Вторник, 14.05.2024, 11:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Использование дополнительных трудовых функций для развития компетенций программистов в области управления качеством

УДК 658.018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОГРАММИСТОВ  В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

О.В. Еракова, преподаватель,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,

К.В. Подмастерьев, д-р техн.наук, профессор,

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,

e-mail: pms35vm@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема официального признания необходимости действий каждого сотрудника предприятия в развитии системы менеджмента качества на своём рабочем месте. Такое признание предлагается осуществлять через систему дополнительных трудовых функций. В качестве примера представлены дополнительные трудовые функции в области управления качеством для программистов предприятия.

Создание на промышленном предприятии системы менеджмента качества, её сертификация и постоянное улучшение создаёт новые обязанности для всего трудового коллектива. Это подтверждается одним из базовых принципов Всеобщего менеджмента качества: «Вовлечение работников» [1].

Переход российских предприятий к нормированию трудовых обязанностей работников через систему профессиональных стандартов создаёт проблему отнесения дополнительных обязанностей работников, связанных с их деятельностью в системе менеджмента качества предприятия, к трудовым функциям профессионального стандарта, соответствующего их профессии [2].

Для решения данной проблемы предложен подход, который заключается в разработке дополнительных трудовых функций для сотрудников предприятия, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции. Наличие подобных дополнительных трудовых функций позволит [3]:

1) сформулировать новые знания и умения, которые сотрудники предприятия должны иметь для внедрения элементов системы менеджмента качества на своих рабочих местах и методов улучшения качества своего труда;

2) создать дополнительные критерии для премирования сотрудников предприятия за работу по улучшению качества продукции, своего труда, системы менеджмента качества в целом и закрепить их в Коллективном Договоре;

3) создать критерии для оценки знаний и умений сотрудников предприятия в области системы менеджмента качества и методов улучшения качества при их периодической аттестации и повышении квалификации;

4) выявить области, в которых необходимо дополнительное обучение сотрудников и обоснованно составить программу развития персонала;

5) продемонстрировать сотрудникам заинтересованность высшего руководства предприятия в развитии системы менеджмента качества и этим создать предпосылки для повышения корпоративной культуры предприятия.

В качестве примера рассмотрим дополнительные трудовые функции в области управления качеством для программистов предприятия. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в процесс повышения квалификации программистов следующих методов улучшения качества их профессиональной подготовки:

1) статистических методов управления качеством;

2) метода проектов;

3) метода бенчмаркинга.

По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:

1) ТФ-1 «Статистическое управление качеством профессиональных качеств программиста»;

2) ТФ-2 «Метод проектов»;

3) ТФ-3 «метода бенчмаркинга».

Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать программист.

ТФ-1 «Статистическое управление качеством профессиональных качеств программиста». Знать: назначение статистических методов управления качеством и их возможности; виды статистической информации; документы – носители статистической информации. Уметь: проводить статистическую обработку профессиональных качеств программиста согласно методике; строить гистограммы; формулировать предложения по улучшению профессиональных качеств программиста.

ТФ-2 «Метод проектов». Знать: назначение метода проектов и его основные принципы. Уметь: Разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания; анализировать и правильно подбирать исходные данные; анализировать и выбирать наиболее рациональные методы программирования для выполнения проектного задания; осуществлять отладку и тестирование программного кода; осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий.

ТФ-3 «Метод бенчмаркинга». Знать: Назначение метода бенчмаркинга и его основные этапы. Уметь: Выбирать аспекты деятельности, подлежащих оценке; формировать рабочие группы; собирать и систематизировать данные из традиционных источников информации и обследуя предприятия, составлять блок-схемы процессов, собирать фактические данные, проводя при необходимости специальные эксперименты или опросы; использовать результаты с учетом баланса интересов, конфиденциальности и доверия.

Для проверки наличия у программистов знаний и умений по данным трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для проверки знаний программиста по дополнительной трудовой функции ТФ-2 «Метод проектов» показан в таблице 1.

Таблица 1 – Оценка компетентности программиста в области качества

Проверяемые знания и умения

Формулировка вопроса

ТФ-2 «Метод проектов»

Знать Назначение метода проектов

1 Сформулируйте определение метода проектов.

2. Каково назначение метода проектов?

Знать Основные принципы метода проектов

3. В чем заключаются основные принципы метода проектов?

4. Охарактеризуйте этапы метода

Уметь Разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания

5. Опишите алгоритм ваших действий для разработки данного вам проекта

Уметь анализировать и правильно подбирать исходные данные

6. Какие исходные данные Вам понадобятся для разработки проекта?

Уметь анализировать и выбирать наиболее рациональные методы программирования для выполнения проектного задания

7. Какую среду программирования Вы выберите для разработки проекта?

8. Обоснуйте выбор среды программирования.

Уметь осуществлять отладку и тестирование программного кода

9. Каким образом будет производиться отладка программного продукта?

10. Назовите виды тестирования программного продукта?

11. каким образом Вы осуществите тестирование программного продукта?

Уметь осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий

12. Назовите группы критериев оценки программных продуктов.

Знать Назначение метода проектов

1 Сформулируйте определение метода проектов.

2. Каково назначение метода проектов?

 

Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами, обработкой оценочных ведомостей. Пример статистической оценки знаний программистов показан в таблице 2.

 

Таблица 2 – Анализ знаний программистов в области качества

Формулировка вопроса

Количество участников и их оценки

Средний балл

I

II

III

IV

V

1. Сформулируйте определение метода.

4

5

4

5

4

4,4

2. Каково назначение метода проектов?

4

5

3

4

4

4

3. В чем заключаются основные принципы метода проектов?

5

5

4

4

4

4,4

4. Охарактеризуйте этапы метода проектов

4

5

2

4

4

3,8

5. Опишите алгоритм ваших действий для разработки данного вам проекта

5

5

4

4

5

4,6

6. Какие исходные данные Вам понадобятся для разработки проекта?

5

5

4

4

4

4,4

7. Какую среду программирования Вы выберите для разработки проекта?

5

5

5

5

5

5

8. Обоснуйте выбор среды программирования.

5

5

5

5

5

5

9. Каким образом будет производиться отладка программного продукта?

5

5

4

4

5

4,6

10. Назовите виды тестирования программного продукта?

 

4

5

4

4

5

4,4

11. Каким образом Вы осуществите тестирование программного продукта?

4

5

5

5

5

4,8

12. Назовите группы критериев оценки программных продуктов.

4

5

5

4

5

4,6

 

По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний программиста  начальник отдела или его заместитель составляют программу обучения своих сотрудников и подают заявку на обучение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования  – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.

2 Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. – СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

3 Денисова, А.Л. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества [Текст]: Учебное пособие / А.Л. Денисова. – Тамбов: ТГТУ, 2006. – 120 с.

4 Дмитриева, О.В. Статистика: Учебное пособие/ О.В. Дмитриева. – М.: МГУП, 2006. – 182 с.

5 Ефимов, В.В. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ефимов. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 141 с.

 

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика