УДК 378
Диссеминация опыта педагога инновационных образовательных программ и технологий
И.С. Гаврилова доцент, канд.пед.наук, кафедра профессионального обучения и бизнеса,
ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г. Орел,
Л.А. Азарова доцент,
БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»,
e-mail:gavrilovais75@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается значение и методы интеграции педагогического опыта Вуза и учреждений профессионального образования. Приведены ряд мероприятий и инструмент саморазвития, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста педагога через апробацию инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий.
Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии педагога, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма высоких результатов достичь невозможно.
Современное общество постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, монографии, портфолио, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.
Диссеминация (от лат. «disseminatio»–«рассеяние, распространение») представляет собой интеграцию педагогического опыта.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории [2].
Диссеминация инновационного опыта педагога, ориентировано на профессиональный рост, позиционирование широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога профессионального обучения – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.
Проведение мероприятий WorldSkills на площадках техникумов Орла и Орловской области, является наглядным примером интеграции образовательного процесса Вуза и профессиональных учреждений.
Не спонтанно это событие произошло, этому способствовала необходимость повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
При рассмотрении «Дорожной карты» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», явно прослеживается тенденция управления проектной деятельности как профессорско-преподавательского состава, как и студенческого сообщества [3].
На наш взгляд создание Ресурсного центра, а именно лаборатория «Развитие педагогического потенциала» имеет рациональное зерно:
– создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого педагога;
– обобщение и распространение опыта по результатам апробации инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий.
Создание и апробация модели методического сопровождения педагогов, позволит обеспечить профессиональный рост, развитие активного творчества через самопрезентацию результатов образовательной деятельности (участие педагогов в вебинарах, форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях) [1].
Распространение передового педагогического опыта коллектива через организацию и проведение семинаров, конференций, мастер-классов. Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности. Деятельность сайтов даст значительно большие возможности каждому педагогу представлять общественности результаты своей работы и будет способствовать созданию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, области, страны.
Формы диссеминации (обмена педагогическим опытом) могут самые разнообразные:
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- методические недели;
- консультации, практикумы;
- педагогические советы;
- диспуты и дискуссии;
- мастер-классы и педагогические мастерские;
- отраслевые курсы;
- обучающие и деловые игры;
- педагогические чтения;
- школы профессионального мастерства;
- общественный смотр знаний;
- участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков;
- стажировки на базе лучших профессиональных учреждений;
- аукционы педагогических идей;
- научно-педагогические семинары;
- научно-практические конференции;
- презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.);
- сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.)
- форумы, ярмарки, фестивали;
- публикации в печатных изданиях и Интернет-порталах.
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
– информационные (выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет);
– коммуникационные (профессиональные события, форумы, круглые столы);
– обучающие (организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения);
– экспертные (оценка и поддержка участников процесса диссеминации).
Подведение итогов работы педагогов целесообразно по окончании каждого триместра и на научно-практической конференции в конце учебного года, где представляются результаты профессионально-педагогической деятельности, указывается проблемное поле и намечается стратегия работы по обобщению и трансляции опыта педагогов Вуза и Профессионального образования на следующий учебный год.
Список литературы
- Гаврилова И.С. Качество системы профессионального образования в условиях компетентного подхода. Профессиональное обучение: от теории к практике. Коллективная монография. Под общ. ред. Правдюк В.Н. [Губарева Л.И., Хмызова Н.Г. и др.] – Орел: Изд-во Орел, ООО ПФ «Картуш», 2016. С. 38-52.
- Дессиминация педагогического опыта. (дата обращения 03.03.2017) http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html
- Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (дата обращения 24.03.2017) http://oreluniver.ru/baseuniversity
|