно выбирать тему проекта и планировать работу над ним.
  • Взаимная ответственность студентов при работе над проектом. Успешная реализация проекта зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на протяжении всех этапов работы.
  • Достижение конкретного результата при выполнении проекта. Результатом реализации данного принципа является продукт проекта, т.е. презентация проекта.

Подводя итог, можно отметить, что эффективность применения инновационных методов обучения очевидна. Данные методы способствуют повышению уровня усвоения знаний, учат студентов творчески мыслить, применять теорию на практике, развивают самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения.

Таким образом, использование инновационных методов обучения является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля и позволяет сформировать ряд профессиональных компетенций, необходимых для успешного трудоустройства и карьерного роста выпускников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.

2. Кейс-стади: принципы создания и использования. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. 114 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.

4. Панина, Т.С. Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие – М.: Академия, 2007.

5. Просалова, В. С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода / В. С. Просалова / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», №3, 2013 [Электронный ресурс].

Категория: 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 1020 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика