Воскресенье, 28.04.2024, 15:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 3. Современные технологии в системе профессионального образования

Информационные технологии – «Технологии искусства прогнозирования необходимых компетенций будущего»

УДК 377:004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – «ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО»

 

Н.Н. Черкашина, преподаватель,

БПОУ ОО "Орловский техникум путей сообщений" им. В.А. Лапочкина", г. Орел,

e-mail: sannynat@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается связь развития общества и информационных технологий, этапы технологического уклада, компетенции будущего современного общества.

Человек, прежде всего, существо «социальное», люди, так или иначе, формируют ячейку соты (узел) и занимают свою, личную, интимную (в психологическом плане) ячейку в сетях социального устройства общества.

Шаг спирали социально-экономического развития общества, если подходить к этому с точки зрения математики, можно описать, как и экономический рост, экспонентной функцией зависимой от времени.

Каждому следующему поколению людей интереснее ориентироваться в более полном и разнообразном информационном поле, чем предыдущему.

Каждый виток информационной спирали все более уплотняется, более того, он имеет больший диаметр.

Информационные технологии – конечно, относительно новый термин, но время возникновения термина, скорее обозначает время осознания экспертным сообществом наличия явления, при этом не обозначает реальную новизну явления, информационные технологии существуют в разных ипостасях с момента появления человечества.

Более того, именно информационные технологии, всегда предоставляли либо всему человечеству, либо отдельным его группам неоспоримые компетентные преимущества.

Около 10 тысяч лет в Европе человечество существовало в двух параллельных ветвях (неандерталец полностью исчез примерно 40 тыс. лет назад, человек разумный пришел в Европу около 50 тысяч лет тому назад)[1], человек разумный – сапиенс был непосредственным соседом неандертальца, сложно говорить о каком либо технологическом укладе данного сосуществования и соперничества одновременно, но можно с уверенностью сказать: именно преимущество в информационно коммуникативной сфере позволило человеку современному выиграть соревнование ценой которому было само существования вида.

Человек умелый «неандерталец» был сильнее, имел изначально более развитые технологии обработки орудий, даже зачатки биотехнологий, но был абсолютно лишен визуальной культуры (в отличие от человека – «сапиенса», «неандерталец» не оставил «художественной культуры» – наскальных рисунков, погребальных обрядов), а также человек умелый был «неинформационным» человеком, антропологам известны такие феномены: соседние стойбища неандертальцев были обособленными и могли иметь абсолютно разные уровни культур и методов жизни, в то время как сапиенс активно перенимал опыт, нередко одна культура сапиенсов была на гигантских пространствах, но сапиенс не только активно общался внутри вида, сапиенс активно информационно поглощал знания и умения тех же неандертальцев, так например ранние люди разумные прейдя в Европу не знали лекарственных растений, в то время, аборигены неандертальцы уже активно лечились травами, через короткое время не только ново пришедшие в Европу люди разумные скопировали биологические знания своих соседей, но и передали данные знания на ближний восток, назад в ту местность от куда мигрировали в Европу.

Сегодня, как и 50 тысяч назад информационные технологии являются катализатором и интенсификатором процессов социальных, производственных и научно-технологических.

Человек в своем развитии экономических, социальных технологических процессов прошел 5-ть технологических укладов (не считая нулевого, так называемого социально технологического уклада натурального хозяйства).[2]

Рисунок 1 - 6-ть технологических укладов

При каждой смене технологического уклада роль информации, умения сохранять, приумножать, добывать, передавать и главное на каждом этапе по-новому, на новых принципах интерпретировать и применять информацию росло.

В связи с краткостью данной статьи, мы проиллюстрируем, но не будем рассматривать отдельно роль информационных процессов в каждом технологическом укладе, несмотря, на то, что сам переход из одного в другой был обусловлен, прежде всего ростом именно той части науки, которая обеспечивала прирост информационных технологий.

Часто чисто утилитарное казалось бы открытие в сфере информационных технологий (при чем абсолютно не обязательно, что это было во времени, когда данное понятие – «информационные технологии» существовало) определяло и формировало сектор и горизонт будущего развития.

На первый взгляд все самое главное в сфере информационных технологий творится в режиме реального времени, т.е не только в терминах современности во время и в современном времени, но и в ценностных сиюминутных понятиях современности, однако, это не так.

Основы принятия, хранения, обработки и применения информации формировались в каждом технологическом укладе, часто обгоняя уровень реальной необходимости самого уклада.

Её величество программа и первый действительно прорывной носитель соответствует «Наполеоновской» эпохе, в 1808 г появилась перфокарта.[3]

 

Рисунок 2 - Станок Жаккарда и Перфорированная таблица С. Н. Корсакова, 1832 год.

Шестой технологический уклад, это прежде всего время информационных технологий, человек перестает быть технологической «одноразово-одозначной» функцией, самым простым предсказанием для судьбы любого юноши, девушки, вступающих в жизнь сейчас, будет предсказание постоянных перемен в их профессиональной деятельности, предсказание невозможности, реальной, действительной невозможности постоянства одного, постоянного вида профессиональной деятельности.

 В конце 19-го века, в начале 20-го века, была престижной, востребованной профессия требующая таких характеристик и способностей от девушек, как высокий рост, приятный голос, правильная, выразительная дикция и спокойный характер.  Девушки - телефонистки были нарасхват, прошло около 70 лет пока, данная профессия исчезла окончательно...

Еще совсем недавно экипаж каждого пассажирского самолета лайнера состоял из: командира, второго пилота, борт инженера, радиста (обслуживающий персонал мы не рассматриваем). Сейчас это только два пилота.

Каждый год приносит нам все большее освобождение человека от любого «рутинного», «формализируемого» труда.

Информационные технологии буквально в режиме реально времени помогут избавить от рутины, от монотонной работы в ближайшее время массу людей.

Введение новых общегосударственных систем проектирования и управления позволит высвободить массу талантливых, сейчас скованных утилитарными потребностями производственной жизни специалистов.

Система производственного управления в области социально-государственных функций – «Портал государственных услуг» поможет освободить специалистов паспортных столов, юристов по возврату налоговых льгот, более того, скорее всего и нотариусов. А в ближайшее время и офисные работники различных центров обслуживания ЖКХ смогут вздохнуть свободнее, с них будет снято бремя монотонного, повторяющегося труда.

Качественная система управления и контроля финансовыми потоками в ближайшее время сможет отпустить массу юристов и бухгалтеров из банковской и производственной сферы, экономисты смогут избавиться от вечной переработки на производстве, все формализируемые функции наконец то с них будут сняты общегосударственной системой экономического проектирования.

После полной обработки всего массива информации получаемого от системы «Платон», возможна полноценная система автопилотного функционирования грузоперевозной системы между автопилотными хабами складирования, а это прорыв в освобождении людей от рутинной работы по простому перемещению грузов, создать автопилот перемещения автомобиля - можно было и 20-ть лет тому назад, а вот полностью собрать всю систему перевозок в единый не зависимый от ошибок человека - пилота, человека оператора, автономный организм - это задача сегодняшнего дня.

Информационные технологии позволили в современное время каждому обучающемуся прогнозировать свое будущее, как будущее бесконечного личностного роста, перемен и изменения профессиональной деятельности, будущее свободного от формальных видов деятельности человеческого таланта.

Поток развития диктует новые, передовые смыслы деятельности любых образовательных учреждений и преподавательских коллективов.

Вступление в 6-й технологический уклад, уклад производственного индивидуализма, творческого труда и информационных технологий, свободы от труда «формализируемого» (рутинного/повторяющегося постоянно по мало вариативным правилам) прежде всего предполагает именно творческий подход в предоставлении компетенций.  Да, базовые законы, такие как закон Ома, распределения Гаусса или в конце концов теорему Пифагора преподавать надо. 

Но самой главной компетенцией современного общества, будет компетенция усвоения новой информации и творческого её применения, особенно в области предчувствования, предсказания необходимости не рутинных, творческих компетенций востребованных в будущем.  Например, вполне вероятно, что такая распространенная профессия как шофер такси – вымрет, как и профессия почтальона, а вот как это не странно обычная профессия прикладного математика, электрика может быть в ближайшие 10 лет очень востребованной.

Краткий итог: абсолютно необходимо предоставить в распоряжение молодого специалиста базовые компетенции и компетенции позволяющие произвести быстрый дауншифтинг - переориентирование на новую неформализируюмую профессию. Именно полноценные компетенции в области эффективного использования информационных технологий позволят освобожденному от любого маловариативного, рутинного труда, специалисту создать свой комфортный узел/образ жизни, позволяющий принести пользу современному обществу и ощущать полноту творческой жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Sudden extinction of Neanderthals followed population peak, 2016. (https://phys.org/news/2016-07-sudden-extinction-neanderthals-population-peak.html);

2. Электронный ресурс http://general-skokov.livejournal.com/24586.html;

3. Электронный ресурс        http://chernykh.net/content/view/121/

 

Категория: 3. Современные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Tupikin (14.12.2017)
Просмотров: 542 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика