УДК 658.018
О ВВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ДЛЯ
РАБОТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПОДВИЖНОЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Н.В. Углова, канд.техн.наук., доцент,
Е.В. Тамилина, магистрант,
Д.Н. Фролов, магистрант,
ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,
e-mail: nv.uglova@yandex.ru
Аннотация. На основе анализа компетенций персонала, занятого обслуживанием подвижного состава на ОАО «РЖД» определены их дополнительные трудовые функции, сформулированы требования к знаниям и умениям работника. Составленные профили компетенций являются основой для разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров.
Научно-технический прогресс обуславливает повышение требований к качеству и надежности железнодорожного транспорта. Необходимые качества и надежность объектов могут быть обеспечены при условии применения эффективных систем контроля качества в цикле «изготовление-эксплуатация-ремонт», а также при повышении уровня квалификации сотрудников обслуживающих железнодорожный подвижной состав [1].
Современные социально-экономические условия ставят жесткие требования к качеству рабочей силы. Кадры ОАО «РЖД» – это один из ресурсов холдинга, ценность которого при правильном подходе к его развитию должна возрастать. Сегодня уже заложен фундамент для построения инновационной системы развития кадрового потенциала железнодорожной отрасли, в основу которой положен компетентностный подход. Составляющими компетентности являются: «результаты (профессионально-технические стандарты, формулирующие необходимые требования к работнику, чтобы он мог занять должность); задачи, которые работник должен решать (описание происходящего в настоящее время); личностные черты (характеристика кадров, подходящих для этой работы). Корректно составленные профили компетенций позволяют долгосрочно планировать и прогнозировать необходимые кадровые ресурсы, быстро и эффективно формировать кадровый резерв, планировать обучение. Они являются основой для разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования и переподготовки.
В результате проведенного анализа компетенций персонала, занятого обслуживанием подвижного состава эксплуатационного вагонного депо станции Орел выяснилось, что необходима разработка дополнительных трудовых функций для сотрудников подразделения, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции [2].
Рассмотрим дополнительные трудовые функции для работников, обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт в эксплуатационном вагонном депо. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в процессы эксплуатации и ремонта подвижного состава для следующих методов улучшения качества обслуживания, повышения производительности труда и культуры производства:
1) метод «Бенчмаркинг»;
2) метод «Бережливое производство + шесть сигм»;
3) метод «5S».
По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:
1) ТФ-1 «Метод Бенчмаркинга» (внедрение передового опыта);
2) ТФ-2 «Бережливое производство + шесть сигм»;
3) ТФ-3 «5S» – процесса непрерывного совершенствования.
Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать работник, занимающийся обслуживанием подвижного состава.
ТФ-1 Метод «Бенчмаркинг» (внедрение передового опыта).
Знать: основные принципы метода, виды и способы достижения целей.
Уметь: проводить сбор и анализ информации с объектов, применяющих передовые технологии эксплуатации и ремонта подвижного состава; применять заимствованные методики и приемы в работе.
ТФ-2 «Бережливое производство + шесть сигм».
Знать: основные принципы методологии «Бережливое производство»; виды производственных потерь на предприятии; критерии эксплуатации и ремонта подвижного состава.
Уметь: проводить измерения и контроль параметров при эксплуатации и ремонте подвижного состава; заполнять документы – носители статистической информации; оказывать помощь инженеру-технологу при проведении измерений.
ТФ-3 Методика «5S» – процесс непрерывного совершенствования эксплуатации и ремонта пассажирского вагона, дизельных поездов и другого подвижного состава.
Знать: основные правила «5S», виды и способы достижения целей.
Уметь: применять в процессе эксплуатации и ремонта пассажирского вагона, дизельных поездов и других видов подвижного состава основные правила и методики, осуществлять постоянное совершенствование процессов эксплуатации и ремонта; вносить предложения для улучшения.
Для проверки наличия у работников, обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт, знаний и умений по трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для оценки компетентности работников по дополнительной трудовой функции ТФ-3 «Управление качеством непрерывного совершенствования процесса эксплуатации и ремонта пассажирского вагона» представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка компетентности работников обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт
Проверяемые знания и умения
|
Формулировка вопроса
|
ТФ-3 «Управление качеством непрерывного совершенствования процесса эксплуатации и ремонта пассажирского вагона»
|
Знать основные принципы методологии «5S».
|
1 Перечислите «пять основных принципов метода».
2 Какой из данных принципов наиболее значим и почему?
|
Знать способы достижения целей
|
3 Какими способами можно добиться совершенствования процесса?
4 Назовите основные результаты применения системы.
|
Уметь применять в процессе основные правила
|
5 Покажите на Вашем рабочем месте этап сортировки или пример рационального размещения инструментов.
|
Уметь проводить анализ проведенной работы
|
6 Вам представлен процесс эксплуатации пассажирского вагона. Проанализируйте и выявите сильные и слабые стороны.
|
Уметь формулировать предложения по улучшению качества обслуживания подвижного состава.
|
7 Вам предоставлен анализ процесса. Предложите мероприятия для улучшения качества эксплуатации или ремонта пассажирского вагона
|
Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами. Пример статистической оценки знаний работников, обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт, показан в таблице 2.
Таблица 2 – Оценка знаний работников, обслуживающих подвижной железнодорожный состав
Формулировка вопроса
|
Количество участников
и их оценки
|
Средний балл
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1 Перечислите «пять основных принципов».
|
4
|
5
|
5
|
4
|
3
|
4,2
|
2 Какой из данных принципов наиболее значим и почему?
|
5
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4,6
|
3 Какими способами можно добиться совершенствования процесса?
|
4
|
4
|
5
|
5
|
3
|
4,2
|
4 Назовите основные результаты применения системы?
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4,8
|
5 Покажите на Вашем рабочем месте этап сортировки или пример рационального размещения инструментов?
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3,8
|
6 Вам представлен процесс эксплуатации пассажирского вагона. Проанализируйте и выявите сильные и слабые стороны.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
4,6
|
7 Вам предоставлен анализ процесса. Предложите мероприятия для улучшения качества эксплуатации или ремонта пассажирского вагона
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4,4
|
По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний составляется программа обучения сотрудников. В результате обучения улучшится качественный состав персонала подразделения эксплуатационного вагонного депо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Лисевич, Т.В. Передовые технологии деповского ремонта пассажирских вагонов // Т.В. Лисевич / Самарский гос. Ун-т путей сообщения. – Самара, 2005. – 80 с.
2 Малышев, Ю.В. Новая оценка качества ремонта / Ю.В. Малышев // Вагоны и вагонное хозяйство. М. – 2009. – № 3. – С. 10-12. |