Воскресенье, 12.05.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Использование дополнительных трудовых функций для развития компетенций инженерно-технических работников в области управления качеством

УДК 658.018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

К.В. Подмастерьев, д-р.техн.наук, профессор,

З.П. Лисовская, канд. техн.наук, доцент,

В.В. Марков, канд. техн.наук, доцент,

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,

e-mail: pms35vm@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема официального признания необходимости действий каждого сотрудника предприятия в развитии системы менеджмента качества на своём рабочем месте. Такое признание предлагается осуществлять через систему дополнительных трудовых функций. В качестве примера представлены дополнительные трудовые функции в области управления качеством для инженера-технолога механического цеха предприятия.

Создание на промышленном предприятии системы менеджмента качества, её сертификация и постоянное улучшение создаёт новые обязанности для всего трудового коллектива. Это подтверждается одним из базовых принципов Всеобщего менеджмента качества: «Вовлечение работников» [1].

Переход российских предприятий к нормированию трудовых обязанностей работников через систему профессиональных стандартов создаёт проблему отнесения дополнительных обязанностей работников, связанных с их деятельностью в системе менеджмента качества предприятия, к трудовым функциям профессионального стандарта, соответствующего их профессии [2].

Для решения данной проблемы предложен подход, который заключается в разработке дополнительных трудовых функций для сотрудников предприятия, занятых в системе менеджмента качества с их последующим включением в должностные инструкции. Наличие подобных дополнительных трудовых функций позволит [3]:

1) сформулировать новые знания и умения, которые сотрудники предприятия должны иметь для внедрения элементов системы менеджмента качества на своих рабочих местах и методов улучшения качества своего труда;

2) создать дополнительные критерии для премирования сотрудников предприятия за работу по улучшению качества продукции, своего труда, системы менеджмента качества в целом и закрепить их в Коллективном Договоре;

3) создать критерии для оценки знаний и умений сотрудников предприятия в области системы менеджмента качества и методов улучшения качества при их периодической аттестации и повышении квалификации;

4) выявить области, в которых необходимо дополнительное обучение сотрудников и обоснованно составить программу развития персонала;

5) продемонстрировать сотрудникам заинтересованность высшего руководства предприятия в развитии системы менеджмента качества и этим создать предпосылки для повышения корпоративной культуры предприятия.

В качестве примера рассмотрим дополнительные трудовые функции в области управления качеством для инженера-технолога механического цеха машиностроительного предприятия. Дополнительные трудовые функции составлены с целью внедрения в производственные процессы механического цеха следующих методов улучшения качества продукции, повышения производительности труда и культуры производства:

1) статистических методов управления качеством;

2) организации работы коллектива цеха по «14 принципам Деминга»;

3) метода «Бережливое производство + шесть сигм»;

4) метода «Анализ измерительных систем».

По каждому методу улучшения качества формируем отдельную дополнительную функцию:

1) ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар электрических соединителей»;

2) ТФ-2 «Организация работы коллектива механического цеха по «14 принципам Деминга»;

3) ТФ-3 «Бережливое производство + шесть сигм»;

4) ТФ-4 «Анализ измерительных систем».

Для каждой дополнительной трудовой функции формулируем требования к знаниям и умениям, которые должен продемонстрировать инженер-технолог.

ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар электрических соединителей». Знать: назначение статистических методов управления качеством и их возможности; виды статистической информации; документы – носители статистической информации. Уметь: по результатам анализа рабочих чертежей штыря и гнезда выбирать размеры, по которым будет проводиться статистический анализ настроенности оборудования; проводить статистическую обработку результатов измерений размеров штыря и гнезда согласно методике; строить гистограммы; проводить анализ настроенности и точности токарных автоматов; формулировать предложения по улучшению качества изделий.

ТФ-2 «Организация работы коллектива механического цеха по «14 принципам Деминга». Знать: назначение принципов Деминга и их содержание. Уметь: формулировать цель своей работы и её место в генеральной цели предприятия; составлять собственную программу улучшения своего труда; проводить «показательную работу» для всех ИТР аналогичной профессии; проявлять лидерские качества; доводить до сведения руководителя свои мысли по улучшению труда; иметь индивидуальную программу повышения собственного образования; разрабатывать программы «встраивания» контроля качества в технологические процессы, делать проверки выборочными и обрабатывать их результаты статистическими методами.

ТФ-3 «Бережливое производство + шесть сигм». Знать: основные принципы «Бережливого производства»; виды производственных потерь на предприятии; критерии приёмки выпускаемой продукции. Уметь: составлять карту потока технологического процесса изготовления детали; проводить хронометраж; использовать статистические методы при обработке результатов хронометража; определять «временные ловушки» на этапах технологического процесса; определять «число сигм» в половине поля допуска на размер детали и прогнозировать вероятность возникновения брака в партии деталей.

