Понедельник, 13.05.2024, 01:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

О введении дополнительных трудовых функций для работников, обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт

УДК 658.018

О ВВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ДЛЯ

РАБОТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПОДВИЖНОЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Н.В. Углова, канд.техн.наук., доцент,

Е.В. Тамилина, магистрант,

Д.Н. Фролов, магистрант,

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,

e-mail:  nv.uglova@yandex.ru

                                                                      

Аннотация. На основе анализа компетенций персонала, занятого обслуживанием подвижного состава на ОАО «РЖД» определены их дополнительные трудовые  функции, сформулированы требования к знаниям и умениям работника. Составленные профили компетенций являются основой для разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров.

Научно-технический прогресс обуславливает повышение требований к качеству и надежности железнодорожного транспорта. Необходимые качества и надежность объектов могут быть обеспечены при условии применения эффективных систем контроля качества в цикле «изготовление-эксплуатация-ремонт», а также при повышении уровня квалификации сотрудников обслуживающих железнодорожный подвижной состав [1].

Современные социально-экономические условия ставят жесткие требования к качеству рабочей силы. Кадры ОАО «РЖД» – это один из ресурсов холдинга, ценность которого при правильном подходе к его развитию должна возрастать. Сегодня уже заложен фундамент для построения инновационной системы развития кадрового потенциала железнодорожной отрасли, в основу которой положен компетентностный подход. Составляющими компетентности являются: «результаты (профессионально-технические стандарты, формулирующие необходимые требования к работнику, чтобы он мог занять должность); задачи, которые работник должен решать (описание происходящего в настоящее время); личностные черты (характеристика кадров, подходящих для этой работы). Корректно составленные профили компетенций позволяют долгосрочно планировать и прогнозировать необходимые кадровые ресурсы, быстро и эффективно формировать кадровый резерв, планировать обучение. Они являются основой для разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования и переподготовки.

В результате проведенного анализа компетенций персонала, занятого обслуживанием подвижного состава эксплуатационного вагонного депо станции Орел выяснилось, что необходима разработка дополнительных трудовых функций для сотрудников подразделения, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции [2].

Рассмотрим дополнительные трудовые функции для работников, обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт в эксплуатационном вагонном депо.  Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в процессы эксплуатации и ремонта подвижного состава для следующих методов улучшения качества обслуживания, повышения производительности труда и культуры производства:

1) метод «Бенчмаркинг»;

2) метод «Бережливое производство + шесть сигм»;

3) метод «5S».

По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:

1) ТФ-1 «Метод Бенчмаркинга» (внедрение передового опыта);

2)  ТФ-2 «Бережливое производство + шесть сигм»;

3) ТФ-3 «5S» – процесса непрерывного совершенствования.

Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать работник, занимающийся обслуживанием подвижного состава.

ТФ-1 Метод «Бенчмаркинг» (внедрение передового опыта).

 Знать: основные принципы метода, виды  и способы достижения целей.

Уметь: проводить сбор и анализ информации с объектов, применяющих передовые технологии эксплуатации и ремонта подвижного состава; применять заимствованные методики и приемы в работе.

ТФ-2 «Бережливое производство + шесть сигм».

Знать: основные принципы методологии «Бережливое производство»; виды производственных потерь на предприятии; критерии эксплуатации и ремонта подвижного состава.

Уметь: проводить измерения и контроль параметров при эксплуатации и ремонте подвижного состава; заполнять документы – носители статистической информации; оказывать помощь инженеру-технологу при проведении измерений.

ТФ-3 Методика «5S» – процесс непрерывного совершенствования  эксплуатации и ремонта пассажирского вагона, дизельных поездов и другого подвижного состава.

Знать: основные правила «5S», виды  и способы достижения целей.

Уметь: применять в процессе эксплуатации и ремонта пассажирского вагона, дизельных поездов и других видов подвижного состава основные правила и методики, осуществлять постоянное совершенствование процессов эксплуатации и ремонта;  вносить предложения для улучшения.

Для проверки наличия у работников, обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт, знаний и умений по трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для оценки компетентности работников по дополнительной трудовой функции ТФ-3 «Управление качеством непрерывного совершенствования процесса эксплуатации и ремонта пассажирского вагона» представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Оценка компетентности работников обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт

Проверяемые знания и умения

Формулировка вопроса

ТФ-3 «Управление качеством непрерывного совершенствования процесса эксплуатации и ремонта пассажирского вагона»

Знать основные принципы методологии «5S».

1 Перечислите «пять основных принципов метода».

2 Какой из данных принципов наиболее значим и почему?

Знать способы достижения целей

3 Какими способами можно добиться совершенствования процесса?

4 Назовите основные результаты применения системы.

Уметь применять в процессе основные правила

5 Покажите на Вашем рабочем месте этап сортировки или пример рационального размещения инструментов.

Уметь проводить анализ проведенной работы

6 Вам представлен процесс эксплуатации пассажирского вагона. Проанализируйте и выявите сильные и слабые стороны.

Уметь формулировать предложения по улучшению качества  обслуживания подвижного состава.

7 Вам предоставлен анализ процесса. Предложите мероприятия для улучшения качества эксплуатации или ремонта пассажирского вагона

Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами. Пример статистической оценки знаний работников, обслуживающих подвижной железнодорожный транспорт, показан в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка знаний работников, обслуживающих подвижной железнодорожный состав

Формулировка вопроса

Количество  участников

и их оценки

Средний балл

I

II

III

IV

V

1 Перечислите «пять основных принципов».

4

5

5

4

3

4,2

2 Какой из данных принципов наиболее значим и почему?

5

4

5

5

4

4,6

3 Какими способами можно добиться совершенствования процесса?

4

4

5

5

3

4,2

4 Назовите основные результаты применения системы?

5

5

5

5

4

4,8

5 Покажите на Вашем рабочем месте этап сортировки или пример рационального размещения инструментов?

4

4

4

3

4

3,8

 

6 Вам представлен процесс эксплуатации пассажирского вагона. Проанализируйте и выявите сильные и слабые стороны.

5

5

5

5

3

4,6

7 Вам предоставлен анализ процесса. Предложите мероприятия для улучшения качества эксплуатации или ремонта пассажирского вагона

5

4

5

4

4

4,4

 

По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний составляется программа обучения сотрудников. В результате   обучения улучшится качественный состав персонала подразделения эксплуатационного вагонного депо.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Лисевич, Т.В. Передовые технологии деповского ремонта пассажирских вагонов // Т.В. Лисевич / Самарский гос. Ун-т путей сообщения. – Самара, 2005. – 80 с.

2 Малышев, Ю.В. Новая оценка качества ремонта / Ю.В. Малышев // Вагоны и вагонное хозяйство. М. – 2009. – № 3. – С. 10-12.

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 397 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика