Понедельник, 13.05.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Организация самостоятельной работы студентов СПО по математике с использованием технологии портфолио

УДК.377.131.11:377.5-51

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО

 

А.А. Репкина, преподаватель,

Мценский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: repkina-13@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены теоретические и практические аспекты  обучения с использованием технологии портфолио.  Представлены возможности использования технологии портфолио для организации самостоятельной работы студентов СПО по математике.

Одной из основных задач профессионального образования является подготовка квалифицированного, компетентного и ответственного работника. Востребованность специалиста во многом зависит от его умения грамотно планировать свою деятельность, принимать самостоятельные решения и отвечать за их результаты.  Поэтому современное образование должно обеспечивать формирование способности учащихся к самообразованию, то есть надо “научить студента учиться”. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе [2].  Организации работы, которую студенты выполняют самостоятельно, в учебном заведении уделяется большое внимание.

В учебном процессе основными видами самостоятельной работы являются: аудиторная, выполняемая на учебном занятии под руководством преподавателя, и внеаудиторная, выполняемая по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия и контроля [1].

Основными целями самостоятельной деятельности студентов является: оптимизация процесса обучения (то есть экономия аудиторного учебного времени); активизация поиска новых знаний обучающихся; развитие творчества студентов; повышение качества усвоения учебного материала. Таким образом, перед обучением стоит задача развития умений и навыков, применяемых в самостоятельной деятельности. Для решения этой задачи необходимо уже с первого года обучения организовать процесс формирования навыков самостоятельной работы. Этот процесс лучше начать с простых форм под контролем педагога. Затем, постепенно уменьшая помошь, вести к росту самостоятельности студентов и повышению эффективности изучения учебного материала.

При организации самостоятельной работы студентов СПО всегда существуют определенные проблемы. Чтобы приобрести хорошие знания и умения недостаточно только лекционных и практических занятий, то есть аудиторных занятий, необходима достаточно большая внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает высокую активность каждого обучающегося, однако, в настоящее время большинство студентов СПО, как правило, не ориентировано на обучение. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов надо использовать новые образовательные технологии.

В настоящее время в процесс преподавания различных дисциплин активно внедряется портфолио. В работах ученых К. Варвуса, Д. Майера, Фрай, Э. Стаффа термин портфолио определяется по-разному.[4] Но для большинства авторов конечной целью учебного портфолио является подтверждение прогресса обучения по результатам учебной деятельности. Исследователи рассматривают портфолио либо в качестве технологии, либо как метод обучения и оценивания достижений учащихся. Если классифицировать портфолио по цели, то можно выделить два типа. Цель портфолио первого типа - оценить учебные достижения учащихся , тогда портфолио обозначает “ папку” готовых оформленных работ, которая отражает образовательный уровень обучающегося. Вторым типом портфолио является портфолио курсов (предметные портфолио). Целью такого портфолио становится позитивное влияние на процесс обучения. В этом случае учебный процесс выстраивается вокруг портфолио, при этом меняется вид взаимодействия преподавателя и обучающегося. Эти методы позволяют студентам выработать навыки организации самостоятельной работы и раскрыть свои творческие возможностих[3].

Остановимся на возможностях использования технологии “Портфолио” при организации самостоятельной работы студентов СПО по математике. Рассматривая портфолио как технологию обучения, выделим определенные этапы деятельности. На первом этапе осуществляется мотивация целепологания по созданию портфолио. Студентам разъясняется целесообразность использования портфолио в обучении и подготовке к сдаче экзамена. На этапе разработки структуры материалов портфолио студенты включают в состав те материалы, которые небходимы им для успешного освоения курса. Состав и объем материалов можно задать в виде сводной таблицы (табл.1).

Таблица 1.

   Разделы

курса

Теоретический раздел – база знаний

Практический раздел

Творческий раздел

Итоги

Справ.

матер.

конспект

и др.

Д.З.

Инд.

зад.

К.Р.

и др.

доклады

статьи

модели

и  др.

Понятие

о числе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этапе планирования деятельности студенты опираются на план изучения дисциплины в соответствии с учебно-методическим обеспечением дисциплины. Этапы сбора и оформления материалов реализуются в течение всего периода изучения курса. На этапе оценки результатов деятельности портфолио оценивается преподавателем. Результаты оценивания обсуждаются на итоговом занятии. Студенты используют портфолио для подготовки к сдаче экзамена. После экзамена из портфолио организуется выставка достижений группы по дисциплине, при этом осуществляется итоговая рефлексия деятельности студентов.

Рассмотрим отдельные аспекты организации работы с портфолио  при изучении математики на 1 курсе  СПО. Самая трудная задача для обучающихся в работе с портфолио – это представить, свой путь обучения. Поэтому здесь очень важна помощь преподавателя особенно на первом этапе.  Для студентов 1 курса предлагается все портфолио разбить на три раздела: теоретический, практический и творческий.

В первом «теоретическом» разделе обучающиеся могут сформировать базу знаний по каждой теме курса. Такая база знаний может включать в себя конспекты теоретических занятий, справочные материалы, опорные схемы, таблицы и другие средства помогающие в усвоении теоретического материала, созданные самим обучающимся. Для этого уже с первых занятий надо организовать работу так , чтобы студенты могли представлять информацию разными способами. Во многом эта работа зависит от потребностей и фантазии студента, его личных особенностей.

В качестве второго раздела «практического» предполагается  собрать аудиторные и внеаудиторные самостоятельные работы: домашние задания, индивидуальные задания, проверочные работы, контрольные работы, различные тренажеры, тесты и другие виды работ. Это поможет преподавателю и студенту отслеживать динамику выполнения самостоятельной работы и вовремя обнаружить пробелы в обучении. Отдельно следует выделить подраздел «контрольные работы», так как контрольные работы, без сомнения,  являются важным инструментом оценки учебной деятельности обучающихся.

Третий раздел «творческий» предполагает выполнение творческих  или научных заданий. К таким заданиям можно отнести доклады, сообщения, рефераты, презентации, статьи, построение моделей, результаты участия в научных выставках, конференциях, олимпиадах и других предметных мероприятиях.

Говоря о способах обработки и представления информации можно выделить портфолио в бумажном и электронном варианте. С практической точки зрения реализация портфолио в электронном виде кажется менее удобной для предметного портфолио по математике, учитывая трудоемкость данного процесса, отсутствие необходимого оборудования, дефицит времени на аудиторных занятиях. Поэтому для студентов 1курса более оправданным  будет бумажный вариант представления портфолио. Главной целью портфолио является оценка результатов работы по освоению дисциплины самими обучающимися, поэтому важным является именно сбор результатов работы в одном месте, а не внешний вид.

В целом, практика применения технологии портфолио при изучении математики студентами СПО 1курса позволила не только развить навыки самостоятельной, рефлексивной и оценочной деятельности, а также повысила интерес к изучению математики и привела к повышению уровня качественной успеваемости обучающихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кирюхина Г.А. Дифференцированное обучение математике в организации самостоятельной работы курсантов военного вуза // Научно-методический журнал «CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование». Елец.  - 2016.  - Выпуск № 3.
  2. Мелешко С.В. Использование Дистанционных ттехнологий в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении математики // Бюл­ле­тень ла­бо­ра­то­рии ма­те­ма­ти­че­ско­го, есте­ствен­но­на­уч­но­го об­ра­зо­ва­ния и ин­фор­ма­ти­за­ции. – 2012. – Т. 3. – С. 45–48.
  3. Одинцова Л.А., Григорьева О.Ю. Самостоятельная работа студентов бакалавриата как средство включения их в непрерывное образование // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
    URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26158 (дата обращения: 10.08.2017).
  4. Старовикова И.В. Использование технологии портфолио для организации самостоятельной работы студентов // Вестник Омского университета - 2012. - № 4 (66)  - С. 290-293.

 

                                                                    

                                                                                     

 

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 878 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика