Пятница, 10.05.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Квест-технологии в преподавании профессиональных дисциплин

УДК 377

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

О.А. Василенко, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: ringingbell@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье поднят вопрос  проведения активных форм урока по стандартам нового поколения и подробно рассматривается новый метод, получивший название квест-технология.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. В предыдущих статьях рассматривались такие методы проведения уроков как пресс-конференция, урок-экскурсия, урок-соревнование. В настоящей статье хотелось бы затронуть сравнительно новый метод, получивший название «Квест».

Квест-технология в образовании и воспитании начала широко применяться с 1995 года, Она была предложена профессором университета Сан-Диего Берни Додж. Представляет собой некую поисковую систему, в которой необходимо находить решение поставленной задачи при прохождении промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень[1].

За основу были взяты методики излюбленной молодежью компьютерной игры «бродили» и «стреляли» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. На тот момент веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а скорее с целью заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике [2].

Очевидно, что материал лучше усваивается в процессе самостоятельного добывания и систематизировании новой информации. Поэтому использование квестов в процессе обучения способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию современного информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. Актуальность использования квест - технологии осознаётся как один из преимущественных активных методов обучения.

К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Удачным является использование на занятиях квест-проектной деятельности, основанной на синтезе проектного метода и игровых технологий. Это методика заключается в продолжительном и целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты; приключенческие, игровые квесты; «живые» квесты.

Особый интерес представляют «живые» квесты, направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета и ролевой игры. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы [3].

Обучающиеся в процессе работы над квест-проектом изучают реальные процессы, переживает конкретные ситуации, проникает вглубь явлений, конструирует новые процессы, объекты. С точки зрения информационной деятельности, участники квест-проекта при работе над ним, формируют необходимые в дальнейшем навыки поиска, хранения, передачи и анализа информации, умение сравнивать информацию полученную из разных источников и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Квест - занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы. Стоит отметить, что как современная педагогическая технология квест решает следующие задачи:

Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс.

Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников.

Воспитательные - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории[4].

Подобная методика хороша для формирования общих и профессиональных компетенций таких как: выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий; решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; участвовать  в планировании и организации работы структурного подразделения; участвовать  в руководстве работой структурного подразделения; участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

Проведение занятий по данной методике можно проводить с применением компьютерных технологий или без них; в качестве лабораторной работы, подачи лекционного материала или зачета. На сегодняшний день существует множество примеров их применения в различных курсах общеобразовательных дисциплин. [5]

В этой статье описывается опыт проведения проектного занятия по квест – технологии, проведенным по методике «живого» квест - проекта, по дисциплине «Автоматизация технологических процессов» в группе ТХ-305, по теме «Изучение устройства и принципа действия шаговых двигателей». Целью является исследование, поиск и отбор информации необходимой для изучения устройства и принципа действия шаговых двигателей. В процессе достижения цели решались следующие задачи: ознакомление с классификацией шаговых двигателей; составление схемы работы шагового двигателя; изучение конструктивных особенностей шагового двигателя; ознакомление с принципом работы.

Подготовка к занятию была начата на лекционном занятии. Студенты прослушали лекцию на тему «Управляющие устройства систем автоматизации». Конспект лекций был одним из опорных материалов, в котором можно находить необходимую информацию для решения ситуационных задач лабораторной.

На проводимом лабораторном занятии студенты разделились на группы по 2-3 человека. Между собой они распределили роли: начальника конструкторского бюро, инженера и проектировщика. В качестве поощрения и стимула к работе выступили зарабатываемые баллы. Их начисление проводил как сам педагог, так и конкурирующие команды.

В ходе теоретической подготовки студенты познакомились с классификацией существующих шаговых двигателей, а на уроке каждая группа получила задание на изучение устройства и принципа действия конкретного двигателя по имеющимся в распоряжении источникам: интернет, учебное пособие и конспект лекций, с целью наглядно донести изученную информацию до остальных «коллег».

На данном этапе каждая группа познакомилась с конструктивными особенностями устройства, выданного им по заданию и подготовила макет, поясняющий основные отличительные особенности работы двигателя.

На следующем этапе было необходимо опираясь на полученные теоретические знания и изготовленное наглядное пособие рассказать остальным командам принцип работы и устройство шагового двигателя.

 Команда, которая представляет свой макет получает баллы от конкурентов в номинациях: наглядность макета; соответствие макета описываемому устройству; доходчивость и информативность выступления.В ходе доклада любой из участников противоположной команды мог задавать вопросы с целью уточнения не понятные моменты. После преподаватель сам задает вопросы обучающимся и оценивает ответы в баллах.

На следующем этапе участники пытаются придумать область применения их шагового двигателя в условиях технологических процессов, специфичных именно их профессии. Командам раздается наглядный материал , касающийся применения шаговых двигателей в промышленности. Раздаточным материалом могут служить журналы по оборудованию, каталоги изделий и т.п. Если «конструкторское бюро» затрудняется, то при условии потери нескольких очков, преподаватель может им подсказать. Обдумав все «за» и «против», и придя к общему мнению, учащиеся должны начертить функциональную схему подключения устройства в цепь системы автоматизации.

Оценивание этого вида работ производится преподавателем, при этом учитывается степень оригинальности применения устройства, правильность составления и оформления схемы.

Опираясь на полученные результаты построения и «мозгового штурма», команда строит схему системы автоматизации к которой требуется условно подключить шаговый двигатель с помощью элементов конструктора. Остается лишь наглядно продемонстрировать способ подключения и применения устройств.

Как и ранее участники других команд  имеют право задавать вопросы, а позже оценивать по номинациям выступающую команду. Преподаватель оценивает в баллах навыки составления схем обучающимися.

На заключительном этапе, убедившись в достаточном освоении материала студентами, преподаватель предлагает вопросы в тестовой форме, для оценивания знаний.

Скорость работы и правильность ее выполнения также учитываются на каждом из пройденных этапов. Опыт показывает, что побеждает наиболее слаженная команда, где четко распределены роли и участники внутри групп не отсиживаются и не конкурируют, а активно взаимодействуют. При подготовке квест- занятия педагогу лучше подобрать тему, можно и скучноватую при изучении, требующую изучения большого количества теоретического материала; сформулировать интересные задания по теме; составить план урока; составить список информационных ресурсов.

Обучающиеся в процессе работы распределяют роли; составляют план поиска ответов; исследуют информационные ресурсы; готовят отчет.

Технология квестов пользуется огромной популярностью у обучающихся, она способна не только расширить их кругозор, но и позволяет активно применять на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом.

В процессе защиты выполненных заданий по квесту обучающиеся могут осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме существует несколько точек зрения и несколько вариантов решения поставленных задач. Использование на занятиях квест - технологии способствует формированию у обучающихся информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность творчества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004..

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

4. Инфоурок — материалы для учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html/, свободный. – Квест как современная педагогическая технология.

5. Открытый урок — форум для учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://открытыйурок.рф/статьи/662352/, свободный. – Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов).

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Zurbiz (13.12.2017)
Просмотров: 1546 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика