Понедельник, 13.05.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Роль проектной деятельности при подготовке студентов

УДК 378

Роль Проектной деятельности при подготовке Студентов

И.В. Рудоманенко, канд. пед. наук,

Карачевский филиала ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,

e-mail: ira-nika3@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрен метод проектов. Он приобретает особую значимость при подготовке студентов, формировании у них социально и профессионально значимых компетентностей. Эффективность применения проектной деятельности в образовании зависит от многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста. Проектная деятельность играет все возрастающую роль в современной научно-педагогической теории и практике.

Современная парадигма образования состоит в переходе от образования знаниевого к деятельностному, личностно-ориентированному. В связи с этим можно выделить следующие основные направления трансформации процесса обучения в вузе: замена технологии накопления знаний системой развития навыков, необходимых в конкретных условиях; внедрение непрерывного образования; творческое внедрение новых приемов работы с информацией; компьютерное моделирование. Решение этих вопросов требует использования наиболее эффективных технологий, форм, методов и средств педагогической деятельности [1, с. 114].

Проектная деятельность играет все возрастающую роль в современной научно-педагогической теории и практике. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научно-теоретическое начала.

Одним из специфических методов подготовки специалистов многие ученые называют интеграцию учебной и исследовательской работы на основе проектной деятельности.

Метод проектов в современной его трактовке всегда предполагает наличие проблемы, субъективно либо социально, профессионально-значимой для студента. Для интеллектуального развития человека недостаточно выполнять разнообразные действия, даже весьма интересные для него. Важно, чтобы при этом выполняемая деятельность стимулировалась работой мысли, для чего и необходима проблема, затруднение. Особое внимание следует обратить на социально и профессионально значимые проблемы. Кроме того, метод проектов всегда прагматичен по своей сути. Он предполагает не просто рассмотрение и исследование обозначенной проблемы, не просто поиск путей ее решения, но и практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности [4, с. 23].

Проектная деятельность в силу своей комплексности, проблемной направленности, ориентации в большинстве случаев на совместную, групповую работу, как нельзя лучше способна решать столь сложные и вместе с тем столь необходимые дидактические задачи. Ведь замечено, что хорошо «вписываются» в общий ритм работы те выпускники вузов, которые, начиная с младших курсов, работали в этой же отрасли или проходили производственную практику в течение достаточно длительного времени. Участники должны на конкретных примерах работы над проектом учиться работать в команде, поочередно выполняя то роль лидера, отвечающего за успех всего проекта, распределение заданий в группе, принятие окончательных согласованных решений, то роль исполнителей, умеющих слушать и слышать своих партнеров по команде, рассматривать альтернативные точки зрения, выполнять порученные им задания. Конечно, любому специалисту необходимо владеть умениями работы с информацией в своей профессиональной сфере: найти нужную информацию в рамках поставленной задачи, сопоставить представленные в ней данные с ранее изученными, сделать аргументированные выводы, обобщения, оценить ее, применить полученные знания для разработки проблемы, оформляя ее или в виде чертежей, или в виде уже конкретного изделия, или предложения для разработки, или научного отчета, уметь доходчиво и убедительно представить свои аргументы и результаты своей деятельности. Очень важно иметь в виду и тот факт, что в проектной деятельности, как правило, для решения проблемы приходится интегрировать знания из разных областей. Это весьма ценная компетентность, которая необходима любому будущему специалисту.

Особую значимость приобретает метод проектов при подготовке специалистов, формировании у них социально и профессионально значимых компетентностей. Не секрет, что после окончания вуза или среднего профессионального учреждения специалисту требуется определенный период на адаптацию. Он не способен сразу включиться в решение сложных производственных задач, принимать ответственные решения, подчас испытывает заметные затруднения в организации людей на решение той или иной задачи, не умеет оптимально спланировать деятельность коллектива, да и свою собственную. Он не в состоянии охватить мысленно всю проблему целиком, предугадать возможные последствия того или иного способа ее решения, не говоря уже о том, что ему не хватает элементарного опыта рассмотрения альтернативных точек зрения. Другими словами, он не владеет системным и критическим мышлением. Все это компетентности, которые входят в понятие социальной и профессиональной подготовки специалиста, особенно в условиях рыночной экономики, когда от принятия решения специалиста зависит успех предприятия и конкурентоспособность производимой продукции. В условиях жесткой конкуренции нет времени на социально-профессиональную адаптацию специалиста. Он должен активно и конструктивно включаться в общий процесс разработки и выпуска продукции. Это касается любой отрасли, даже, казалось бы, такой далекой от производственной сферы, как медицина или педагогика. Но врач и педагог, так же как инженер и программист, должны быть способны быстро принимать аргументированные решения, учитывая альтернативные варианты, брать на себя ответственность, прогнозировать возможные последствия принимаемых решений. Поэтому в настоящее время столь остро и актуально стоит проблема подготовки и переподготовки кадров. Начинать формирование необходимых компетенций необходимо уже в школе. Однако в вузе и в средних специальных образовательных учреждениях эта задача приобретает особую актуальность еще и в связи с инертностью вузовской дидактики.

В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве, приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с информацией, причем на разных носителях. Обращение к методу проектов в наше время связано, прежде всего, с тем, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. Поэтому в реальной педагогической практике проектом называют самые разные виды деятельности [3].

Метод проектов – по мнению Г. К. Селевко – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы [2].

Таким образом, помимо профессиональных компетентностей, метод проектов позволяет параллельно формировать необходимые социальные компетентности, связанные с культурой общения в команде, организацией совместной деятельности по проекту, требующей подчас выхода за пределы своего узкого социума. Довольно часто по ходу проекта возникает необходимость проводить дополнительные исследования, требующие применения экспериментальных, социологических (опрос, анкетирование, беседы и пр.), сравнительно-сопоставительных методов, математической, а иногда и статистической обработки полученных результатов. В таком случае более результативным будет командная проектная деятельность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Курбатова К. М. Проектная деятельность студента как технология освоения информационной культуры будущего специалиста // Информатика и образование. 2008. - №1.- С. 114-116.
  2. Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. – М, 2004. – С. 163–193.
  3. Рудоманенко И.В. Метод проектов в системе образования // Актуальные проблемы гуманитарных и. социально-экономических наук: - Саратов- Вольск. ООО «Изд-во «Наука», ВВИТ, 2011. - Ч. 2. Актуальные проблемы психологии и педагогики – 113-119 С.
  4. Слободчиков В.И., Рябцев В.К. Проектирование как единство замысла и реализации: Технология проектной деятельности в образовании. – Москва-Киров, 2000. – 44с.
Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 1189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика