УДК 658.018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОГРАММИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
О.В. Еракова, преподаватель,
Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,
К.В. Подмастерьев, д-р техн.наук, профессор,
ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,
e-mail: pms35vm@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема официального признания необходимости действий каждого сотрудника предприятия в развитии системы менеджмента качества на своём рабочем месте. Такое признание предлагается осуществлять через систему дополнительных трудовых функций. В качестве примера представлены дополнительные трудовые функции в области управления качеством для программистов предприятия.
Создание на промышленном предприятии системы менеджмента качества, её сертификация и постоянное улучшение создаёт новые обязанности для всего трудового коллектива. Это подтверждается одним из базовых принципов Всеобщего менеджмента качества: «Вовлечение работников» [1].
Переход российских предприятий к нормированию трудовых обязанностей работников через систему профессиональных стандартов создаёт проблему отнесения дополнительных обязанностей работников, связанных с их деятельностью в системе менеджмента качества предприятия, к трудовым функциям профессионального стандарта, соответствующего их профессии [2].
Для решения данной проблемы предложен подход, который заключается в разработке дополнительных трудовых функций для сотрудников предприятия, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции. Наличие подобных дополнительных трудовых функций позволит [3]:
1) сформулировать новые знания и умения, которые сотрудники предприятия должны иметь для внедрения элементов системы менеджмента качества на своих рабочих местах и методов улучшения качества своего труда;
2) создать дополнительные критерии для премирования сотрудников предприятия за работу по улучшению качества продукции, своего труда, системы менеджмента качества в целом и закрепить их в Коллективном Договоре;
3) создать критерии для оценки знаний и умений сотрудников предприятия в области системы менеджмента качества и методов улучшения качества при их периодической аттестации и повышении квалификации;
4) выявить области, в которых необходимо дополнительное обучение сотрудников и обоснованно составить программу развития персонала;
5) продемонстрировать сотрудникам заинтересованность высшего руководства предприятия в развитии системы менеджмента качества и этим создать предпосылки для повышения корпоративной культуры предприятия.
В качестве примера рассмотрим дополнительные трудовые функции в области управления качеством для программистов предприятия. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в процесс повышения квалификации программистов следующих методов улучшения качества их профессиональной подготовки:
1) статистических методов управления качеством;
2) метода проектов;
3) метода бенчмаркинга.
По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:
1) ТФ-1 «Статистическое управление качеством профессиональных качеств программиста»;
2) ТФ-2 «Метод проектов»;
3) ТФ-3 «метода бенчмаркинга».
Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать программист.
ТФ-1 «Статистическое управление качеством профессиональных качеств программиста». Знать: назначение статистических методов управления качеством и их возможности; виды статистической информации; документы – носители статистической информации. Уметь: проводить статистическую обработку профессиональных качеств программиста согласно методике; строить гистограммы; формулировать предложения по улучшению профессиональных качеств программиста.
ТФ-2 «Метод проектов». Знать: назначение метода проектов и его основные принципы. Уметь: Разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания; анализировать и правильно подбирать исходные данные; анализировать и выбирать наиболее рациональные методы программирования для выполнения проектного задания; осуществлять отладку и тестирование программного кода; осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий.
ТФ-3 «Метод бенчмаркинга». Знать: Назначение метода бенчмаркинга и его основные этапы. Уметь: Выбирать аспекты деятельности, подлежащих оценке; формировать рабочие группы; собирать и систематизировать данные из традиционных источников информации и обследуя предприятия, составлять блок-схемы процессов, собирать фактические данные, проводя при необходимости специальные эксперименты или опросы; использовать результаты с учетом баланса интересов, конфиденциальности и доверия.
Для проверки наличия у программистов знаний и умений по данным трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для проверки знаний программиста по дополнительной трудовой функции ТФ-2 «Метод проектов» показан в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка компетентности программиста в области качества
Проверяемые знания и умения
|
Формулировка вопроса
|
ТФ-2 «Метод проектов»
|
Знать Назначение метода проектов
|
1 Сформулируйте определение метода проектов.
2. Каково назначение метода проектов?
|
Знать Основные принципы метода проектов
|
3. В чем заключаются основные принципы метода проектов?
4. Охарактеризуйте этапы метода
|
Уметь Разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания
|
5. Опишите алгоритм ваших действий для разработки данного вам проекта
|
Уметь анализировать и правильно подбирать исходные данные
|
6. Какие исходные данные Вам понадобятся для разработки проекта?
|
Уметь анализировать и выбирать наиболее рациональные методы программирования для выполнения проектного задания
|
7. Какую среду программирования Вы выберите для разработки проекта?
8. Обоснуйте выбор среды программирования.
|
Уметь осуществлять отладку и тестирование программного кода
|
9. Каким образом будет производиться отладка программного продукта?
10. Назовите виды тестирования программного продукта?
11. каким образом Вы осуществите тестирование программного продукта?
|
Уметь осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий
|
12. Назовите группы критериев оценки программных продуктов.
|
Знать Назначение метода проектов
|
1 Сформулируйте определение метода проектов.
2. Каково назначение метода проектов?
|
Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами, обработкой оценочных ведомостей. Пример статистической оценки знаний программистов показан в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ знаний программистов в области качества
Формулировка вопроса
|
Количество участников и их оценки
|
Средний балл
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1. Сформулируйте определение метода.
|
4
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4,4
|
2. Каково назначение метода проектов?
|
4
|
5
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3. В чем заключаются основные принципы метода проектов?
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4,4
|
4. Охарактеризуйте этапы метода проектов
|
4
|
5
|
2
|
4
|
4
|
3,8
|
5. Опишите алгоритм ваших действий для разработки данного вам проекта
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4,6
|
6. Какие исходные данные Вам понадобятся для разработки проекта?
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4,4
|
7. Какую среду программирования Вы выберите для разработки проекта?
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
8. Обоснуйте выбор среды программирования.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
9. Каким образом будет производиться отладка программного продукта?
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4,6
|
10. Назовите виды тестирования программного продукта?
|
4
|
5
|
4
|
4
|
5
|
4,4
|
11. Каким образом Вы осуществите тестирование программного продукта?
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4,8
|
12. Назовите группы критериев оценки программных продуктов.
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4,6
|
По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний программиста начальник отдела или его заместитель составляют программу обучения своих сотрудников и подают заявку на обучение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.
2 Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. – СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
3 Денисова, А.Л. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества [Текст]: Учебное пособие / А.Л. Денисова. – Тамбов: ТГТУ, 2006. – 120 с.
4 Дмитриева, О.В. Статистика: Учебное пособие/ О.В. Дмитриева. – М.: МГУП, 2006. – 182 с.
5 Ефимов, В.В. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ефимов. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 141 с.
|