ТФ-4 «Анализ измерительных систем». Знать: сущность понятия «измерительная система», применительно к данному методу улучшения качества; элементы «измерительной системы»; источники возникновения случайных и систематических погрешностей при проведении измерений и контроля размеров и параметров деталей. Уметь: анализировать исходное состояние измерений размеров и параметров деталей по карте обмера; использовать статистические методы для анализа данных в формулярах на средства измерений; формулировать предложения по улучшению состояния измерений по итогам анализа и излагать их в ежемесячном отчёте для начальника цеха.

Для проверки наличия у сотрудников механического цеха знаний и умений по данным трудовым функциям составлена анкета-вопросник. Пример анкеты для проверки знаний инженера-технолога механического цеха по дополнительной трудовой функции ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар» показан в таблице 1.

 

Таблица 1 – Оценка компетентности инженера-технолога в области качества

Проверяемые знания и умения

Формулировка вопроса

ТФ-1 «Статистическое управление качеством деталей контактных пар»

Знать назначение статистических методов управления качеством и их возможности.

1 Перечислите «семь статистических инструментов контроля качества».

2 Какой статистический инструмент позволяет выявить зависимость между видами бракованной продукции и их долей в общем объёме брака?

3 Какой статистический инструмент позволяет определить вид закона распределения размеров деталей в партии?

Знать виды статистической информации.

4 К какому виду статистической информации относится процент брака в партии изделий – к количественной или к качественной?

Знать документы – носители статистической информации.

5 Как называется документ, который необходимо составить и заполнить результатами измерений размеров для статистического анализа партии деталей?

Уметь по результатам анализа рабочих чертежей штыря и гнезда выбирать размеры, по которым будет проводиться статистический анализ настроенности оборудования.

6 Покажите на выданном Вам рабочем чертеже детали (точёный контакт) размер, по которому возможно появление наибольшего количества бракованных изделий. Обоснуйте своё решение.

Уметь проводить статистическую обработку результатов измерений размеров штыря и гнезда согласно методике.

7 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.

Найдите наибольший и наименьший размеры. Рассчитайте: среднее арифметическое значение размера, среднеквадратическое отклонение, медиану, размах.

Уметь строить гистограммы.

8 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.

Постройте гистограмму распределения размеров штыря контактной пары.

Уметь проводить анализ настроенности и точности токарных автоматов.

9 Какие статистические характеристики партии штырей надо сравнить, чтобы оценить настроенность токарного автомата и его точность?

Уметь формулировать предложения по улучшению качества изделий.

10 Вам выдана гистограмма распределения размеров штыря контактной пары. Предложите мероприятия для улучшения качества штырей и оцените вероятный процент брака в данной партии штырей.

 

Оценку знаний персонала предлагается проводить статистическими методами. Пример статистической оценки знаний инженеров-технологов механического цеха показан в таблице 2.

 

Таблица 2 – Анализ знаний инженеров-технологов в области качества

Формулировка вопроса

Количество участников и их оценки

Средний балл

I

II

III

IV

V

1 Перечислите «семь статистических инструментов контроля качества».

4

5

5

4

3

4,2

2 Какой статистический инструмент позволяет выявить зависимость между видами бракованной продукции и их долей в общем объёме брака?

5

5

5

5

4

4,8

3 Какой статистический инструмент позволяет определить вид закона распределения размеров деталей в партии?

4

4

5

4

3

4

4 К какому виду статистической информации относится процент брака в партии изделий – к количественной или к качественной?

5

5

5

5

4

4,8

5 Как называется документ, который необходимо составить и заполнить результатами измерений размеров для статистического анализа партии деталей?

4

4

4

3

2

3,4

6 Покажите на выданном Вам рабочем чертеже детали (точёный контакт) размер, по которому возможно появление наибольшего количества бракованных изделий. Обоснуйте своё решение.

5

5

5

5

5

5

7 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.

Найдите наибольший и наименьший размеры. Рассчитайте: среднее арифметическое значение размера, среднеквадратическое отклонение, медиану, размах.

4

4

5

4

3

4

8 Вам выданы результаты измерения размеров 50 штырей контактных пар.

Постройте гистограмму распределения размеров штыря контактной пары.

4

2

3

3

2

2,8

9 Какие статистические характеристики партии штырей надо сравнить, чтобы оценить настроенность токарного автомата и его точность?

3

2

3

2

2

2,4

10 Вам выдана гистограмма распределения размеров штыря контактной пары. Предложите мероприятия для улучшения качества штырей и оцените вероятный процент брака в данной партии штырей.

4

4

3

3

3

3,4

 

По результатам статистического анализа «среднего балла» оценок знаний инженеров-технологов начальник цеха или его заместитель составляют программу обучения своих сотрудников и подают заявку на обучение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования  [Текст]. – М.: Стандартинформ, 2015. – 65 с.

2 Соколова, Т.Б. Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» [Электронный ресурс] / Т.Б. Соколова, Г.А. Ткачук, В.В. Рябина // Молодой ученый. – 2016. – №12.3. – С. 83-85. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31863.

3 Летягина, Е.Н. Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.Н. Летягина, С.В. Едемская. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2015. – 56 с.

 

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика