УДК 377.112.4
Проектно-ориентированная организация СРС в условиях ФГОС нового поколения
О.Н. Ветрова, преподаватель,
Факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел,
e-mail: vetrovaolga7@rambler.ru,
Е.Н. Демина, канд.техн.наук, доцент кафедры «Технологии продуктов питания и организации ресторанного дела», ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел,
e-mail: deminakate@rambler.ru
Аннотация. В статье рассмотрена возможность реализации проектно-ориентированной организации самостоятельной работы обучающихся в рамках ФГОС нового поколения. Разработаны проектно-ориентированные методики организации СР на примере профессионального модуля «Выполнение работ по профессии Пекарь» и осуществлен контроль их выполнения.
С введением федеральных государственных стандартов (ФГОС) нового поколения значение и доля самостоятельной работы студентов при освоении учебных дисциплин существенно возросли. Количество информации возрастает, а сроки обучения ограничены и не могут обеспечить информационную составляющую профессиональной деятельности, потому эффективность самостоятельной работы влияет на качество подготовки обучающегося.
Проектно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов является одним из направлений деятельности для формирования профессиональных навыков и личностных качеств. Он основан на применении полученных на основе базовых предметов знаний для прогнозирования, моделирования, планирования и решения узкоспециализированных задач [2]. Студенты развивают критическое мышление, приобретают коммуникативные навыки, умение импровизировать.
Реализация данного подхода к самостоятельной работе обучающихся в рамках стандартов третьего поколения позволила выделить некоторые проблемы: недостаточность мотивации студентов в области качественного выполнения самостоятельных заданий, отсутствие усовершенствованного методического обеспечения, требование обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий контроля знаний.
Отдельно стоит проблема разработки критериев, показателей и диагностического материала оценки результативности проектно-ориентированной самостоятельной работы студентов и эффективности используемого методического обеспечения [3].
Цель проведенного исследования: научно обосновать и экспериментально подтвердить целесообразность применения проектно-ориентированной организации учебного процесса с целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть виды организации самостоятельной работы студентов;
- разработать проектно-ориентированные методики организации СРС;
- экспериментально проверить эффективность методики при организации СРС профессионального модуля.
Методы исследования:
1) теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методологической литературы;
2) эмпирические, включающие изучение практического опыта, наблюдения;
3) экспериментальные, состоящие из дидактического эксперимента и мониторинга качества обучения
Практическая значимость заключается в разработке системы дидактических целей, принципов, условий и критериев применения проектно-ориентированных методов с целью повышения эффективности СРС.
Особенность организации СРС в условиях реализации ФГОС заключается в оптимизации методов обучения, внедрения интерактивных технологий обучения, совершенствования системы текущего контроля работы студентов и методики проведения практик. Роль преподавателя сводится, не к изложению готовых знаний, а к организации учения. Для создания эффективного методического обеспечения в соответствии с ФГОС прежде всего должны быть уточнены содержательные аспекты самостоятельной работы студентов и выявлены формы, методы, средства и технологии ее реализации.
Реализацию проектно-ориентированной организации СРС рассмотрим на примере профессионального модуля: «Выполнение работ по профессии «Пекарь». В соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего – 291 час, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 183 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки – 122 часа; самостоятельной работы – 61 час; учебной практики – 102 часа.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Выполнение работ по профессии Пекарь», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, представленными в ФГОС СПО 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.
Аудиторная нагрузка (122 часа) междисциплинарного курса включает лекционные занятия (42 часа) и практические и лабораторные работы (80 часов). Акцент при освоении курса делается на получение практических навыков и умений, поэтому на теоретическое исследование курса выделено небольшое количество часов, поэтому основная часть теоретических вопросов дана студентам для самостоятельного изучения. Обучающимся предложено не просто прочитать и пересказать учебный материал, а переработать его и трансформировать его в определенного вида продукт: технологическую схему, доклад, реферат, презентацию.
Для подготовки данной проектной деятельности обучающихся, их необходимо разделить на микрогруппы (2-3 человека). В дальнейшем студенты самостоятельно распределяют между собой учебный материал презентации и на итоговом занятии по предоставленной теме защищают свой проект. Данный вид СР развивает способности обучающихся: составлять план работы, определять цели и задачи проекта, искать новую для себя информацию, обсуждать факты и мнения, делать выводы и оформлять результаты коллективной работы.
Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций: «История развития хлебопечения», «Значение хлеба в питании населения», «Хлеб - войны», «Перспективы развития хлебопекарной промышленности», «Пищевые добавки при производстве хлебобулочных изделий», «Способы освежения хлебобулочных изделий», «Упаковочные материалы и вспомогательные материалы», «Консервация теста», «Консерванты»
На лабораторных занятиях профессионального модуля «Выполнение работ по профессии Пекарь» создаются небольшие коллективы из 3х – 4х человек, которым в соответствии с учебным планом ставят задачу–проект – создание хлебобулочного изделия. Обучающиеся обсуждают проект, предлагают направления работы для его реализации. В результате формируется компетенция сотрудничества, умение четко выразить свою мысль, изменяется отношение к учебе, повышается мотивация в приобретении знаний.
Занятия проводятся в лаборатории «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Преподаватель выступает в роли организатора проекта, консультанта, участвует в практической деятельности, следит за соблюдением техники безопасности. Примерное задание проекта содержит следующие этапы:
1) Изготовить сдобное булочное изделие «Плюшка московская», массой 0,1 кг в соответствии с рецептурой (таблица 1) согласно технологическим операциям:
Таблица 1 - Рецептура изделия
Наименование изделия
|
Мука пшеничная в/с
|
Дрожжи прессован.
|
Соль поваренная
|
Сахар-песок в тесто
|
Масло сливочное
|
Молоко
|
Яйцо кур.
|
Ванилин
|
Вода
|
Плюшка московская
|
100
|
4
|
1
|
22
|
14
|
30
|
0,5
|
0,05
|
40
|
2) Провести органолептическую оценку готового изделия, показатели внести в таблицу 2
Таблица 2 – Органолептическая оценка хлебобулочного изделия
Наименование показателя
|
Характеристика
|
Фактически
|
По ГОСТ
|
Внешний вид
|
|
|
Цвет
|
|
|
Вкус
|
|
|
Запах
|
|
|
Консистенция
|
|
|
Виды СРС на лабораторных занятиях: составление технологических карт и схем, выполнение эскизов оборудования, работа со сборником рецептур, подготовка к лабораторным работам, выполнение отчетов.
Примерный перечень технологических схем: линия для бестарного хранения и подготовки муки, схема отбора средней пробы, технологическая схема приготовления хлебобулочных изделий, схема приготовления жидкой и густой пшеничной опары, схема приемки муки с использованием аэрозоль – транспорта [1].
На практических занятиях самостоятельная работа организуется в виде решения ситуационных задач. Студенты учатся работать с нормативно-технической документацией, анализировать информацию, сформировывать и аргументировать свою точку зрения.
Дополнительной мотивацией в изучении учебного материала профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Пекарь» может стать организация мастер-класса на тему «Отделка поверхности хлебобулочных изделий». В качестве подготовки к данному мастер-классу обучающимся предлагается самостоятельно изучить информацию об имеющихся видах отделки различных хлебобулочных изделий. Также студентам необходимо подготовить вопросы по предложенной тематике, которые они будут задавать в процессе мастер-класса приглашенному профессиональному пекарю.
Организация мастер-класса может осуществляться в рамках одной - двух тематических лабораторных работ с использованием технологического оборудования учебных аудиторий. Вначале занятия профессиональный пекарь демонстрирует способы отделки поверхности различных хлебобулочных изделий, отвечает на подготовленные вопросы. Затем обучающимся в составе микрогрупп (по 2 человека) будет предложено осуществить один из рассмотренных способов отделки поверхности.
Контроль СРС включает в себя оценку хода и промежуточных результатов с целью установления их планируемым. Результаты оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю. Итогом квалификационного экзамена по профессиональному модулю является присвоение обучающемуся квалификации «Пекарь».
Критерии оценки проектно-ориентированной самостоятельной работы следующие: уровень организации и проведения презентации; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; практическое использование предметных знаний и умений; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; умение активно использовать электронные образовательные ресурсы; обоснованность и четкость изложения ответа, и оформление материала в соответствии с требованиями.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют об эффективности использования практико-ориентированной организации самостоятельной работы студентов. В процессе исследования выделены организационно-педагогические условия реализации, цели, задачи, этапы планирования эффективной СРС. Определены проблемы реализации проектно-ориентированной организации самостоятельной работы обучающихся в рамках ФГОС нового поколения. Разработаны проектно-ориентированные методики организации СР на примере профессионального модуля «Выполнение работ по профессии Пекарь» и осуществлен контроль их выполнения.
Эффективность разработанных методов выражается в повышении мотивации к получению знаний, формировании способностей к самообучению и взаимному обучению, умении находить оптимальные способы решения практических задач.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы на факультете среднего профессионального образования были получены результаты, свидетельствующие об эффективности применения проектно-ориентированной организации СР:
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
- активность научно-исследовательской деятельности обучающихся, с озвучиванием результатов на научно-практических конференциях;
- высокие результаты участия в конкурсах профессионального мастерства.
Результаты проведенного исследования позволяют определить такие направления ее дальнейшей разработки, как поиск альтернативных педагогических технологий, способствующих эффективности организации и контроля самостоятельной деятельности студентов, усовершенствование информационно-методической документации по разработанным методикам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демина, Е.Н. Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании [Текст] /Е.Н. Демина, О.Н. Ветрова//Материалы региональной научно-практической интернет – конференции «Философия образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения». – Ливны, 2012. – с.32 - 35
2. Калужин, Е.А. Анализ проектно-ориентированного подхода к фор-мированию профессиональной компетенции студентов инженерных специ-альностей [Электронный ресурс] / – Режим досту-па:http://sociosphera.com/files/conference/2015/k-112015.pdf
3. Лихачева, А.А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в рамках ФГОС 3 поколения [Текст] / Материалы 55 научно-методической конференции «Основные проблемы повышения профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС третьего поколения», Новосибирск, 2014. – с. 102-104. |