УДК 658.018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СИСТЕМНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Л.М. Пимкина, преподаватель,
Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,
К.В. Подмастерьев, д-р техн.наук, профессор,
ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,
e-mail: pms35vm@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема официального признания необходимости действий каждого сотрудника предприятия в развитии системы менеджмента качества на своём рабочем месте. Такое признание предлагается осуществлять через систему дополнительных трудовых функций. В качестве примера представлены дополнительные трудовые функции в области управления качеством для системного администратора отдела информационных технологий.
Создание на промышленном предприятии системы менеджмента качества, её сертификация и постоянное улучшение создаёт новые обязанности для всего трудового коллектива. Это подтверждается одним из базовых принципов Всеобщего менеджмента качества: «Вовлечение работников» [1].
Переход российских предприятий к нормированию трудовых обязанностей работников через систему профессиональных стандартов создаёт проблему отнесения дополнительных обязанностей работников, связанных с их деятельностью в системе менеджмента качества предприятия, к трудовым функциям профессионального стандарта, соответствующего их профессии [2].
Для решения данной проблемы предложен подход, который заключается в разработке дополнительных трудовых функций для сотрудников предприятия, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции. Наличие подобных дополнительных трудовых функций позволит [3]:
1) сформулировать новые знания и умения, которые сотрудники предприятия должны иметь для внедрения элементов системы менеджмента качества на своих рабочих местах и методов улучшения качества своего труда;
2) создать дополнительные критерии для премирования сотрудников предприятия за работу по улучшению качества продукции, своего труда, системы менеджмента качества в целом и закрепить их в Коллективном Договоре;
3) создать критерии для оценки знаний и умений сотрудников предприятия в области системы менеджмента качества и методов улучшения качества при их периодической аттестации и повышении квалификации;
4) выявить области, в которых необходимо дополнительное обучение сотрудников и обоснованно составить программу развития персонала;
5) продемонстрировать сотрудникам заинтересованность высшего руководства предприятия в развитии системы менеджмента качества и этим создать предпосылки для повышения корпоративной культуры предприятия.
В качестве примера рассмотрим дополнительные трудовые функции в области управления качеством для системного администратора отдела информационных технологий машиностроительного предприятия. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в производственные процессы отдела информационных технологий следующих методов улучшения качества продукции, повышения производительности труда и культуры производства:
1) метод проектов;
2) метод бенчмаркинга.
По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:
1) ТФ-1 «Метод проекта»;
2) ТФ-2 «Метод бенчмаркинга».
Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать инженер-технолог.
ТФ-1 «Метод проектов». Знать: Основные принципы метода проектов. Уметь: Применять программные средства для проектирования интерфейса; осуществлять процесс проектирования интерфейса с учетом существующих правил для предметной области проекта; создавать макет интерфейса продукта; разрабатывать проект используя современные среды разработки; применять инструменты для оценки эффективности и удобности созданного интерфейса, применять полученные данные для оптимизации интерфейса.
ТФ-2 «Метод бенчмаркинга». Знать: основные положения бенчмаркинга; основные факторы, влияющие на результативность проекта. Уметь: Проводить сравнительный анализ приложений, который позволяет выбрать «идеальный» вариант, для дальнейшего развития разрабатываемого приложения; Разрабатывать приложение с использованием современных сред разработки.
Для проверки наличия у специалистов отдела информационных технологий знаний и умений по данным трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для проверки знаний инженера-технолога механического цеха по дополнительной трудовой функции ТФ-7 «Метод проектов» показан в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка компетентности системного администратора в области качества
Проверяемые знания и умения
|
Формулировка вопроса
|
ТФ-7 «Метод проектов»
|
Знать основные принципы метода проектов.
|
1 Назовите основные принципы метода проектов.
2 Назовите элементы проектной деятельности
3 Перечислите этапы метода проектов
4 Перечислите основные требования к использованию метода проектов.
5 Какие исследовательские методы применяются в методе проектов
|
Уметь применять программные средства для проектирования интерфейса
|
6 Необходимо создать набор web –страниц в соответствии с рисунком.
|
Уметь осуществлять процесс проектирования интерфейса с учетом существующих правил для предметной области проекта
|
7 Разработать модель структуры главной страницы web-сайта.
|
Уметь создавать макет интерфейса продукта
|
8 Разработать макет web-страниц сайта.
|
Уметь разрабатывать проект, используя современные среды разработки
|
9 Создайте web-страницу с использованием программы Front-end Framework
|
Уметь применять инструменты для оценки эффективности и удобства созданного интерфейса, применять полученные данные для оптимизации интерфейса.
|
10 Используя программу Adobe photoshop разработайте логотип для web-сайта.
|
Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами. Пример статистической оценки знаний системного администратора отдела информационных технологий показан в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ знаний системного администратора в области качества
Формулировка вопроса
|
Количество участников и их оценки
|
Средний балл
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1 Назовите основные принципы метода проектов.
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4,8
|
2 Назовите элементы проектной деятельности
|
4
|
5
|
5
|
4
|
3
|
4,2
|
3 Перечислите этапы метода проектов
|
3
|
3
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4 Перечислите основные требования к использованию метода проектов.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5 Какие исследовательские методы применяются в методе проектов?
|
5
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3,8
|
6 Необходимо создать набор web –страниц в соответствии с рисунком.
|
3
|
4
|
3
|
3
|
5
|
3,6
|
7 Разработать модель структуры главной страницы web-сайта.
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4,2
|
8 Разработать макет web-страниц сайта.
|
3
|
3
|
4
|
5
|
3
|
3,6
|
9 Создайте web-страницу с использованием программы Front-end Framework
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3,2
|
10 Используя программу Adobe Photoshop разработайте логотип для web-сайта.
|
5
|
4
|
4
|
3
|
5
|
4,2
|
По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний системного администратора начальник отдела или его заместитель составляют программу обучения своих сотрудников и подают заявку на обучение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.
2 Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. – СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
3 Денисова, А.Л. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества [Текст]: Учебное пособие / А.Л. Денисова. – Тамбов: ТГТУ, 2006. – 120 с.
4 Дмитриева, О.В. Статистика: Учебное пособие/ О.В. Дмитриева. – М.: МГУП, 2006. – 182 с.
5 Ефимов, В.В. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ефимов. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 141 с. |