Понедельник, 13.05.2024, 09:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Применение метода проектов на занятиях по экологическим основам природопользования

УДК 37.01

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Л.В. Минкина, преподаватель СПО,

Мценский филиала ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: minkina.lv@yandex.ru

 

 Аннотация.  Современная педагогика вынуждена искать новые подходы к образовательному процессу с целью повышения качества образования, в связи с чем,  традиционные технологии в обучении не могут в полной мере удовлетворять все потребности современного производства в квалифицированных специалистах. Одним из таких подходов является метод проектов, применяемый при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования».

Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В нем постоянно происходят какие-то изменения: с развитием науки появляется новая информация в преподаваемой дисциплине, совершенствуется технология обучения.

Роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении существенно изменилась. Он все больше становится организатором учебного процесса и должен не сообщать, как прежде, учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью обучающихся, способствовать развитию их творческой активности и самостоятельности в приобретении знаний.

Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к среднему профессиональному образованию. Учреждения СПО должны подготовить квалифицированных специалистов, способных к эффективной работе, готовых к постоянному самообразованию, умеющих мыслить творчески, брать на себя ответственность, работать в команде и благодаря этому приносить успех предприятию. Традиционные технологии в обучении, основанные на усвоении как можно большего объема знаний и способности решать типовые задачи, не в состоянии удовлетворять все потребности современного производства в квалифицированных специалистах. И как следствие, современная педагогика вынуждена искать новые подходы к образовательному процессу с целью повышения качества образования.

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые преподаватели могут использовать как на занятиях, так и во внеучебной работе.

Одной из главных задач при изучении дисциплины  «Экологические основы природопользования»  является  формирование экологического мировоззрения обучающихся, экологической компетентности. Но без деятельностного подхода один лишь знаниевый компонент не может привести к убеждению и формировать мировоззрение. Переход на новые уровни развития требует качественных изменений в практической педагогике. Ведущее место при этом принадлежит обучению умениям самостоятельно приобретать знания, мыслить, творить. При изучении учебной дисциплины студентами технических специальностей  СПО традиционная передача обучающемуся необходимого объема экологических знаний недостаточна. Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям.

Применение современных образовательных технологий: метода проектов, деловых игр, технологии развития критического мышления, информационных технологий, межпредметной интеграции учебных дисциплин способствует формированию экологической компетентности, повышению мотивации к изучаемому материалу.

Ведущее место занимает метод проектов, в процессе которого у обучающихся формируются следующие умения и навыки:

  • информационные
  • исследовательские
  • коммуникативные
  • оценочные
  • презентационные
  • рефлексивные.

Основные требования, предъявляемые к проекту:

1) постановка социально значимой задачи (проблемы);

2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;

3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.  Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;

5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

 На занятиях по «ЭОП» обучающимся предлагается создать проект решения экологической проблемы, основанный на принципах рационального природопользования. Тематика проектов составляется заранее с учетом региональных экологических проблем. Они актуальны, интересны: «Проблемы особо охраняемых природных территорий (на примере Орловской области)», «Орловская область – родина уникальных растений», «Современные технологии утилизации бытовых отходов», «Приоритетные загрязняющие вещества» и др.

Для обучающихся  специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»  предлагаются проекты: «Природные ресурсы Орловский  области для использования в строительстве», «Экологические проблемы  в строительной индустрии», «Утилизация строительного мусора», «Экологические строительные материалы».  Тема «Утилизация компьютерной техники» актуальна для обучающихся  специальностей «Программирование в компьютерных системах», «Прикладная информатика  (по отраслям)», «Утилизация люминесцентных ламп» - для студентов специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Проекты выполняются средствами  информационно-коммуникативной технологии и защищаются на итоговом занятии по дисциплине.

При подготовке проектов на экологическую проблему рационального природопользования у обучающихся в большей мере формируется мотивационный компонент экологической компетентности, проявляющийся в понимании личностной и общественной значимости экологической деятельности, ответственности за ее результаты, осознание необходимости сохранения природы, гармоничной жизни в природе.

Обучающиеся  понимают, что хозяйственная деятельность людей должна строиться по принципу природных экосистем, которые экономно расходуют вещество и энергию, что создание экологически безотходных и малоотходных произ­водств может уже предотвратить оскудение природных ресурсов и деградацию природной среды.

В ходе защиты проектов обучающиеся  отвечают на вопросы, связанные с сохранением природных ресурсов, применением ресурсосберегающих технологий, современными технологиями переработки отходов, бережным отношением к охране ценных и редких видов растений и животных. Предъявляются определенные требования к содержанию проекта и его защите в соответствии с критериями оценки: обоснование актуальности темы, логичность изложения содержания, аргументированность выводов и результатов, применение компьютерных технологий в оформлении текста, рисунков (схем, графиков), таблиц и приложений, соответствие оформления работы требованиям. По ряду проектов обучающимся изготовлены ряд макетов: «Боновые заграждения при разливе нефти», «Земля – наш общий дом», «Озеленение территории корпуса» и др., представлены плакаты.

Результаты проектной деятельности обучающиеся представляют не только на учебных занятиях,  но на мероприятиях, проводимых   в рамках «Недели науки» (проведение конференций, круглых столов), а также студенческих научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровня.

Внедрение в обучение проектных технологий – принципиально новая форма педагогического процесса. Преподаватель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике изложения, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представление знаний обучающихся.

Таким образом, метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов ориентированных на реальный практический результат. Проектный метод обучения в сочетании с традиционными методами является действенным средством повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся. Участие обучающихся в реализации группового проекта способствует выработке умения работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, который невозможно получить при других формах обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. -  М.: МИОО, 2009. – 180 с.

2. Полякова Г.Г. EVENT-технологии в преподавании дисциплины «Экологические основы природопользования» // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5304 (дата обращения: 25.11.2017).

3. Плотникова О.А. Современнее образовательные технологии в формировании экологической компетенции студентов [Электронный ресурс]. URL:http://veimmuseum.ru/about/scientific-and-publishinactivity/report.php?ID=546 (дата обращения: 24.11.2017).

 

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 612 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика