Воскресенье, 28.04.2024, 08:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Информационные технологии в системе профессионального образования

УДК 377:004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. В. Масилевич, преподаватель истории,

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский техникум путей сообщения имени В. А. Лапочкина», г. Орёл,

е-mail: 04nmv@mail.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается значимость использования информационных технологий в профессиональном образовании и их эффективность в усвоении информации. Наибольшее внимание уделено применению  персонального компьютера, как средства получения, обработки и усвоения информации.  Так же уделяется внимание применению телекоммуникационных сетей, в том числе глобальной сети, и использованию на занятиях интеренет-ресурсов, как средства обеспечения оперативной передачи информации разных объёмов, в разные уголки мира; интерактивности и оперативности обратной связи; широкого доступа к различным источникам информации; организации совместных телекоммуникационных проектов.

Персональный компьютер уже давно и основательно вошёл в жизнь нашего общества. Настало время, когда без этой чудо –техники нельзя представить себе и  процесс  профессионального образования. Компьютер стал привычным атрибутом на занятиях. Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о себе самом и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная система сменяет другую. Мы живём в интересное и противоречивое время, когда прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью нашего существования. На новом этапе современной мировой практики профессионального обучения и преподавания стали востребованными методы интерактивного обучения, образовательные технологии. Предпосылками этого стала потребность в «технологизации» процесса обучения из-за нарастающих объёмов информации и массового вовлечения населения в систему образования.

В настоящее время информационные технологии на занятиях в  профессиональном образовании применяются всё более часто, но нужно разобраться какое место они должны занимать на  проводимых занятиях, какова роль преподавателя и обучающегося на таких занятиях и можно ли в связи с этим говорить о новой методике преподавания.

Несомненно, наличие компьютера не освобождает преподавателя от кропотливой работы, так как нужно подумать: а что даст ему и обучающимся использование информационных технологий? Естественно компьютер - это не замена преподавателя и чтобы не придумало человечество, преподаватель всегда будет основным действующим лицом в организации занятия. Значит, компьютер нужно рассматривать как составляющую часть  занятия или дополнительную методическую единицу. Помощь от этой составляющей колоссальна. Преподаватель может изменить  свой план – конспект лишь нажатием клавиш. Добавить и усложнить материал, вставить задание – эти процессы индивидуализации занятии по уровню развития обучающихся становятся намного проще. Появляется возможность создавать архив аудиозаписей, видеозаписей, которые помогут в создании собственных мультимедиа презентаций.

Какое же место займёт обучающийся на занятии с применением информационных технологий? Придя на занятие, прослушав преподавателя, посмотрев картинки на экране и выполнив определённые задания, он может воспринять всё это  как развлечение. И здесь, конечно же, многое зависит от того, какую роль преподаватель отведёт обучающемуся. Можно привлечь ребят к сбору информации (фото, видео, аудио), наиболее заинтересованные сами захотят поработать с компьютером и выступить на занятии. Кто-то найдёт дополнительный материал в сети Интернет, подскажет, как лучше его оформить.

Современный преподаватель в  профессиональном образовании при огромном объёме имеющейся информации всё же должен уметь в ней ориентироваться, а преподаватель, работающий с информационными технологиями,- особенно, ведь компьютерный мир наиболее мобилен. В любом новом и интересном деле есть свои пути познания. В Работе с информационными технологиями каждый преподаватель сам решает воспользоваться ли готовыми источниками, либо создать  свои собственные.

На сегодняшний день, благодаря появлению компьютеров нового поколения, созданы интеллектуальные обучающие системы. Эти системы помогают решать задачи, использую логику и эмпирические правила, умеют пополнять свои знания. Соединяя  компьютерные знания с человеческим опытом интеллектуальные обучающие системы расширяют возможности применения экспертных знаний.  С появлением операционной системы Windows  cтало доступна возможность диалогового общения в интерактивных программах. У преподавателя появилась возможность передавать обучающемуся информацию, развивая у него образное мышление и интуицию. Появление гипертекстовой технологии позволило тиражировать на компакт-дисках разнообразные электронные издания (учебники, пособия, справочники, энциклопедии и др.) На сегодняшний день в профеcсиональном образовании пользуются популярностью мультимедиапрезентации, которые создаются преподавателем в программе  PowerPoint  с опорой на собственные критерии, задачи и ход занятия. Для этого используются материалы готовых CD или производится самостоятельное сканирование, запись звуковых эффектов, видео и анимаций. Презентация может проходить в автоматическом режиме или  же слайды меняет сам преподаватель. Во время работы с презентацией на экран выводится последовательно друг за другом набор слайдов, поэтому часто такой компьютерный продукт называют слайд-шоу. Работа с мультимедийными программами, в той или иной степени, развивает творческое мышление и коммуникативные способности у обучающихся.

Импульс информатизации образования обеспечивает развитие телекоммуникационных сетей, в том числе глобальной сети Интернет. Использование интернет - ресурсов на занятиях – это прорыв в области информатизации образования, поскольку глобальная сеть делает доступными гигантские объёмы информации. Использование глобальной сети  на занятиях обеспечивает оперативную передачу информации разных объёмов, в разные уголки мира; интерактивность и оперативность обратной связи; широкий доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов; осуществление диалога и обмена мнениями по разным темам; запрос информации различной тематики через систему электронных конференций.

Но, при возможности использования  глобальной сети интернет на занятиях в профессиональном образовании, преподаватель может столкнуться проблемой: каким образом  качественно предложить изучение материала обучающимся. Для этого целесообразным будет изучение характера материала на веб - страницах, подготовленных обучающимися. Это поможет разобраться с какой логикой подачи отображается учебный материал в их сознании. Нельзя упускать тот факт, что многим обучающимся нравится работать с компьютером и это преподаватель должен использовать в прогнозировании, проектировании учебной деятельности.  Таким образом, без специального направленного воздействия преподавателя у обучающегося формируется учебная деятельность в условиях высокой мотивации. Говоря о значимости Интернета в профессиональном образовании, необходимо отметить такие широкие возможности сайта – системы информации, которая может включать: чат, форум, гостевые книги, блоги, на основе которых преподаватель и обучающийся согласованно выбирают содержательный аспект обучения и его форму. В современном образовании преподавателю нецелесообразно игнорировать столь распространённое и востребованное средство совершенствования обучения, так как  работа с интернет -ресурсами сопровождается высокой мотивацией  со стороны обучающихся, что гарантирует качественный результат их продуктивной деятельности.

В настоящее время, становится очевидным тот факт, что профессиональное образование, да и весь образовательный процесс в целом, не может обойти процесс компьютеризации общества. Преподаватель и обучающийся вместе вступают на путь освоения и использования информационных технологий на занятиях, и путь этот ведёт в будущее российского образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2012.
  2. Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели (анализ зарубежного опыта). М., 1997.
  3. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие. М., 1998.
  5. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М., 1996.
Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (14.12.2017)
Просмотров: 650 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика