Понедельник, 13.05.2024, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста

Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентноспособного специалиста

УДК 378: 378.016

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

И.М. Бобровникова, ассистент,

Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Ливны

е-mail: irinaangel555@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены научно-педагогические основы формирования компетенций педагогического мастерства; рассмотрена проблема формирования конкурентноспособного специалиста.

В период смены ценностей в жизни российского общества образование становится важным фактором социального развития. Все более очевидно, что прогрессивные изменения в обществе требуют серьезных нововведений в системе педагогического образования: она должна формировать у будущих педагогов новое сознание, новое мышление. Общество нуждается в педагоге, способном воспитывать юных граждан предприимчивыми, готовыми быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, готовыми самостоятельно принимать ответственные решения. Речь идет о формировании в высшей школе конкурентоспособного педагога.

В связи с этим педагог нового типа должен стать педагогом инноваций, ориентирующимся в меняющихся условиях учебного процесса и умеющим выбирать из широкой палитры педагогических компетенций наиболее близкие к оптимальным. Современный педагог – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов [4], это «профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий; инициирует пробные действия учащихся; консультирует, корректирует их действия; ищет способы включить в работу каждого ученика. Педагог – это и воспитатель, который создает условия для приобретения детьми жизненного опыта; оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать (позиция педагогической поддержки)» [4].

Профессионализм педагога является ведущим фактором, определяющим качество подготовки специалистов любого профиля, поэтому формирование педагогического мастерства представляется важнейшей педагогической проблемой.

Педагог-мастер это идеальный образец специалиста высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в общей психологии, в совершенстве владеющий методикой воспитания и обучения.

Развитие педагогического мастерства это длительный процесс становления педагога-профессионала, который начинается в образовательной среде вуза.

В словаре русского языка «мастерство» определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер представляется как специалист, достигший высокого искусства в своем деле (С.И. Ожегов, 1990).

Мастер - это человек, «особенно сведущий или искусный в деле своем» (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М., 2000).

В.А. Сластенин с соавторами раскрывает сущность педагогического мастерства как высший уровень владения педагогической технологией, однако, при этом оно не должно ограничиваться только операционным компонентом, а должно быть синтезом личностно-деловых качеств и свойств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса [10].

И.П. Андриади рассматривает педагогическое мастерство как свойство личности, отражающее её духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности [2].

В определении В.П. Кузавлевой, педагогическое мастерство предстает перед нами как: «... достаточно устойчивая система теоретических обоснований и практически оправданных педагогических действий и операций, обеспечивающих высокий уровень информационного взаимодействия между учителем и учащимся» [6].

А.А. Сидоров, М.В. Прохорова и Б.Д. Синюхин считают педагогическое мастерство стержневым компонентом педагогической культуры и определяют его как синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи [9].

По утверждению Л.А. Байковой и Л.К Гребенкиной, педагогическое мастерство – это «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека» [3].

Таким образом, анализ дефиниций понятия «педагогическое мастерство» позволяет его представить как интегративное качество человека, обеспечивающее высокий уровень овладения педагогической деятельностью на основе освоенного комплекса специальных знаний, умений, и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие в системе педагог-учащийся.

Рассматривая компетентностный подход в качестве методологической базы профессиональной подготовки будущих педагогов, следует отметить, как в подготовке педагогических кадров, так и вообще в подготовке специалистов, начиная с 80-90 гг. XX века, что произошел некоторый сдвиг: от «знаниевого подхода» к «компетентностному подходу». Это прежде всего связано с усилением требований к функциональному аспекту профессиональной деятельности.

В соответствии с данным подходом образование и воспитание студентов в педагогическом вузе призваны отвечать, прежде всего, цели формирования компетентной творческой личности, способной к восприятию инновационных процессов в обществе, умеющей использовать современные информационные технологии в своей практической деятельности и обладающей высокой культурой профессиональной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что основное содержание профессиональной подготовки «учителей новой формации», наряду с вооружением социокультурным опытом предшествующих поколений, немаловажное значение имеет формирование у них профессионально значимых компетенций, которые позволяют им качественно осуществлять педагогическую деятельность, своевременно решать педагогические задачи, возникающие в повседневной практической работе.

Таким образом, изучение историко-культурных и научно-теоретических предпосылок формирования основ педагогического мастерства позволяет сделать вывод о том, что в контексте сегодняшней социокультурной ситуации ярко проявляется противоречие между современными требованиями к профессиональной деятельности педагога-мастера и фактическим состоянием подготовки студентов к овладению педагогического мастерства практической работе в школе.

Прогрессивные преобразования производства влекут за собой изменения требований к качеству профессиональной подготовки учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом выделяются два аспекта, в которых проявляется уровень профессиональной подготовки [8, С.8.]:

- преобразующемуся, развивающемуся производству необходим мобильный выпускник, способный перестраиваться, осваивать новые технологии, механизмы, самостоятельно развивать в себе умения, необходимые для данной производственной сферы;

- применяемые на таком производстве современные технологии, высокая интенсификация труда требуют от системы начального и среднего профессионального образования подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена высшей квалификации, способных конкурировать на рынке труда.

Формирование конкурентоспособного специалиста (рабочего) предполагает наличие высокого уровня профессионализма педагога. Речь идет о готовности современного преподавателя (мастера) вести свою деятельность по воспитанию и обучению учащихся на уровне, соответствующем новым требованиям к специалисту (рабочему). Это, в свою очередь, предполагает опережающий характер подготовки преподавателя и, соответственно, конкурентоспособность преподавателя как показатель его профессиональной компетентности.

