Воскресенье, 12.05.2024, 03:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях

Создание специальной профессионально- ориентированной обучающей среды в целях повышения качества образовательных услуг

УДК 337

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

 

О.А. Чаплыгин, канд. экон. наук, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: ol.chaplygin@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье анализируются основные проблемы повышения качества образовательных услуг; рассматривается понятие качества образовательных услуг; приведены определения специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, а также принципы создания специальной профессионально-ориентированной обучающей среды

Согласно статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе, среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [1].

Современный мир не статичен. Интенсивно протекающие процессы в экономике, политике, социальной сфере,  включая и сферу современного среднеспециального образования, требуют решение вопросов повышения качества подготовки будущих специалистов, в условиях глобализации современного мира.

Если брать во внимание качество подготовки будущего специалиста, то получаемое каждым человеком образование - это своего рода социальный заказ, как нашего общества, так и государства в целом. Данный подход должен быть стратегическим ориентиром государственной политики в области образования.

В образовательном учреждении рассмотрение качества педагогической работы определяется в отношении деятельности как всего коллектива, так и качества деятельности каждого преподавателя, которое прогнозирует успешность дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

Качество на сегодняшний день - одно из ключевых понятий. Для человека важно знать, что он покупает качественные продукты, получает качественные услуги, в том числе и образовательные. Качество получаемого человеком образования определяет качество его жизни и жизни окружающих его людей,  современный уровень развития техники и технологии производства, уровень управления, культуры в целом.

Формирование системы менеджмента качества позволит вывести качество российского профессионального образования на уровень международных стандартов и современной цивилизации [2].

Качество получаемых образовательных услуг, равно как и качество деятельности педагога можно рассматривать и как меру соответствия  современным образовательным стандартам, принятым в обществе, и как социальные ожидания тех людей, кто желает их получить; в той же мере потенциальные возможности педагогического коллектива, их творческие профессиональные замыслы.

Важно в процессе управления качеством педагогической деятельности заняться целенаправленным построением и осознанным  преобразованием учебного процесса. По мнению ведущих ученых, основными средствами управления качеством педагогической деятельности являются: её нормирование, проектирование, поддержка, стимулирование, мониторинг и коррекция.

Управление качеством образования - это основа образовательного менеджмента. Качество современного образования состоит из двух взаимосвязанных аспектов:

- уровня развития обучающихся (в том числе и профессионального);

- мониторинга качества стандарта.

Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда – это совокупность двух неразрывно связанных информационных и технологических составляющих информатизации учебного процесса в интересах совершенствования его информационно-технологического обеспечения  [3].

При этом необходимо позаботиться о необходимости наполнения профессионально-ориентированной обучающей среды специальным предметным профессионально-ориентированным содержанием, отвечающим требованиям подготовки конкретных специалистов для отраслей промышленности.

Определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт студента, учет его индивидуальных психических и психофизиологических особенностей, коммуникативных способностей; обучение в контексте будущей профессиональной деятельности – все это принципы, в соответствии с которыми создается данная среда

Эффективное решение задач совершенствования учебного процесса предполагает представление объектов, субъектов и процессов подготовки и становления будущих специалистов в виде определенных систем (образовательных, педагогических, становления личности и т.п.), изучение которых с целью принятия решений об их оптимизации, пригодности и так да­лее неразрывно связано с созданием их моделей (математических, смысловых, словесных, знаковых, предметных).

Под моделью в данном случае следует понимать объект, который в некоторых отношениях имеет сходство с прототипом и служит средством описания, объяснения или прогнозирования поведения прототипа. При этом каждая исследуемая, система может быть представлена некоторым количеством моделей (подсистем), вид которых зависит от требуемых глубины познания, уровня абстрагирования, формы ее материальной презентации.

Поэтому, для обоснования сущности специальной профессионально-ориентированной обучающей среды в колледже целесообразно использовать метод педагогического моделирования, при помощи которого можно рассмотреть каждую из ее составляющих в их единстве и взаимодействии.

Несмотря на то, что модели, формализующие процесс обучения, не в полной мере отражают содержание реальных объектов, нет иного выхода, кроме представления объектов в виде, позволяющем рассматривать наиболее важные их черты и характеристики. Таким образом, модели - это идеальные объекты, аналоги реально существующих феноменов. Они фиксируют только остов явлений и процессов, освобождая их от излишней детализации, случайностей и второстепенных моментов, позволяют сделать любой сложный объект доступным для тщательного изучения.

В условиях информатизации среднего специального образования речь в настоящее время идет не только о необходимости переосмысления многих позиций в организации дидактического процесса в целях, содержании, методах, средствах и формах обучения, но и о переосмыслении роли и места в нем его основных субъектов - педагогов и обучающихся. Педагогическая практика и опыт работы ведущих преподавателей убедительно свидетельствуют о том, что от профессиональной компетентности педагогов и активной включенности в процесс обучения студентов, во многом зависит возможность повышения качества профессиональной подготовки выпускников учебных заведений.

С позиций системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, а также основных положений теории управления педагогическими системами целесообразно представить специальную профессионально-ориентированную обучающую среду в виде ее интегральной модели, которая включает в себя пять самостоятельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых моделей: модель специалиста, модель учебной дисциплины, модель управления процессом обучения, модель обучающегося и модель обучающего (педагога) [3].

Таким образом, при создании в среднем специальном учебном заведении профессионально-ориентированной обучающей среды для изучения кон­кретной учебной дисциплины, необходимо определять обучающегося как активного субъекта познания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitutionrf.ru/

2. Зорина, Ю.П. Актуальные вопросы качества профессионального образования [Текст] / Ю.П. Зорин // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.

3. Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда как основа информационно-технологического обеспечения учебного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://медпортал.com

 

Категория: 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 625 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика