УДК 377.6
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Ноздрачева Т. А., Сотников Ю. К., преподаватели,
Факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел,
е-mail: tan9102031739@yandex.ru
Аннотация. В статье анализируются результаты практикоориентированного метода обучения за период 2002-2016года.
В современных условиях перед средним профессиональным образованием ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, экологической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, предпринимательской и творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.
Специалисты в области автоматизации технологических процессов и производств должны быть компетентными в своей профессии и принимать самостоятельно ответственные решения, а для этого он должен обладать необходимым багажом знаний и владеть техническими навыками работы при эксплуатации и наладке средств автоматики.
Высокое качество обучения обеспечивается посредством приращения профессионального опыта в процессе прохождения всех этапов учебно-производственной практики и эффективной внеурочной деятельности. Проводимая ежегодная встреча с выпускниками образовательной организации - производственниками помогает уяснить значимость приобретаемых теоретических знаний, практических навыков и развитие творческого мышления – трех основных составляющих квалифицированного специалиста.Для развития творческой активности на первом этапе использует одну из форм учебно-исследовательской работы студентов — рефераты и мини-исследования, формирующая умение работать с различными типами источников, анализировать их, делать выводы, готовить и защищать проекты. Результатами своих первых исследований студенты делятся, участвуя в научно-практической конференции студентов ФСПО «Современные тенденции технических наук». Предметные недели по электронике, автоматике, в рамках которых студенты принимают участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах - становятся важным методом организации самостоятельной работы студентов, средством углубленного изучения материала, нахождения и проведения анализа дополнительной информации по конкретной теме. На старших курсах, для повышения творческой активности студентов, планируется и осуществляется переход от научно-практической деятельности к опытно-конструкторской работе студентов. Эта работа способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых студентами при изучении дисциплин учебного плана, развивает повышенную требовательность к себе, аккуратность, точность в выполнении заданий и научную активность, расширяя тем самым возможность получения конкретных навыков исследовательского характера с последующим переходом в опытно-конструкторскую работу уже в стенах учебного заведения.Это позволяет выявить студентов проявляющих нестандартное мышление, ориентированное на решение конкретных технических задач.
Студенты в своих опытно-конструкторских разработках применяют современную элементную базу. Использование программируемых БИС позволяет создавать сложные автоматические системы на их основе, обеспечивает снижение на порядок стоимость таких систем по сравнению с системами на элементах малой и средней степени интеграции, реализующих аналогичные функции. Одновременно достигается уменьшение массы и габаритных размеров, а также снижение энергопотребления систем.
Результаты своих творческих работ студенты демонстрируют в выступлениях на студенческих конференциях различного уровня.Результатами таких выступлений являются победители международных, всероссийских и реги-ональных конкурсов творческих работ студентов. Ниже отражаются наиболее значимые творческие работы студентов. Так на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Национальное достояние России» в г. Москва Баутин К. стал лауреатом заочного конкурса с темой «Автоматизированная система формирования временных интервалов», Леденёв А. получил диплом 1 степени открытого конкурса за работу «Автоматическое зарядное устройство», Анисимов А.Б. стал лауреатом открытого заочного конкурса с темой «Устройство для измерения температуры в восьми точках объекта». На Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи в г. Москва«Меня оценят в ХХ1 веке» Константинов Д. получил диплом лауреата заочного конкурса за творческую работу «Устройство звуковой сигнализации в учебном процессе», Митюрин А.В. стал победителем открытого конкурса и получил высшую студенческую награду «Серебряный крест» за творческую работу «8-и канальный измеритель-регулятор температуры на АВР-контроллере», Красильников Н. получил диплом 1-й степени за творческую работу «Бытовая метеостанция». На 4-й Международной научно-практической конференции Сезонов Ю. занял 2-е место за творческую работу «Экономичный терморегулятор», Крыченков Д. награжден почетной грамотой за работу «Система формирования учебных стендов». На 19-й Всероссийской научно-технической конференции в г. Железногорск Ротанов В. награжден Почетной грамотой за тему «Мощное зарядное устройства с контролем тока и напряжения». На Международной молодежной научно-практической конференции в г. МинскТюляков Д. награжден Дипломом 2-й степени за лучшую научную работу по теме «Метод определения окончания процесса выпаривания массы в вакуумной выпарной установке».Студент Лосев О. вместе с работающим устройством участвовал в российском смотре-конкурсе творческих работ молодежи «Умник», на котором был награжден дипломом лауреата и получил президентский грант 200 тыс. рублей. На 5-й Международной научно-практической конференции в г. Мценск Рязанцев А. получил 1-е место за «Интеллектуальное элекромеханическое устройство», а Чикалин С. 3-е место за «Блок контроля работы автомобиля».
Целенаправленная работа кафедры ТМАЭ ФСПО по реализации практикоориентированной подготовки студентов повышает качество подготовки специалистов.
Участие в научно исследовательской и опытно-конструкторской работе в стенах учебного заведения являетсяпредпосылкой профессионального роста выпускников ФСПО. Так, к примеру, выпускник Телегин А.- директор ИП по ремонту бытовой электронной технике, Алехин А.- ведущий конструктор ОАО «Протон», Парфенов Д.- главный энергетик АО «Орелнефтепродукт»,Лосев О. - ведущий инженер –электроник предприятия ЗАО «Велор» и многие другие выпускники занимают ведущие должности на предприятиях Орловской области, что подтверждает эффективность практикоориентированного метода обучения. |