Ключевая роль преподавателя, даже при введении в учебный процесс новейших информационных технологий, аудиовизуальной техники, дистанционного обучения, очевидна и не подвергается сомнению. Более того, роль преподавателя повышается за счет его растущего воздействия на личность будущего специалиста (рабочего), ее стратегические качества, личностные ориентации, профессиональную культуру. Акцент в деятельности преподавателя в соответствии с перспективными тенденциями развития образования смещается от передачи, интерпретации информации и деятельности по ее успешному усвоению обучающимися к деятельности по управлению, организации и стимулированию познавательной, творческой, саморазвивающей деятельности обучающихся.   

Современный этап педагогической практики предполагает переход от объяснительной технологии к деятельностно-развивающей. Как сделать, чтобы учащиеся не только усваивали знания, но и могли применять их на практике? Автор технологии саморазвивающего обучения Селевко Г.К. [7] считает, что главное – включить механизмы саморазвития, пробудить внутренние потребности, ввести учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность. Это можно сделать через организацию самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время путем решения учебно-познавательных задач, разноуровневых заданий, проблемно-поисковых ситуаций, рассчитанных на индивидуальную работу, парную и групповую.

Построение процесса формирования конкурентоспособного специалиста должно базируется на следующих научных подходах: системный подход и деятельностный подход, акмеологический подход, антропологический подход.

Первый подход позволяет увидеть функционирование и развитие студента через систему его взаимоотношения и взаимосвязи с окружающим миром. Все педагогические явления системный подход рассматривает не изолированно, а целостно и во взаимосвязях. Этот подход через систему компонентов (цель, задачи, содержание, способы, условия, результаты, механизмы) позволяет регулировать педагогическое воздействие. В исследовании процесса подготовки конкурентоспособного специалиста это позволяет рассмотреть проблему соотношения биологических и социальных детерминант, определяющих формирование конкурентоспособного специалиста. Данный подход позволяет раскрыть механизмы формирования данного качества у студентов.

Второй подход определяет деятельность как наиболее универсальную форму осуществления человеком своей преобразующей активности, имеющей свою внутреннюю структуру. В рамках этого подхода основными выступают принципы единства сознания и деятельности, развития, активности в процессе деятельности.

Третий подход позволяет рассматривать профессиональную деятельность не только как достижение субъектом высоких профессиональных результатов, но и как наличие психологических компонентов труда - внутреннее отношение к профессии. При этом в качестве основных выступают такие понятия, как «продуктивность деятельности» и «удовлетворенность деятельностью», «профессионализм».

Четвертый подход делает возможным взглянуть на проблему человека в комплексе. Антропологический подход отличается «многофакторностью» в контексте проблемы истоков и движущих сил индивидуального развития. Становление человеческой субъективности, духовное развитие личности, образование человека рассматриваются философскими, гуманитарными, социальными науками.

Анализ различных подходов позволил выделить систему так называемых базовых оснований, совокупность и взаимосвязь которых обуславливает специфику процесса организации формирования конкурентоспособного специалиста. Центральной, основополагающей установкой, интегрирующей все представленные подходы, выступает ориентация на безграничные возможности студента при формировании у него такого качества как конкурентоспособность.

Итак, в значительной мере трудности в подготовке специалистов обусловлены интенсивно изменяющейся информационной, социально-культурной, интеллектуальной средой, которая оказывает многообразное и порой противоречивое воздействие на российскую высшую школу. Она в преобразующей деятельности учебно-воспитательной системы должна ориентироваться на такие масштабные явления, как социальные отношения, менталитет общества, глубинные причины негативных явлений социальной жизни. Как результат такого целостного подхода к процессу организации педагогического процесса подготовки кадров должно проявиться стремление студентов быстрее включаться в мировые научные коммуникации, максимально полно участвовать в актуальных дискуссиях, добиваться быстрейшего признания результатов работы. Такие динамические, познавательные и поведенческие стратегии принципиально отличают новое поколение студентов. Данный подход может быть реализован лишь в том случае, если у студента сформировано ценностное отношение к профессиональной деятельности, профессиональных компетенций, профессионализму. Сегодня проблема воспитания конкурентоспособного специалиста особенно актуальна в связи с подготовкой будущих педагогов к работе в новых культурно-исторических условиях. Педагог приобретает важнейшее значение в построении государственной образовательной системы, вклад его в развитие системы подготовки подрастающего поколения будет определяться тем, насколько продуктивна деятельность высшей школы по подготовке конкурентоспособного педагога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Акиньшина О.Н. Научно-педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности. СПб, 2003.

2 Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.: Академия, 1999.

3 Байкова, Л.А., Гребенкина Л.К. Размышления о педагогическом образовании. //Педагогика, 2007, № 10.

4 Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования. /С.А.Запрягаев, Е.В.Караваева, И.Г.Карелина, А.М. Салецкий. -М.: Изд-во МГУ, 2007. -С. 292.

5 Зеер Э. Компетентностный подход к профессиональному // Высшее образование в России. 2005. - № 4. С. 25 - 28.

6 Кузавлёва, В.П. Современные образовательные технологии. -М., 1998.

7 Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения.- Вестник образования России, №5, 2005.

8 Ожегов С.И. «Словарь русского языка» 1992 г.

9 Сидоров А.Л., ПрохороваМ.В., Синюхин Б.Д. Основы педагогического мастерства. -М.: Просвещение, 1989.

10 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. -М.: Академия, 2007. –С. 576.

Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 1936 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика