Понедельник, 13.05.2024, 04:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста

Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста при изучении дисциплин Охрана труда и БЖД

УДК 377.1

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ОХРАНА ТРУДА И БЖД

 

Л.И. Коршунова, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: korshunova-li@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалистов технического профиля при изучении дисциплин Охрана труда и БЖД, которая основана на познавательной активности и самостоятельности, способствующих формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Хорошо организованная самостоятельная и  учебно-исследовательская работа студентов  способствует повышению уровня профессиональных знаний и умений, заинтересованности, активизации мыслительной деятельности, опыту организаторской работы, развитию творческого потенциала студента, профессиональной       мобильности и компетентности, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Современное среднее профессиональное образование базируется на новых ФГОС СПО, которые предусматривают качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов.

Особенности профессиональной деятельности специалистов технического профиля связаны с техносферой – источником опасности; она требует умений и навыков для работы со сложным оборудованием, а также ответственности за безопасность окружающих людей. Независимо от места будущей работы специалистов технического профиля им будет необходима подготовка в сфере безопасности жизнедеятельности, которая обеспечивается системой знаний и умений в области охраны труда. Содержание дисциплин  «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда» направлено на формирование у студентов направлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованием обеспечения безопасности и защищенности работников. Кроме того вопросы промышленной безопасности, охраны труда, и окружающей среды давно вошли в число приоритетных направлений деятельности многих крупных компаний. Чаще всего эти вопросы включаются в сферу социальной ответственности, а достижения в данных областях позволяют сформировать положительный имидж компаний.

Для образования, ориентированного на  формирование конкурентоспособности будущего специалиста, нужна организация такой среды, которая основывалась бы на познавательной активности студента, от его способности к самостоятельной деятельности, на соперничестве между обучающимися и тем самым способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста.

В процессе обучения эффективны такие педагогические приемы и методы, при которых студенты включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активной  познавательной деятельности, соперничестве, переживают состояние успеха.

Модульно - компетентностное обучение заключается в смене образовательных приоритетов: от накопления суммы определенных знаний и умений к способности самоопределения и самореализации личности, качественное образование может быть получено только в результате целесообразной осознанной познавательной деятельности.

В развитии познавательной активности и самостоятельности большая роль отводится не только обучаемому, но и преподавателю, который побуждает обучаемых к активной познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности обучаемых зависит от целенаправленной деятельности преподавателя по совершенствованию содержания, форм и методов обучения, которое   заключается в смене образовательных приоритетов: от накопления суммы определенных знаний и умений к способности самоопределения и самореализации личности.  Качественное образование может быть получено только в результате целесообразной осознанной познавательной деятельности.

Основная идея-это система, принуждающая студента к активной, творческой, самостоятельной работе с первых шагов обучения. Данная система является инновационным методом организации самостоятельной работы студентов, предусматривает не только наличие знаний и умений, сколько развитие студента, овладение им компетенциями, которые позволят приобрести понимание целостности курса и взаимосвязи курса с предстоящей профессиональной деятельностью.

По предмету «Охрана труда» и «Безопасность жизнедеятельности» студенты 3-его курса под моим руководством занимаются учебно-исследовательской работой - мониторинг рабочих мест по условиям труда нашего института.

На первой встрече со студентами группа разбивается на микрогруппы по 3-4 студента и перед ними ставится задача провести самостоятельно оценку рабочих мест института по условиям труда.

Рабочие места выбираются в зависимости от получаемой специальности. Например, для групп «Техобслуживание средств вычислительных и компьютерных сетей»- РМ (рабочее место)- оператор ЭВМ, инспектор отдела кадров, т.е. рабочие места, связанные с работой на компьютерах  и  оргтехнике; «Технология машиностроения» - РМ токаря, фрезеровщика и т.д.

Ставится конечная цель – провести мониторинг условий труда на конкретном рабочем месте и дать заключение о соответствии РМ  заданным стандартам, обеспеченностью необходимыми средствами защиты, определить вредность труда, сформулировать рекомендации по оптимизации условий труда.

Решение студентами заданий, имитирующих профессиональную деятельность, осуществляется в течение всего курса обучения

 В конце курса «Охрана труда» проводится научно-практическая конференция с подведением итогов  результатов оценки рабочих мест по условиям труда. Каждая группа студентов предоставляет фотоматериал, протоколы оценки гигиенических параметров, по травмобезопасности, обеспеченности работников СИЗ. По результатам оценки определяют класс по травмобезопасности, льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда, формулируют рекомендации по улучшению условий труда на рабочих местах.

Анализ результатов, проведенного мониторинга, дает возможность определить пути устранения вредных условий труда на рабочих местах.

Проведенные нами исследования, основанные на фактической оценке параметров факторов рабочей среды, по существу являются оценкой степени профессионального риска.

Положительными можно считать следующие результаты:

  • активное включение в работу всех студентов курса
  • рост мотивации обучения и активизация творческой познавательной деятельности студентов;
  • развитие аналитических способностей студентов, их умений и навыков по сбору информации, полученных из разных источников;
  • развитие личностных качеств, умений формировать собственную позицию, оформлять и представлять ее как письменно, так и в публичном выступлении;
  • активизируются личностные и профессиональные качества обучающихся, проявляются у них знания, умения и навыки;  
  • все студенты получили уникальную возможность демонстрации собственных возможностей, реализации личных амбиций и раскрытия творческого потенциала.

Хорошо организованная учебно-исследовательская работа студентов  способствует повышению уровня профессиональных знаний и умений, заинтересованности, активизации мыслительной деятельности, опыту организаторской работы, развитию творческого потенциала студента, профессиональной      мобильности и компетентности, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование / под ред. Д-ра пед. наук, проф. П.И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997.
  2. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие / О.Н. Олейникова и др. 2 изд., перераб. и доп. М.: Инфа-М, 2010
Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика