Воскресенье, 12.05.2024, 22:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста

Профессиональное мастерство преподавателя в подготовке конкурентоспособного специалиста

УДК 377.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

О.А. Петракова, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: petrakova.o.a@ yandex.ru

 

Аннотация. В данной работе (статье) рассматривается вопрос о повышении профессионального мастерства преподавателя среднего профессионального звена при подготовке конкурентоспособного специалиста

Общество нуждается в профессионально зрелом педагоге. Профессиональная зрелость преподавателя определяется в первую очередь его профессиональной компетентностью и общим уровнем культуры. Компетентность в данном случае обусловливается качеством педагогического образования, собственным опытом и индивидуальными способностями человека, его стремлением к дальнейшему повышению эффективности собственной деятельности и творческим отношением к делу.

Педагогическая деятельность – одна из самых трудных областей человеческого труда. Для успешного выполнения ее недостаточно одного – даже самого глубокого знания предмета. Работа преподавателя – это не ремесло, а искусство, требующее от него больших знаний, высокой культуры и педагогического мастерства.

Преподаватель является субъектом, организующим и управляющим учебным процессом. Личностные характеристики педагога, стиль его поведения, общения, способность строить взаимоотношения с коллегами, обучающимися определяют эффективность образовательного процесса, воспитания и формирования направленности личности обучающегося, профессиональной ориентации, интереса к будущей профессии подготавливаемых специалистов.

Педагогический труд представляет собой особый вид высоко­квалифицированного умственного труда, имеющего творческий характер и отличающегося высокой степенью напряжения. Труд преподавателя – это сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов. Преподавателю принадлежит ведущая роль в формировании у студентов про­фессиональных знаний, воспитании активной жизненной позиции.

Педагогическая деятельность осуществляется на разных уровнях профессионализма и дает различные результаты. Каждый преподаватель стремится к профессиональному росту, формированию и развитию педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство предполагает наличие у преподавателя комплекса качеств, характеризующих любую творческую личность:

профессиональные: глубокие знания в области своей науки, специальности,  педагогической психологии, методики обучения, умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

специальные: умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатами.

Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы и выражается в применении системы эффективных методов решения профессиональных задач, в высоком качестве их выполнения, в единстве науки и искусства, в индивидуализации педагогического воздействия и в умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта, в высокой мотивации труда.

Личные и моральные качества педагога тесно переплетены между собой и дополняют его профессиональные качества. Преподаватель уже не может быть только транслятором знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависят успешность педагогической деятельности. Преподаватель является целостной личностью, отвечающей современным требованиям в подготовке конкурентоспособного специалиста среднего звена.

При этом достижение мастерства возможно при условии интеграции дифференцированных знаний и формирования системы педагогических знаний, умений и навыков, их актуализации и генерализации во внутренних субъективных способностях личности преподавателя. Необходимы также интеграция и генерализация нравственного опыта, осознание и переживание себя как субъекта педагогической деятельности и образование в структуре личности преподавателя системы свойств, отношений и практических действий в их единстве.

Мастерство не возникает само собой, для его развития и созревания нужны благоприятная атмосфера, стимулирующая среда, желание и возможности самого преподавателя.

Для совершенствования педагогического мастерства преподавателю средней профессиональной школы необходимо повышать свою квалификацию, развивая педагогические умения по следующим направлениям:

- умение выбирать учебный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями обучения;

- умение устанавливать правильные взаимоотношения со студентами;

- умение накапливать и систематизировать знания, пользоваться литературой;

- умение организовывать студентов на различные виды деятельности.

Важной проблемой является оценка педагогического мастерства преподавателя.

Педагогическое мастерство должно приносить весомые плоды: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии студентов.

Достижение высоких результатов в отдельных видах деятельности не всегда свидетельствует о соответствии педагогического мастерства требованиям науки.

Оно должно содержать конструктивную идею, которую преподаватель может сделать своим достоянием, а также конкретные средства и опре­деленную технологию.

Качество профессионального обучения следует определять степенью достижения поставленной цели, возможностью максимального удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей и запросов профессионально-педагогических и руководящих работников учреждений среднего профессионального образования для подготовки конкурентоспособного специалиста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровик, Т.Г. Профессиональное мастерство педагогов колледжа как основа подготовки конкурентоспособного специалиста.  Практический семинар молодых педагогов. –  Саранск,  ГТК, 2013г.

2. Сиротюк, А. Л. Сергеева М. Г.Инновационный подход к обучению в профессиональной школе. – Курск: изд-во РФЭИ, 2011.

3.Хромова, И. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования. Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург,  СПб.: Свое издательство, 2015 г.

 

 

Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 408 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика