УДК 658.018
ПРОБЛЕМЫ НЕСООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ЗАДАЧАМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Л.М. Пимкина, преподаватель,
Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,
К.В. Подмастерьев, д-р техн.наук, профессор,
ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,
e-mail: pms35vm@yandex.ru
Аннотация. Для обеспечения высокой производительности и быстрого документооборота завода «Электродеталь» необходимы специалисты в области информационных технологий высокой квалификации владеющие всеми современными IT-средствами. Поэтому была проведена работа, направленная на выявления слабых сторон специалистов по информационным технологиям, для дальнейшего повышения их квалификации.
На заводе «Электродеталь» к группе внедрения относятся следующие специалисты по информационным технологиям: 1. Начальник отдела, его должностные обязанности: осуществляет руководство сотрудниками службы; выполнять все административные функции, связанные с нормальной работой ИТ - отдела в целом и его отдельных сотрудников; нанимать и увольнять сотрудников ИТ-отдела в пределах, установленных штатным расписанием отдела, заверенным генеральным директором предприятия; налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников ИТ-отдела; разрабатывать ИТ-инфраструктуру завода; осуществлять руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов по использованию и эксплуатации информационной системы и т.д. 2. Инженер-электроник, его должностные обязанности: обеспечивать бесперебойное функционирование оборудования информационной системы и принимать оперативные меры по устранению возникающих в процессе работы нарушений; выполнять профилактические работы по поддержанию работоспособности средств вычислительной техники; осуществлять подключение и замену внешних устройств, проведение тестирования средств вычислительной техники; участвовать в определении задач и внедрении новых аппаратных средств и т.д. 3. Системный администратор, его должностные обязанности: осуществлять конфигурирование операционной системы на серверах, а также поддерживает рабочее состояние программного обеспечения серверов; контролировать установку программного обеспечения на серверы и рабочие станции; обеспечивать интегрирование программного обеспечения на файл-серверах, серверах систем управления базами данных и на рабочих станциях; осуществлять планирование информационных ресурсов и контроль использования сетевых ресурсов и т.д.
При поиске кадров и выполнении принятыми на работу специалистами по информационным технологиям своих профессиональных обязанностей возможны следующие виды несоответствий:
1) Клиент-заказчик не может определить задачи для специалиста;
2) Заказчик не может определить размер оплаты труда специалиста;
3) Не точное формулирование требований к кандидату на занимаемую должность;
4) Формальный подход к написанию должностной инструкции;
5) Написание должностной инструкции без учета реального программного и технического обеспечения;
6) Опыт работы в коллективе отсутствует;
7) Несвоевременное обновление ПО и ремонт технических средств;
8) Не своевременное повышение квалификации;
9) Не своевременный анализ рынка программного и технического обеспечения;
10) Недостаток программных и/или технических средств.
Результаты статистического анализа несоответствий в работе специалистов по информационным технологиям даны в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 – Результаты статистического анализа специалистов по информационным технологиям
Вид дефектов деталей контактных пар
|
Доля несоответствий, %
|
1. Клиент-заказчик не может определить задачи для специалиста
|
20
|
2. Заказчик не может определить размер оплаты труда специалиста
|
15
|
3. Не точное формулирование требований к кандидату на занимаемую должность
|
12
|
4. Формальный подход к написанию должностной инструкции
|
6
|
5. Написание должностной инструкции без учета реального программного и технического обеспечения
|
9
|
6. Опыт работы в коллективе отсутствует
|
5
|
7. Несвоевременное обновление ПО и ремонт технических средств
|
15
|
8. Не своевременное повышение квалификации
|
7
|
9. Не своевременный анализ рынка программного и технического обеспечения
|
6
|
10. Недостаток программных и/или технических средств
|
5
|
ИТОГО:
|
100
|
Согласно выполненному анализу несоответствующих специалистов, наиболее широко распространённые виды несоответствий в работе специалистов по информационным технологиям:
1) Клиент-заказчик не может определить задачи для специалиста – 20%;
2) Заказчик не может определить размер оплаты труда специалиста – 15%;
3) Несвоевременное обновление ПО и ремонт технических средств – 15%;
4) Не точное формулирование требований к кандидату на занимаемую должность – 12%.
Причём 47% всех несоответствий связано маркетингом, поиском и изучение рынка. Поэтому на поиск квалифицированных специалистов следует обратить особое внимание.
Материально техническая база для работы специалистов в области информационных технологий очень важна для эффективной работы всего предприятия, поэтому устранения несоответствий необходимо и важно, так как они составляют 15%.
Рисунок 1 – Круговая диаграмма относительного количества возможных видов несоответствий в работе специалистов по информационным технологиям
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.
2 Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. – СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
|