Вторник, 14.05.2024, 22:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Использование дополнительных трудовых функций для развития компетенций операторов станков с ЧПУ в области управления качеством

УДК 658.018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОПЕРАТОРОВ СТАНКОВ С ЧПУ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

Л.Д. Козлова, канд.техн.наук, профессор,

А.В. Костин, магистрант,

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,

E-Mail: alexander-kostin@inbox.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема официального признания необходимости действий каждого сотрудника предприятия в развитии системы менеджмента качества на своём рабочем месте. Такое признание предлагается осуществлять через систему дополнительных трудовых функций. В качестве примера представлены дополнительные трудовые функции в области управления качеством для оператора станков с ЧПУ инструментального цеха предприятия.

Создание на промышленном предприятии системы менеджмента качества, её сертификация и постоянное улучшение создаёт новые обязанности для всего трудового коллектива. Это подтверждается одним из базовых принципов Всеобщего менеджмента качества: «Вовлечение работников» [1].

Переход российских предприятий к нормированию трудовых обязанностей работников через систему профессиональных стандартов создаёт проблему отнесения дополнительных обязанностей работников, связанных с их деятельностью в системе менеджмента качества предприятия, к трудовым функциям профессионального стандарта, соответствующего их профессии [2].

Для решения данной проблемы предложен подход, который заключается в разработке дополнительных трудовых функций для сотрудников предприятия, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции. Наличие подобных дополнительных трудовых функций позволит [3]:

1) сформулировать новые знания и умения, которые сотрудники предприятия должны иметь для внедрения элементов системы менеджмента качества на своих рабочих местах и методов улучшения качества своего труда;

2) создать дополнительные критерии для премирования сотрудников предприятия за работу по улучшению качества продукции, своего труда, системы менеджмента качества в целом и закрепить их в Коллективном Договоре;

3) создать критерии для оценки знаний и умений сотрудников предприятия в области системы менеджмента качества и методов улучшения качества при их периодической аттестации и повышении квалификации;

4) выявить области, в которых необходимо дополнительное обучение сотрудников и обоснованно составить программу развития персонала;

5) продемонстрировать сотрудникам заинтересованность высшего руководства предприятия в развитии системы менеджмента качества и этим создать предпосылки для повышения корпоративной культуры предприятия.

В качестве примера рассмотрим дополнительные трудовые функции в области управления качеством для операторов станков с ЧПУ инструментального цеха машиностроительного предприятия. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в производственные процессы инструментального цеха следующих методов улучшения качества продукции, повышения производительности труда и культуры производства:

1) организации работы коллектива цеха по «14 принципам Деминга»;

2) метода «Бережливое производство + шесть сигм»;

3) метода «Анализ измерительных систем»;

4) метода «5S».

По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:

1) ТФ-1 «Организация работы коллектива инструментального цеха по «14 принципам Деминга»;

2) ТФ-2 «Бережливое производство + шесть сигм»;

3) ТФ-3 «Анализ измерительных систем»;

4) ТФ-4 «5S».

Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать оператор станков с ЧПУ.

ТФ-1 «Организация работы коллектива инструментального цеха по «14 принципам Деминга». Знать: назначение принципов Деминга и их содержание. Уметь: формулировать цель своей работы и её место в генеральной цели предприятия; составлять собственную программу улучшения своего труда; проводить «показательную работу» для всех рабочих аналогичной профессии; проявлять лидерские качества; доводить до сведения руководителя свои мысли по улучшению труда; иметь индивидуальную программу повышения собственного образования.

ТФ-2. «Бережливое производство + шесть сигм». Знать: основные принципы «Бережливого производства»; виды производственных потерь на предприятии; критерии приёмки выпускаемой продукции. Уметь: проводить измерения и контроль параметров изготавливаемых деталей; заполнять документы – носители статистической информации; оказывать помощь инженеру-технологу при проведении хронометража.

ТФ-3 «Анализ измерительных систем». Знать: сущность понятия «измерительная система», применительно к данному методу улучшения качества; элементы «измерительной системы»; источники возникновения случайных и систематических погрешностей при проведении измерений и контроля размеров и параметров деталей. Уметь: проводить измерения и контроль параметров изготавливаемых деталей; проводить калибровку средств измерений на рабочем месте; заполнять формуляр средства измерений результатами его эксплуатации и калибровки.

ТФ-4 «5S». Знать: разработку стандартов контроля и поддержания в порядке рабочего окружения, непрерывное повышение эффективности методов по поддержанию рабочего окружения, методику освобождения рабочего пространства от ненужных предметов. Уметь: устранить любые проявления хаоса при хранении материалов, предметов на рабочем месте; визуально использовать разметку рабочего пространства; создать план рационального распределения предметов; найти необходимую вещь за 30 секунд.

Для проверки наличия у сотрудников механического цеха знаний и умений по данным трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для проверки знаний операторов станков с ЧПУ инструментального цеха по дополнительной трудовой функции ТФ-4 «5S» показан в таблице 1.

 

Таблица 1 – Оценка компетентности оператора станков с ЧПУ в области качества

Проверяемые знания и умения

Формулировка вопроса

ТФ-4 «5S»

Знать правила отсортировки ненужного

1 Перечислите список отсутствующих предметов на рабочем столе.

2 Куда перемещаются и как обозначаются ненужные вещи?

Знать виды самоорганизации и уметь соблюдать порядок.

3 Перечислите все виды маркировок мест для хранения оснастки.

4 Существуют ли рабочие места для производственных отходов и их переработки?

Знать графики уборки рабочего места.

5 Назовите ближайшие даты Вашей уборки рабочего места согласно графика?

6 Перечислите последовательность выполнения уборки рабочего места.

Знать правила соблюдения техники безопасности, уметь обслуживать оборудование

7 Назовите номер инструкции и перечислите правила по охране труда и технике безопасности.

8 Какие существуют приёмы обслуживания оборудования?

Уметь выявлять улучшения в оборудовании и внедрять их согласно действующему плану

9 Какие улучшения выявлены Вами в оборудовании за последний год?

10 Какие выявленные Вами улучшения внедрены на оборудовании за последний год?

Уметь строить гистограммы.

8 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.

Постройте гистограмму распределения размеров штыря контактной пары.

Уметь проводить анализ настроенности и точности токарных автоматов.

9 Какие статистические характеристики партии штырей надо сравнить, чтобы оценить настроенность токарного автомата и его точность?

Уметь формулировать предложения по улучшению качества изделий.

10 Вам выдана гистограмма распределения размеров штыря контактной пары. Предложите мероприятия для улучшения качества штырей и оцените вероятный процент брака в данной партии штырей.

 

Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами. Пример статистической оценки знаний оператора станков с ЧПУ инструментального цеха показан в таблице 2.

 

Таблица 2 – Анализ знаний операторов станков с ЧПУ в области качества

Формулировка вопроса

Количество участников и их оценки

Средний балл

I

II

III

IV

V

1 Перечислите список отсутствующих предметов на рабочем столе.

4

3

4

4

3

3,6

2 Куда перемещаются и как обозначаются ненужные вещи?

5

4

5

5

4

4,6

3 Перечислите все виды маркировок мест для хранения оснастки.

4

4

4

4

3

3,8

4 Существуют ли рабочие места для производственных отходов и их переработки?

5

4

5

5

5

4,8

5 Назовите ближайшие даты Вашей уборки рабочего места согласно графика?

4

4

4

3

4

3,8

6 Перечислите последовательность выполнения уборки рабочего места.

4

5

5

5

4

4,6

7 Назовите номер инструкции и перечислите правила по охране труда и технике безопасности.

4

4

5

4

4

4,2

8 Какие существуют приёмы обслуживания оборудования?

4

3

3

3

3

3,2

9 Какие улучшения выявлены Вами в оборудовании за последний год?

4

4

4

4

4

4

10 Какие выявленные Вами улучшения внедрены на оборудовании за последний год?

4

4

3

5

3

3,8

 

По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний операторов станков с ЧПУ начальник цеха или его заместитель составляют программу обучения своих сотрудников и подают заявку на обучение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования  – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.

2 Соколова, Т.Б. Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» [Электронный ресурс] / Т.Б. Соколова, Г.А. Ткачук, В.В. Рябина // Молодой ученый. – 2016. – №12.3. – С. 83-85. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31863.

3 Летягина, Е.Н. Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.Н. Летягина, С.В. Едемская. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2015. – 56 с.

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 370 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика