Понедельник, 13.05.2024, 00:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Опыт подготовки квалифицированных рабочих кадров в Нижегородской области

УДК 658.018

ОПЫТ  ПОДГОТОВКИ  КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Н.В. Углова, канд.техн.наук., доцент,

А.В. Варгина, магистрант,

ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орёл,

e-mail: nv.uglova@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт подготовки квалифицированных рабочих кадров в Ресурсных центрах Нижегородской области. Представлена деятельность Ресурсных центров. Рассмотрена целевая программа подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики.

В 2007 году в Нижегородской области стартовал проект создания инновационных Ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики области. С 2010 года активизирована работа по созданию ресурсных центров на базе профессиональных образовательных организаций за счет средств областного бюджета и ведущих работодателей региона. Благодаря совместным усилиям государства, бизнеса (предприятий) и общественных организаций в регионе уже создано 24 инновационных образовательных Ресурсных центра, оснащенных высокотехнологичным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием.

Разработана и внедрена целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области».

Основными задачами Программы являются:

– организация информационного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;

– создание механизма повышения мобильности рабочей силы на рынке труда;

– создание механизма повышения эффективности деятельности системы профессионального образования;

– совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом на региональном уровне.

Основное направление решения проблемы нехватки рабочих кадров – это создание Ресурсных центров по их подготовке.

Во время учебы в Ресурсном центре студенты получают навыки работы на высокотехнологичном оборудовании, а потом закрепляют их на предприятии во время практики. Ресурсный центр  выпускает рабочих, «заточенных» под конкретного работодателя. Сокращается адаптационный период, издержки работодателя на переобучение выпускников [1].

 О деятельности Ресурсного центра Нижегородского радиотехнического колледжа рассказывает директор колледжа И. Кормщикова: «Как известно, предприятию бывает сложно выделить дополнительные рабочие места для студентов, проходящих практику. Но чтобы хорошо научить, важно, чтобы практикант не стоял за чьей-то спиной, а сам работал на оборудовании.   Отдать рабочее место студенту предприятие не может: ребята еще не в состоянии самостоятельно выполнять сложную работу, зачастую связанную с оборонными заказами. Потому мы пошли по другому пути: создали учебно-производственный полигон и переносим в него аналоги рабочих мест. Для этого закупили такое же оборудование, что стоит в цехах предприятия. Уже сейчас запускается участок механообработки, оснащенный современными станками с ЧПУ, создается сборочно-монтажный участок. Предприятие выделяет на эти рабочие учебные места мастеров, наставников. На этих учебных рабочих местах будут выполняться реальные заказы предприятия – часть гособоронзаказа, ребята будут получать заработную плату».

Акцент в ресурсном центре сделан на учебно-лабораторное оборудование, чтобы студент сначала отработал первичные навыки на имитаторах, тренажерах.  Колледж выиграл конкурс у службы занятости по подготовке операторов станков с числовым программным управлением.         Предприятия ОПК заказывают и повышение квалификации рабочих, и профподготовку, и переподготовку, причем с учетом требований и пожеланий предприятия. Обычная профподготовка монтажников радиоэлектронной аппаратуры занимает три месяца. Но по заказу одного из  предприятий-партнеров разработали усиленную программу, она длится шесть месяцев. Ресурсный центр позволяет  мобильно подстроиться под нужды конкретного заказчика.

Многие нижегородские предприятия выпускают оборудование для радиолокации. Федеральный государственный стандарт среднего профобразования по специальностям, связанным с радиоэлектроникой, не предполагает изучения курса «Основы радиолокации», его изучают только в вузах. Но ресурсный центр позволил этот курс разработать, и его будут изучать  старшекурсники колледжа.

Самое сложное было разработать программу инвестиционной привлекательности для бизнес-сообщества. Потому как бизнес даст частные деньги только тогда, когда поймет, что он от этого получит. Сейчас по заказам предприятий дорожной отрасли в ресурсном центре подготовлено более шести тысяч специалистов. И если изначально в нем учились только  студенты колледжа, то буквально через год он стал востребован бизнесом и в переподготовке кадров.

Работая с Российским союзом строителей, с Национальным объединением строителей, ресурсный центр завоевал авторитет у бизнес-сообщества и стал базовым ресурсным центром Национального объединения строителей Приволжского федерального округа.

Сегодня актуальна адресная подготовка кадров: под требования работодателя можно обучать универсального работника сразу нескольким рабочим профессиям – основной и четырем-пяти смежным: оператора асфальтоукладчика, оператора катка, оператора бульдозера. Но бывает и наоборот: строительной организации нужны узкоспециализированные кадры. Такая подготовка – для конкретного работодателя, с заранее определенным набором компетенций и на конкретное рабочее место – также проводится.

Развитие системы профессиональных квалификаций, разработка и внедрение профессиональных стандартов в соответствии с Указами Президента РФ, поставили перед колледжем новую приоритетную задачу – создание и развитие многопрофильного учебного центра профессиональной квалификации. Расширился перечень направлений подготовки для различных отраслей, количество обучаемых увеличилось до 3000 ежегодно, под трудовые функции разных квалификационных уровней совершенствуется оснащение учебно-производственных полигонов и, в том числе, под требования WorldSkills.

На всех полигонах Ресурсного центра обучающиеся выполняют конкретные коммерческие заказы по производству продукции или работ. Значительная часть профессиональных компетенций отрабатывается на производственных объектах предприятий – партнеров, что способствует трудоустройству обучающихся.

В большинстве случаев региональные ресурсные центры формируются на базе организаций образования – победителей федеральных программ и совместно с промышленными предприятиями.

Направления развития ресурсных центров сегодня – это авиационная, космическая, радиоэлектронная промышленность, наноиндустрия, электроэнергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, медико-биологическая и фармацевтическая промышленность, лесное хозяйство и другие [2].

Государственно-частное партнерство учреждений промышленности и образования, а также средства, получаемые из федерального и регионального бюджетов  с дополнительными инвестициями от предприятий промышленности, позволяют ресурсным центрам приобретать технику нового поколения и создавать именно такие программы учебных модулей, в которых заинтересованы работодатели.

Администрация колледжа способствует систематическому повышению квалификации педагогов Ресурсного центра и организации стажировок на ведущих предприятиях района и области.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         1 Биккенин, Р.А. Организация работы ресурсного центра профессионального образования / Р.А. Биккенин, Р.Р. Биккенин и др. / Под общ. Ред. А.В. Леонтьева. – Казань, РИЦ «Школа», 2006. – 184 с.

         2 Фирсов, Г.А.   Организационно-правовая  форма ресурсных центров / Г.А. Фирсов, Т.И. Платонова // Профессиональное образование, 2006. – № 12. – с.4-5.

 

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 468 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика