Понедельник, 13.05.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста

Моделирование работы куратора в рамках создания эффективной воспитательной системы

УДК 37.01

Моделирование работы куратора в рамках создания эффективной воспитательной системы

 

Л.А. Коссова, преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И. С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: ryjgjxrf13@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье, на практическом примере, рассмотрена роль и деятельность куратора в формировании коллектива академической группы. Рассмотрены детали налаживания взаимоотношений куратора с обучающимися. Автор дает свои рекомендации по налаживанию взаимоотношений куратора и администрации учебного заведения с группой обучающихся.

Начиная работать с группой, куратор подчас полагается лишь на свою интуицию и опыт. Современное студенчество принято ругать за бездуховность, грубость, жестокость, непочтение к старшим и многие другие грехи. Но упрёки и сетования вовсе не решают проблему. Куратор должен понять, почему его подопечные поступают именно так, а не иначе. Только тогда он сможет оказывать эффективное психологическое воздействие на развитие каждого студента в «своей» группе, превращая их в дружный и сплочённый коллектив.

Основная задача куратора – это помощь будущему специалисту в личностном и профессиональном росте. Первокурсника я бы сравнила с алмазом, которого в течение студенческих лет нужно совершенствовать со всех сторон, чтобы после выпуска он смог воссиять во всей своей многогранной личностной красоте уникального бриллианта. Ведь в конечном счете, выпускники университета, обладающие основательными теоретическими знаниями, подкрепленными практикой - это брэнд университета, его престиж и уважение.

Начиная с первого курса, нужно оказать всестороннюю помощь в адаптации к студенческой жизни и дальнейшему развитию и становлению студента. Нужно приложить все усилия для раскрытия его таланта, возможностей, расширить знания и умения, чтобы он стал действительно востребованным в обществе высококвалифицированным специалистом. В студенческие годы куратор становится и отцом, и матерью, и опекуном, и наставником для студента. Я по своему опыту знаю, что только при совместной деятельности куратора и студента будет ощутимым результат работы.

Каждый куратор по-разному понимает свою роль. Одни активно включаются в жизнь студента и готовы участвовать в решении его личных проблем, принимая на себя роль родителя. Другие хотят определить круг своих минимальных обязанностей и регламент времени, которое они должны уделять студентам.

Являясь куратором студенческих групп в МФ ОГУ им. И. С. Тургенева  в течение семнадцати лет, и одержав победу в нескольких конкурах «Лучший куратор академической группы», хотела бы поделиться своими взглядами на роль куратора в формировании коллектива группы.

В группу попадают совершенно разные студенты по уровню культуры, способности к обучению, самоорганизации и т.д., и, по моему мнению, куратор должен стать общим началом для группы, человеком, способным помочь познакомиться, узнать друг друга, настроить студентов курируемой группы на положительную волну как в отношении друг другу, так и к тому, что, поступив в университет, их ожидает отличная от школы студенческая жизнь. Итак, что было сделано у нас в группе.

Во-первых, мы правильно выбрали лидера – старосту группы. Она не только хорошо успевала по всем дисциплинам, но и правильно выстроила отношения как с одногруппниками, так и с преподавателями, и деканатом.

Во-вторых, это индивидуальная работа, в результате которой, посещая занятия, организуя мероприятия внутри группы, стало ясно, кому из студентов нужна какая помощь и какой подход. Мое личное мнение, как правило, уточняется в беседе с преподавателем, ведущим занятия. Тогда с одними студентами я просто разговариваю, давая советы, а с другими прошу позаниматься преподавателя спецдисциплин.

В-третьих, важной составляющей в формировании коллектива группы является проведение объединяющих мероприятий, а это совместное празднование Новогодних праздников, 23 февраля и 8 марта, Дня Святого Валентина, Дня студента, посещение театра, и участие в проектах и конкурсах профмастерства World Skills Russia.

В-четвертых, помощь всем и каждому, организуя консультативную помощь своим студентам по вопросам учебы, а вне университета можно и поговорить по душам, обсудить новую компьютерную программу,  поддержать в сдаче экзамена по вождению, и обязательно сходить на футбол, волейбол или баскетбол, поболеть за своих.

В-пятых, немаловажное значение приобретает посещение студентов, проживающих в общежитии, чтобы ребята, понимали, что вдалеке от дома, о них есть, кому позаботиться.

Думаю, что выражу мнение большинства студентов МФ  ОГУ им. И. С. Тургенева, и однозначно студентов моих групп, о том что всегда приятно осознавать, с первых дней в ВУЗе  - есть человек, которому не безразлична твоя судьба в ближайшие 3-4 года обучения, человек, к которому можно обратиться за помощью и получить ее или поделиться с ним своей радостью или обсудить возникшие проблемы.

Конечно, «я не волшебник», и студенты в группах не стали друг другу братьями и сестрами, но я вижу, что мои студенты – это не разрозненные группы, а коллектив, где уважаются индивидуальные особенности каждого отдельно взятого человека и уж если ждут занятия, то вместе, лекцию прогуливают тоже вместе, шутка, конечно, если случилась беда, то никто не остается в стороне.

В завершении, в качестве предложения,  хотелось бы обратиться в адрес кураторов и администрации учебных заведений. Работа по воспитанию подрастающего поколения, а именно студенчества очень трудоемкая, ответственная и в то же время очень благородная. Ведь от наших студентов зависит будущее университета и страны. Мы каждодневным трудом вносим посильный вклад для развития нашего общества.

  • помнить, что студенты наши главные помощники. И от того, какую установку мы им дадим на будущее и как направим на путь истинный, таковы и будут показатели нашей работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахтямова З.А. Адаптация первокурсников в вузовской среде. Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 109-112
  2. Шнейдер Е.М., Белов С.А., Сущенко С.А. Особенности выбора стиля педагогического руководства куратора академической группы студентов. В сборнике: Образование: традиции и инновации. 2014. С. 581-584

 

Категория: 2. Повышение педагогического мастерства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика