УДК 658.018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
К.В. Подмастерьев, д-р.техн.наук, профессор,
З.П. Лисовская, канд. техн.наук, доцент,
В.В. Марков, канд. техн.наук, доцент,
ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,
e-mail: pms35vm@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема официального признания необходимости действий каждого сотрудника предприятия в развитии системы менеджмента качества на своём рабочем месте. Такое признание предлагается осуществлять через систему дополнительных трудовых функций. В качестве примера представлены дополнительные трудовые функции в области управления качеством для инженера-технолога механического цеха предприятия.
Создание на промышленном предприятии системы менеджмента качества, её сертификация и постоянное улучшение создаёт новые обязанности для всего трудового коллектива. Это подтверждается одним из базовых принципов Всеобщего менеджмента качества: «Вовлечение работников» [1].
Переход российских предприятий к нормированию трудовых обязанностей работников через систему профессиональных стандартов создаёт проблему отнесения дополнительных обязанностей работников, связанных с их деятельностью в системе менеджмента качества предприятия, к трудовым функциям профессионального стандарта, соответствующего их профессии [2].
Для решения данной проблемы предложен подход, который заключается в разработке дополнительных трудовых функций для сотрудников предприятия, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции. Наличие подобных дополнительных трудовых функций позволит [3]:
1) сформулировать новые знания и умения, которые сотрудники предприятия должны иметь для внедрения элементов системы менеджмента качества на своих рабочих местах и методов улучшения качества своего труда;
2) создать дополнительные критерии для премирования сотрудников предприятия за работу по улучшению качества продукции, своего труда, системы менеджмента качества в целом и закрепить их в Коллективном Договоре;
3) создать критерии для оценки знаний и умений сотрудников предприятия в области системы менеджмента качества и методов улучшения качества при их периодической аттестации и повышении квалификации;
4) выявить области, в которых необходимо дополнительное обучение сотрудников и обоснованно составить программу развития персонала;
5) продемонстрировать сотрудникам заинтересованность высшего руководства предприятия в развитии системы менеджмента качества и этим создать предпосылки для повышения корпоративной культуры предприятия.
В качестве примера рассмотрим дополнительные трудовые функции в области управления качеством для инженера-технолога механического цеха машиностроительного предприятия. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в производственные процессы механического цеха следующих методов улучшения качества продукции, повышения производительности труда и культуры производства:
1) статистических методов управления качеством;
2) организации работы коллектива цеха по «14 принципам Деминга»;
3) метода «Бережливое производство + шесть сигм»;
4) метода «Анализ измерительных систем».
По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:
1) ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар электрических соединителей»;
2) ТФ-2 «Организация работы коллектива механического цеха по «14 принципам Деминга»;
3) ТФ-3 «Бережливое производство + шесть сигм»;
4) ТФ-4 «Анализ измерительных систем».
Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать инженер-технолог.
ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар электрических соединителей». Знать: назначение статистических методов управления качеством и их возможности; виды статистической информации; документы – носители статистической информации. Уметь: по результатам анализа рабочих чертежей штыря и гнезда выбирать размеры, по которым будет проводиться статистический анализ настроенности оборудования; проводить статистическую обработку результатов измерений размеров штыря и гнезда согласно методике; строить гистограммы; проводить анализ настроенности и точности токарных автоматов; формулировать предложения по улучшению качества изделий.
ТФ-2 «Организация работы коллектива механического цеха по «14 принципам Деминга». Знать: назначение принципов Деминга и их содержание. Уметь: формулировать цель своей работы и её место в генеральной цели предприятия; составлять собственную программу улучшения своего труда; проводить «показательную работу» для всех ИТР аналогичной профессии; проявлять лидерские качества; доводить до сведения руководителя свои мысли по улучшению труда; иметь индивидуальную программу повышения собственного образования; разрабатывать программы «встраивания» контроля качества в технологические процессы, делать проверки выборочными и обрабатывать их результаты статистическими методами.
ТФ-3 «Бережливое производство + шесть сигм». Знать: основные принципы «Бережливого производства»; виды производственных потерь на предприятии; критерии приёмки выпускаемой продукции. Уметь: составлять карту потока технологического процесса изготовления детали; проводить хронометраж; использовать статистические методы при обработке результатов хронометража; определять «временные ловушки» на этапах технологического процесса; определять «число сигм» в половине поля допуска на размер детали и прогнозировать вероятность возникновения брака в партии деталей.
ТФ-4 «Анализ измерительных систем». Знать: сущность понятия «измерительная система», применительно к данному методу улучшения качества; элементы «измерительной системы»; источники возникновения случайных и систематических погрешностей при проведении измерений и контроля размеров и параметров деталей. Уметь: анализировать исходное состояние измерений размеров и параметров деталей по карте обмера; использовать статистические методы для анализа данных в формулярах на средства измерений; формулировать предложения по улучшению состояния измерений по итогам анализа и излагать их в ежемесячном отчёте для начальника цеха.
Для проверки наличия у сотрудников механического цеха знаний и умений по данным трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для проверки знаний инженера-технолога механического цеха по дополнительной трудовой функции ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар» показан в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка компетентности инженера-технолога в области качества
Проверяемые знания и умения
|
Формулировка вопроса
|
ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар»
|
Знать назначение статистических методов управления качеством и их возможности.
|
1 Перечислите «семь статистических инструментов контроля качества».
2 Какой статистический инструмент позволяет выявить зависимость между видами бракованной продукции и их долей в общем объёме брака?
3 Какой статистический инструмент позволяет определить вид закона распределения размеров деталей в партии?
|
Знать виды статистической информации.
|
4 К какому виду статистической информации относится процент брака в партии изделий – к количественной или к качественной?
|
Знать документы – носители статистической информации.
|
5 Как называется документ, который необходимо составить и заполнить результатами измерений размеров для статистического анализа партии деталей?
|
Уметь по результатам анализа рабочих чертежей штыря и гнезда выбирать размеры, по которым будет проводиться статистический анализ настроенности оборудования.
|
6 Покажите на выданном Вам рабочем чертеже детали (точёный контакт) размер, по которому возможно появление наибольшего количества бракованных изделий. Обоснуйте своё решение.
|
Уметь проводить статистическую обработку результатов измерений размеров штыря и гнезда согласно методике.
|
7 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.
Найдите наибольший и наименьший размеры. Рассчитайте: среднее арифметическое значение размера, среднеквадратическое отклонение, медиану, размах.
|
Уметь строить гистограммы.
|
8 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.
Постройте гистограмму распределения размеров штыря контактной пары.
|
Уметь проводить анализ настроенности и точности токарных автоматов.
|
9 Какие статистические характеристики партии штырей надо сравнить, чтобы оценить настроенность токарного автомата и его точность?
|
Уметь формулировать предложения по улучшению качества изделий.
|
10 Вам выдана гистограмма распределения размеров штыря контактной пары. Предложите мероприятия для улучшения качества штырей и оцените вероятный процент брака в данной партии штырей.
|
Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами. Пример статистической оценки знаний инженеров-технологов механического цеха показан в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ знаний инженеров-технологов в области качества
Формулировка вопроса
|
Количество участников и их оценки
|
Средний балл
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1 Перечислите «семь статистических инструментов контроля качества».
|
4
|
5
|
5
|
4
|
3
|
4,2
|
2 Какой статистический инструмент позволяет выявить зависимость между видами бракованной продукции и их долей в общем объёме брака?
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4,8
|
3 Какой статистический инструмент позволяет определить вид закона распределения размеров деталей в партии?
|
4
|
4
|
5
|
4
|
3
|
4
|
4 К какому виду статистической информации относится процент брака в партии изделий – к количественной или к качественной?
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4,8
|
5 Как называется документ, который необходимо составить и заполнить результатами измерений размеров для статистического анализа партии деталей?
|
4
|
4
|
4
|
3
|
2
|
3,4
|
6 Покажите на выданном Вам рабочем чертеже детали (точёный контакт) размер, по которому возможно появление наибольшего количества бракованных изделий. Обоснуйте своё решение.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
7 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.
Найдите наибольший и наименьший размеры. Рассчитайте: среднее арифметическое значение размера, среднеквадратическое отклонение, медиану, размах.
|
4
|
4
|
5
|
4
|
3
|
4
|
8 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.
Постройте гистограмму распределения размеров штыря контактной пары.
|
4
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2,8
|
9 Какие статистические характеристики партии штырей надо сравнить, чтобы оценить настроенность токарного автомата и его точность?
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2,4
|
10 Вам выдана гистограмма распределения размеров штыря контактной пары. Предложите мероприятия для улучшения качества штырей и оцените вероятный процент брака в данной партии штырей.
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3,4
|
По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний инженеров-технологов начальник цеха или его заместитель составляют программу обучения своих сотрудников и подают заявку на обучение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.
2 Соколова, Т.Б. Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» [Электронный ресурс] / Т.Б. Соколова, Г.А. Ткачук, В.В. Рябина // Молодой ученый. – 2016. – №12.3. – С. 83-85. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31863.
3 Летягина, Е.Н. Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.Н. Летягина, С.В. Едемская. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2015. – 56 с.
|