УДК 377.5
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
О.А. Петракова, преподаватель,
Факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,
e-mail: petrakova.o.a@ yandex.ru
Аннотация. В данной работе (статье) рассматривается вопрос о повышении профессионального мастерства преподавателя среднего профессионального звена при подготовке конкурентоспособного специалиста
Общество нуждается в профессионально зрелом педагоге. Профессиональная зрелость преподавателя определяется в первую очередь его профессиональной компетентностью и общим уровнем культуры. Компетентность в данном случае обусловливается качеством педагогического образования, собственным опытом и индивидуальными способностями человека, его стремлением к дальнейшему повышению эффективности собственной деятельности и творческим отношением к делу.
Педагогическая деятельность – одна из самых трудных областей человеческого труда. Для успешного выполнения ее недостаточно одного – даже самого глубокого знания предмета. Работа преподавателя – это не ремесло, а искусство, требующее от него больших знаний, высокой культуры и педагогического мастерства.
Преподаватель является субъектом, организующим и управляющим учебным процессом. Личностные характеристики педагога, стиль его поведения, общения, способность строить взаимоотношения с коллегами, обучающимися определяют эффективность образовательного процесса, воспитания и формирования направленности личности обучающегося, профессиональной ориентации, интереса к будущей профессии подготавливаемых специалистов.
Педагогический труд представляет собой особый вид высококвалифицированного умственного труда, имеющего творческий характер и отличающегося высокой степенью напряжения. Труд преподавателя – это сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов. Преподавателю принадлежит ведущая роль в формировании у студентов профессиональных знаний, воспитании активной жизненной позиции.
Педагогическая деятельность осуществляется на разных уровнях профессионализма и дает различные результаты. Каждый преподаватель стремится к профессиональному росту, формированию и развитию педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство предполагает наличие у преподавателя комплекса качеств, характеризующих любую творческую личность:
профессиональные: глубокие знания в области своей науки, специальности, педагогической психологии, методики обучения, умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
специальные: умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатами.
Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы и выражается в применении системы эффективных методов решения профессиональных задач, в высоком качестве их выполнения, в единстве науки и искусства, в индивидуализации педагогического воздействия и в умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта, в высокой мотивации труда.
Личные и моральные качества педагога тесно переплетены между собой и дополняют его профессиональные качества. Преподаватель уже не может быть только транслятором знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависят успешность педагогической деятельности. Преподаватель является целостной личностью, отвечающей современным требованиям в подготовке конкурентоспособного специалиста среднего звена.
При этом достижение мастерства возможно при условии интеграции дифференцированных знаний и формирования системы педагогических знаний, умений и навыков, их актуализации и генерализации во внутренних субъективных способностях личности преподавателя. Необходимы также интеграция и генерализация нравственного опыта, осознание и переживание себя как субъекта педагогической деятельности и образование в структуре личности преподавателя системы свойств, отношений и практических действий в их единстве.
Мастерство не возникает само собой, для его развития и созревания нужны благоприятная атмосфера, стимулирующая среда, желание и возможности самого преподавателя.
Для совершенствования педагогического мастерства преподавателю средней профессиональной школы необходимо повышать свою квалификацию, развивая педагогические умения по следующим направлениям:
- умение выбирать учебный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями обучения;
- умение устанавливать правильные взаимоотношения со студентами;
- умение накапливать и систематизировать знания, пользоваться литературой;
- умение организовывать студентов на различные виды деятельности.
Важной проблемой является оценка педагогического мастерства преподавателя.
Педагогическое мастерство должно приносить весомые плоды: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии студентов.
Достижение высоких результатов в отдельных видах деятельности не всегда свидетельствует о соответствии педагогического мастерства требованиям науки.
Оно должно содержать конструктивную идею, которую преподаватель может сделать своим достоянием, а также конкретные средства и определенную технологию.
Качество профессионального обучения следует определять степенью достижения поставленной цели, возможностью максимального удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей и запросов профессионально-педагогических и руководящих работников учреждений среднего профессионального образования для подготовки конкурентоспособного специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боровик, Т.Г. Профессиональное мастерство педагогов колледжа как основа подготовки конкурентоспособного специалиста. Практический семинар молодых педагогов. – Саранск, ГТК, 2013г.
2. Сиротюк, А. Л. Сергеева М. Г.Инновационный подход к обучению в профессиональной школе. – Курск: изд-во РФЭИ, 2011.
3.Хромова, И. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования. Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, –СПб.: Свое издательство, 2015 г.
|