Пятница, 10.05.2024, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании

Формирование профессиональных компетенций обучающих на основе стандартов FUTURESKILLS

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ FUTURESKILLS.

 

О.В. Болотская, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева , г. Ливны,

e-mail:anc64@mai.ru.

 

Аннотация: В данной статье проанализированы характерные особенности внедрения стандартов подготовки кадров Worldskills в системе СПО. Обоснована необходимость корректировки программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебных и производственных практик, тематики курсовых и дипломных работ в соответствии со стандартами WorldSkills. Показана важность формирования профессиональных компетенций обучающихся в соответствии со стандартами WorldSkills,FutureSkills

Мы входим в новый уклад жизнедеятельности.Скорость жизни опережает скорость статистического накопления информации человеком.В ближайшие 5–7 лет произойдут существенные изменения во всех массовых профессиональных сферах деятельности. В связи с распространением робототехники, новых материалов, мобильных приборов и устройств произойдет существенное изменение стандартов качества и производительности труда. Границы профессий и компетенций расширяются уже сегодня. Даже такие простые профессии ,как, например, сантехник и плиточник, становятся высокотехнологичными. Повседневными обычным становится применение робототехники и систем поддержки принятия решений. При этом сегодня нет способов и методик проектирования профессиональной успешности, соответствующих времени. В этих условиях можно начинать адаптироваться и изменять соревнования WorldSkills под новые и будущие требования FutureSkills. На простом языке и на высокопрофессиональном уровне сегодня FutureSkills начинает разговор по существу и одновременно решает ряд ключевых вопросов:

—проведение исследований и выработку согласованной повестки на подготовку кадров по новым профессиям;

—проектирование соревнований по новым профессиям в новых форматах;

—разработка образовательных программ на основе стандартов WorldSkills с возможностью последующего международного признания компетенций.

Сегодня FutureSkills – это одна из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), направленная на опережающую подготовку кадров. Основные треки FutureSkills нацелены на проектирование новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики; выявление трансформирующихся компетенций и проектирование путей их трансформации; работа с уходящими компетенциями: поиск «гавани» для «лишних» людей, которые рискуют в будущем быть вытесненными из профессии. Каждый из треков делится на исследовательскую, практическую и образовательную части:

Исследовательское направление проекта – это поиск ответа на вопрос, как будет трансформироваться мир профессий в XXI веке. Стремительная автоматизация и роботизация всех сфер производства, появление новых технологий, перестройка социальных связей и растущая сложность – всё это оказывает серьёзное воздействие на то, как выглядит наша деятельность и наше рабочее место. Одна из глобальных миссий исследовательского направления FutureSkills – выявление технологических и социальных трендов, которые больше всего повлияют на рынок труда в условиях цифровой экономики. Чтобы предотвратить ожидаемые негативные последствия, российские и международные эксперты из бизнеса, образования, государственного управления ведут обсуждения, какими навыками должны обладать специалисты. Исследовательская часть проекта FutureSkills, как правило, проходит в формате форсайт-сессий. За 2016-2017 проведена серия сессий по новым и трансформирующимся компетенциям в аэрокосмической отрасли, металлургии, ИТ, результаты которых были презентованы на мероприятиях деловой программы Национального чемпионата в Краснодаре. Кроме того, в рамках чемпионата будет проведена форсайт-сессия по трансформирующимся компетенциям с участием российских и международных экспертов WorldSkills.

Практическаячасть представляет собой апробацию результатов исследований на соревнованиях по стандартам WorldSkills. Впервые соревнования FutureSkills были представлены на чемпионате WorldSkillsHi-Tech 2014 в Екатеринбурге. Список перспективных компетенций постепенно расширяется. В рамках V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) проект FutureSkills представлен блоком соревнований по 9 малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы: прототипирование, инженерные космические системы, промышленная робототехника, реверсивный инжиниринг, технологии композитов, геномная инженерия, эксплуатация беспилотных авиационных систем, лазерные технологии, командная работа на производстве.

Образовательная часть предполагает использование разработанных компетенций, чтобы сформировать новые образовательные программы для подготовки востребованных кадров будущего.Развитие проекта обусловлено стремительными глобальными изменениями в сфере технологий и производства, которые диктуют новые требования к кадрам и к их подготовке.

Как показывает практика, уже сегодня в колледжах необходимо обучать студентов не устаревшим профессиям, а учить их перспективным профессиям, которые будут востребованы на рынке труда через 3–5 лет. Сама необходимость внедрения их сейчас связана не с развитием специальностей, а с подготовкой новых программ обучения. Сегодня крайне ограничены знания педагогов и мастеров системы СПО о передовых международных стандартах, о технологиях организации обучения, оценке качества профобразования, критериях организации и оценки профессиональных компетенций учащихся.

В образовательных программах учебных заведений системы СПО отсутствуют квалификационные требования, соответствующие мировым. По всем компетенциям WorldSkills сложность задания превышает требования образовательных стандартов РФ. Оснащение конкурсных мест чемпионата мира принципиально отличается от существующего оснащения мастерских и лабораторий учебных заведений в России. Учебно-методическое обеспечение профессий в колледжах не соответствует пока мировому уровню развития профессий.

Учебные программы разрабатываются на основе ФГОС. Системообразующим компонентом ФГОС СПО является характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам деятельности образовательного процесса. Модульное построение учебного процесса даёт возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований в соответствии с международными стандартами. Сравнительный анализ конкурсных заданий по стандартам WS и профессиональным модулям ФГОС показал, что в профессиональных стандартах WS трудовые функции представлены намного шире, чем виды профессиональной деятельности в ФГОС. Для профессии специальность 15.02.08 «Технология машиностроения» необходима реализация образовательных модулей с учетом стандартов WS. Необходимо отметить, что техническое описание WS каждой из компетенций с содержащимися в нем квалификационными требованиями к участнику являются профессиональными стандартами на высоком международном уровне. В условиях дефицита мотивирующих факторов к модернизации отечественного профобразования, WS, по сути, является одним из немногих эффективных инструментов для формирования профессиональных компетенций, повышения престижа и популяризации рабочих профессий и организации профессиональной подготовки кадров, соответствующих современным международным стандартам по уровню квалификации, качеству труда и владению передовыми профессиональными технологиями.

Согласно взятым на себя обязательствам в рамках заявочной кампании на проведение мирового чемпионата WSC 2019 года .Россия активно развивает блок FutureSkills. являясь одним из лидеров развития данного блока, союз «Ворлдскиллс Россия» и стремится вывести компетенции FutureSkillsв основной блок соревнований к мировому чемпионату 2019 года в Казани.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Распоряжение правительства Российской Федерации от 03.03.2015 №349-р об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы.
  2. Компетенции будущего. Отчёт по результатам международнойфорсайт-сессии FutureSkills, 20 мая 2017
  3. Атлас новых профессий 2.0 / под ред. Павла Лукши. — 2-е изд., исправл. и доп. — М.:Издательство «Олимп–Бизнес», 2016
  4. . Союз “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldskills.ru/.
Категория: 4. Инновационные методы формирования компетенций в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (13.12.2017)
Просмотров: 1239 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика