УДК 377.1
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Е.Н. Шатохина, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны
Аннотация. В статье рассмотрены основные пути развития профессиональной компетенции преподавателя.
Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причём зачастую происходит смешение данных понятий. В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетенция, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.
Профессиональная компетенция и ее содержание в какой-либо специальности определяется квалификационной характеристикой.
Квалификационная характеристика - это, комплекс обобщенных требований к педагогу на уровне его практического и теоретического опыта.
Обучение в системе среднего профессионального образования решает две группы задач. Первая из них связанна с познанием и формированием у обучающихся целостной научной картиной. Вторая – с построением набора определенных умений, знаний, навыков, востребованных на сегодняшний день и развитием телекоммуникационных технологий. Современные государственные образовательные стандарты направлены на формирование необходимых компетенций обучаемых.
Опыт преподавания показывает, что бывшие ученики имеют достаточно слабую подготовку по информатике и информационным технологиям. Это связано с целым рядом причин. Информатика - наука очень молодая, растет большими темпами. Нынешние студенты изучали школьный курс, используя различное, а иногда устаревшее программное и материально-техническое обеспечение. Не стоит сбрасывать со счетов и профессиональные компетенции учителей информатики.
Образовательные учреждения неодинаково подходят к формированию компетентностной модели. Одни раздвигают это понятие перечнем компетенций, другие соединяют их в союзы ключевых компетенций, третьи разделяют компетенции по уровням и важности.
Профессиональную компетенцию учителя следует разбирать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний преподавателя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).
Основными компонентами профессиональной компетенции являются: информационная компетенция, мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач педагогической деятельности, личностные качества, компетенции в организации учебной деятельности, разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
Профессиональная компетенция оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.
Имеются отдельные характерные особенности обучения студентов профессиональных образовательных организаций. Это - принципиально разнящийся стартовый уровень подготовки обучающихся по информатике, всевозможные профильные линии подготовки студентов в рамках одного учреждения среднего профессионального образования. Появляется необходимость обращать внимание в первую очередь на особенности восприятия изучаемого материала, на уровень его усвоения, на организацию обучения (практические занятия, лекции, лабораторные работы), а также психо-физиологические и возрастные особенности студентов.
Для активной работы необходима устойчивая мотивация. Главным фактором, мотивирующим студента на работу, можно считать контроль знаний. Для самосовершенствования обучающихся сильным фактором оказывается стремление к лидерству. Можно предложить оценивать работу, сданную в срок на бал выше, а иначе вводить санкции. Участие в олимпиадах, конкурсах, написание исследовательских работ также ведет к повышению работоспособности и развивает интерес к изучаемой дисциплине.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать сущность и содержание профессиональной компетенции.
Основные пути развития профессиональной компетенции преподавателя:
- подготовка публикаций,
- статей; участие в семинарах, педагогических чтениях;
- взаимопосещение занятий;
- использование активных и интерактивных форм проведения занятий;
- создание профессионального портфолио;
- освоение новых педагогических технологий;
- участие в педагогических конкурсах, фестивалях, конференциях;
- организация и проведение научно-исследовательской работы со студентами;
- курсы повышения квалификации, стажировки на предприятия и др.
В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции и развить общие. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен быть компетентен во многих областях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Безюлева, Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2015. № 12. — С.34-37
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. 2014. № 10. — С.11-14.
- Кучугурова, Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. – М.,2014.
|