Понедельник, 13.05.2024, 04:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Современные технологии обучения дисциплине «Инженерная графика»

УДК 377.784

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Е. В. Осит, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: ev.osit@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные технологии обучения при изучении технических дисциплин, проведен анализ традиций и инноваций в инженерной графике, а также рассмотрены новые требования к графической подготовке технических специалистов – владение компьютерной графикой.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов.

Понятие инновацияв переводе с латинского языка означает обновление, новшество или изменение.Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, технологии тренингов.Преподаватель колледжа - личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, т.е. решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.

Одной из составляющих компетенции техникаявляется владение профессионально-ориентированным языком инженерной культуры — языком графики. Язык графики в силу ряда своих свойств является уникальным в коммуникативном процессе. Этот древнейший из языков мира является международным языком общения; он точен, нагляден и лаконичен. Наглядное представление информации в любой области человеческих знаний осуществляется средствами графического языка. В условиях сегодняшнего мира массовых коммуникаций, необходимости уплотнения огромного объема информации и возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, графическая культура обретает роль второй грамотности.

Предмет “Инженерная графика” вобрал в себя имена трех графических дисциплин: начертательной геометрии — ядра теории графического отображения, черчения и технического рисунка. Традиционные цели дисциплины— воспитание профессиональной и графической культуры и грамотности, развитие пространственного иконструктивного мышлений, приобретение знаний и умений конструкторского документирования, повышение уровня технического интеллектаостаются актуальными и сегодня.

Наряду с традиционными методами преподавания, широко используются следующие формы обучения:

 - переход на новые УМК, и соответственно, освоение авторских технологий;

 - комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами; - наличие наглядности, видеотеки по предмету;

 - проведение уроков в компьютерном классе – использование компьютерных технологий, Интернет-технологий, интерактивной доски;

 - компьютерное тестирование;

 - созданиепроблемных ситуаций, использование технологий тренингови игровых ситуаций;

- использованиедистанционныхформ работы(участиев конференциях, олимпиадах).

Все это дает преимущества при усвоении материала, обеспечивает высокий уровень контроля знаний и помощь в устранении пробелов, расширяет возможности инноваций в традиционных уроках.

В настоящее время вопрос о том, применять или не применять на занятиях компьютерные технологии, уже не стоит. Использование компьютера на занятиях значительно облегчает работу преподавателя, экономит время, в том числе и за счет сокращения работы мелом на доске. Особенно важно последнее при преподавании инженерной графики, т.к. требуется демонстрация значительного количества сложных, безукоризненно выполненных графических изображений. Используя компьютер и мультимедийную установку, можно показать студентам в течение занятия большое количество чертежей такого размера, при котором их хорошо видит вся аудитория, а также неоднократно продемонстрировать последовательность их построения, что затруднительно при использовании мела и доски.

Использовать компьютер в учебном процессе можно не только как средство облегчения трудоемкости выполнения графических работ, но и как средство, облегчающее понимание методики построения чертежей. А можно, используя компьютерные технологии при соблюдении необходимых условий их применения, полностью отказаться от традиционных методов преподавания графики (например, программы AutoCAD или «Компас», позволяют выполнять построение любых графических объектов последовательным вводом команд на клавиатуре), но при этом за рамками обучения остаются логика и геометрические правила построения чертежей. Учащиеся могут запомнить очередность нажатия определенных клавиш и получить необходимый результат, но при этом не поймут самого процесса построения изображений, тем самым не смогут решать другие графические задачи и находить новые пути их решения.

При помощи мультимедийных анимации можно показать деталь со всех сторон, для выявления внутренних очертаний и полного выявления формы применить разрез, продемонстрировав в динамике, как секущей плоскостью рассекается деталь и как удаляется половина детали, находящаяся между наблюдателем и секущей плоскостью. Показ этого процесса может быть дополнен чертежами детали до и после выполнения разреза. При изучении начертательной геометрии, используя эффекты анимации можно демонстрировать последовательность проецирования пространственных геометрических образов на плоскости проекций, более наглядно рассмотреть взаимное положение различных геометрических образов в пространстве и их проецирование на плоскости. Все вспомогательные построения, которые характеризуют ход решения задачи можно скрыть, что облегчит чтение чертежа, а также восстановить, чтобы проследить логику и проверить правильность выполненного изображения.

На современном этапе развития науки и техники появились новые требования к графической подготовке технических специалистов – владение компьютерной графикой. Машинная графика становится все более доступным и популярным средством общения человека с компьютером. Знание азов компьютерной графики и умение их использовать на простейшем бытовом уровне становится неотъемлемыми элементами грамотности и культуры современного человека.

Использование вычислительной техники при выполнении работ по проектированию принято называть САПР, что расшифровывается как система автоматизированного проектированияГлавная задача компьютера - это делать то, что он сделает лучше, чем человек, оставив человеку то, что он сделает лучше, чем компьютер.

Существуют два противоположных мнения о том, что инженерная графика должна быть либо полностью преобразована в машинную, и каждый студент, начиная познавать азы этой дисциплины, должен всё отображать с помощью экрана, или же изучать весь курс «дедовским» способом, не прибегая к помощи машины, «которая всё вычертит за него». Оптимальным вариантом является среднее гармоническое между этими мнениями, т.е. изучение основ производить традиционно, дабы дать почувствовать принцип отображения пространственных фигур на плоскости, и закрепить жёсткость требований к оформлению конструкторских документов (КД), а затем, используя средства САПР на ЭВМ поднять уровень качества выполнения КД, в соответствии с современными требованиями.

С целью совершенствования графической подготовки при изучении инженерной графики предлагается использование технологии трехмерного твердотельного компьютерного моделирования с применением системы КОМПАС-3D (Комплекс Автоматизированных Систем). Систему KОМПАС-3D можно подразделить на две части: Компас-график и собственно Компас-3D. Если знание команд первой части системы и умение с ними обращаться может быть вполне достаточным для достижения конечного результата (разработки конструкторской документации), то использование Компас-3D без навыков работы с предыдущей частью невозможно. При трехмерном моделировании ключевой элемент – твердотельная модель. Чертежи являются лишь одним из видов представления модели. По модели гораздо проще представить себе изделие еще до того, как оно будет изготовлено.

Разработанный фирмой АСКОН (Россия) графический редактор Компас-график, который входит в состав системы, изначально был сориентирован на быстрое и качественное выполнение конструкторской документации в полном соответствии с ГОСТами ЕСКД. Эта система стала весьма популярной среди конструкторов.Выполнение конструкторских документов в среде САПР позволяет оптимизировать работу конструктора. При этом оформление чертежа происходит по заранее установленным требованиям (ГОСТ), и конструктор избавлен от вычерчивания стандартных элементов оформления чертежа, он лишь вносит необходимые данные в уже готовые графы. Цифровой формат записи чертежа открывает возможности лёгкого и быстрого редактирования, копирования, создания пакета чертежей, библиотек, с использованием которых в будущем можно ещё быстрее создавать чертежи, пользуясь сохранёнными в библиотеке фрагментами (например, при составлении сборочного чертежа). Всё это формирует особую культуру создания конструкторских документов, выполненную в среде САПР, которая отличается более качественной и всесторонне грамотно оформленной, в сравнении с традиционным исполнением.

Основная задача, решаемая системой КОМПАС-3D - моделирование изделий с целью существенного сокращения периода проектирования и скорейшего их запуска в производство.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее проф. образование.- 2001.-№6.-С. 30-34.

2. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

3. Ибрагимов Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. - 2006.- №6 - С.75 – 81.

 

 

 

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 502 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика