УДК 658.018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОПЕРАТОРОВ СТАНКОВ С ЧПУ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Л.Д. Козлова, канд.техн.наук, профессор,
А.В. Костин, магистрант,
ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,
E-Mail: alexander-kostin@inbox.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема официального признания необходимости действий каждого сотрудника предприятия в развитии системы менеджмента качества на своём рабочем месте. Такое признание предлагается осуществлять через систему дополнительных трудовых функций. В качестве примера представлены дополнительные трудовые функции в области управления качеством для оператора станков с ЧПУ инструментального цеха предприятия.
Создание на промышленном предприятии системы менеджмента качества, её сертификация и постоянное улучшение создаёт новые обязанности для всего трудового коллектива. Это подтверждается одним из базовых принципов Всеобщего менеджмента качества: «Вовлечение работников» [1].
Переход российских предприятий к нормированию трудовых обязанностей работников через систему профессиональных стандартов создаёт проблему отнесения дополнительных обязанностей работников, связанных с их деятельностью в системе менеджмента качества предприятия, к трудовым функциям профессионального стандарта, соответствующего их профессии [2].
Для решения данной проблемы предложен подход, который заключается в разработке дополнительных трудовых функций для сотрудников предприятия, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции. Наличие подобных дополнительных трудовых функций позволит [3]:
1) сформулировать новые знания и умения, которые сотрудники предприятия должны иметь для внедрения элементов системы менеджмента качества на своих рабочих местах и методов улучшения качества своего труда;
2) создать дополнительные критерии для премирования сотрудников предприятия за работу по улучшению качества продукции, своего труда, системы менеджмента качества в целом и закрепить их в Коллективном Договоре;
3) создать критерии для оценки знаний и умений сотрудников предприятия в области системы менеджмента качества и методов улучшения качества при их периодической аттестации и повышении квалификации;
4) выявить области, в которых необходимо дополнительное обучение сотрудников и обоснованно составить программу развития персонала;
5) продемонстрировать сотрудникам заинтересованность высшего руководства предприятия в развитии системы менеджмента качества и этим создать предпосылки для повышения корпоративной культуры предприятия.
В качестве примера рассмотрим дополнительные трудовые функции в области управления качеством для операторов станков с ЧПУ инструментального цеха машиностроительного предприятия. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в производственные процессы инструментального цеха следующих методов улучшения качества продукции, повышения производительности труда и культуры производства:
1) организации работы коллектива цеха по «14 принципам Деминга»;
2) метода «Бережливое производство + шесть сигм»;
3) метода «Анализ измерительных систем»;
4) метода «5S».
По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:
1) ТФ-1 «Организация работы коллектива инструментального цеха по «14 принципам Деминга»;
2) ТФ-2 «Бережливое производство + шесть сигм»;
3) ТФ-3 «Анализ измерительных систем»;
4) ТФ-4 «5S».
Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать оператор станков с ЧПУ.
ТФ-1 «Организация работы коллектива инструментального цеха по «14 принципам Деминга». Знать: назначение принципов Деминга и их содержание. Уметь: формулировать цель своей работы и её место в генеральной цели предприятия; составлять собственную программу улучшения своего труда; проводить «показательную работу» для всех рабочих аналогичной профессии; проявлять лидерские качества; доводить до сведения руководителя свои мысли по улучшению труда; иметь индивидуальную программу повышения собственного образования.
ТФ-2. «Бережливое производство + шесть сигм». Знать: основные принципы «Бережливого производства»; виды производственных потерь на предприятии; критерии приёмки выпускаемой продукции. Уметь: проводить измерения и контроль параметров изготавливаемых деталей; заполнять документы – носители статистической информации; оказывать помощь инженеру-технологу при проведении хронометража.
ТФ-3 «Анализ измерительных систем». Знать: сущность понятия «измерительная система», применительно к данному методу улучшения качества; элементы «измерительной системы»; источники возникновения случайных и систематических погрешностей при проведении измерений и контроля размеров и параметров деталей. Уметь: проводить измерения и контроль параметров изготавливаемых деталей; проводить калибровку средств измерений на рабочем месте; заполнять формуляр средства измерений результатами его эксплуатации и калибровки.
ТФ-4 «5S». Знать: разработку стандартов контроля и поддержания в порядке рабочего окружения, непрерывное повышение эффективности методов по поддержанию рабочего окружения, методику освобождения рабочего пространства от ненужных предметов. Уметь: устранить любые проявления хаоса при хранении материалов, предметов на рабочем месте; визуально использовать разметку рабочего пространства; создать план рационального распределения предметов; найти необходимую вещь за 30 секунд.
Для проверки наличия у сотрудников механического цеха знаний и умений по данным трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для проверки знаний операторов станков с ЧПУ инструментального цеха по дополнительной трудовой функции ТФ-4 «5S» показан в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка компетентности оператора станков с ЧПУ в области качества
Проверяемые знания и умения
|
Формулировка вопроса
|
ТФ-4 «5S»
|
Знать правила отсортировки ненужного
|
1 Перечислите список отсутствующих предметов на рабочем столе.
2 Куда перемещаются и как обозначаются ненужные вещи?
|
Знать виды самоорганизации и уметь соблюдать порядок.
|
3 Перечислите все виды маркировок мест для хранения оснастки.
4 Существуют ли рабочие места для производственных отходов и их переработки?
|
Знать графики уборки рабочего места.
|
5 Назовите ближайшие даты Вашей уборки рабочего места согласно графика?
6 Перечислите последовательность выполнения уборки рабочего места.
|
Знать правила соблюдения техники безопасности, уметь обслуживать оборудование
|
7 Назовите номер инструкции и перечислите правила по охране труда и технике безопасности.
8 Какие существуют приёмы обслуживания оборудования?
|
Уметь выявлять улучшения в оборудовании и внедрять их согласно действующему плану
|
9 Какие улучшения выявлены Вами в оборудовании за последний год?
10 Какие выявленные Вами улучшения внедрены на оборудовании за последний год?
|
Уметь строить гистограммы.
|
8 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.
Постройте гистограмму распределения размеров штыря контактной пары.
|
Уметь проводить анализ настроенности и точности токарных автоматов.
|
9 Какие статистические характеристики партии штырей надо сравнить, чтобы оценить настроенность токарного автомата и его точность?
|
Уметь формулировать предложения по улучшению качества изделий.
|
10 Вам выдана гистограмма распределения размеров штыря контактной пары. Предложите мероприятия для улучшения качества штырей и оцените вероятный процент брака в данной партии штырей.
|
Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами. Пример статистической оценки знаний оператора станков с ЧПУ инструментального цеха показан в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ знаний операторов станков с ЧПУ в области качества
Формулировка вопроса
|
Количество участников и их оценки
|
Средний балл
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1 Перечислите список отсутствующих предметов на рабочем столе.
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3,6
|
2 Куда перемещаются и как обозначаются ненужные вещи?
|
5
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4,6
|
3 Перечислите все виды маркировок мест для хранения оснастки.
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3,8
|
4 Существуют ли рабочие места для производственных отходов и их переработки?
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4,8
|
5 Назовите ближайшие даты Вашей уборки рабочего места согласно графика?
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3,8
|
6 Перечислите последовательность выполнения уборки рабочего места.
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4,6
|
7 Назовите номер инструкции и перечислите правила по охране труда и технике безопасности.
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4,2
|
8 Какие существуют приёмы обслуживания оборудования?
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3,2
|
9 Какие улучшения выявлены Вами в оборудовании за последний год?
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
10 Какие выявленные Вами улучшения внедрены на оборудовании за последний год?
|
4
|
4
|
3
|
5
|
3
|
3,8
|
По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний операторов станков с ЧПУ начальник цеха или его заместитель составляют программу обучения своих сотрудников и подают заявку на обучение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.
2 Соколова, Т.Б. Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» [Электронный ресурс] / Т.Б. Соколова, Г.А. Ткачук, В.В. Рябина // Молодой ученый. – 2016. – №12.3. – С. 83-85. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31863.
3 Летягина, Е.Н. Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.Н. Летягина, С.В. Едемская. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2015. – 56 с. |