Суббота, 11.05.2024, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях

Проектирование модульных интегрированных образовательных программ

УДК 378.1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

Т.Н. Сафонова, декан ТЭФ, канд. техн. наук,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: safonova-modul@yandex.ru

 

Аннотация. Проведен анализ различных аспектов разработки модульных интегрированных образовательных программ, рассмотрены вопросы минимизации зависимостей междисциплинарных модулей, организации недели междисциплинарной мобильности, усиления проектной составляющей обучения.

В рамках реализации Программы развития ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» на 2016-2020 гг. предусмотрено повышение качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности. Для решения поставленной задачи необходимо не только увеличение эффективности и результативности образовательных программ высшего образования, но и внедрение новых подходов к подготовке специалистов, передового опыта организации учебного процесса. Одним из таких подходов является переход на интегрированные модульные образовательные программы. Реализация таких программ ведет к совершенствованию образовательного процесса путем внедрения гибких междисциплинарных модулей.

Модули составляют элементы образовательной программы. С точки зрения содержания и времени – это замкнутые учебные единицы. Учебный модуль – не просто раздел учебного плана, дисциплина или совокупность дисциплин, это определенная дидактическая система, педагогическая технология, обеспечивающая вхождение этого модуля в целостную систему обучения, и формирующая одну или несколько компетенций с учетом видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная образовательная программа [1].

С точки зрения организации учебного процесса внедрение модульных технологий позволяет:

- заменить жестко структурированные учебные планы на мобильные, состоящие из междисциплинарных модулей, которые должны свободно комбинироваться между собой;

- увеличить компактность структуры обучения, обеспечивая необходимое равновесие между объемами всех компонент образовательной программы и возможностями формирования индивидуальной образовательной траектории студента [2].

В зависимости от направления или специальности обучения модульный учебный план может содержать следующие модули: коммуникативный, социально-гуманитарный, экономико-правовой, естественнонаучный, информационно-математический, общепрофессиональный, профессиональный, здоровьесберегающий, проектный, мобильный междисциплинарный модуль и другие.

Важным аспектом разработки модульных учебных планов является установление зависимостей от предыдущих модулей и минимизация этих зависимостей, в отличие от классического обучения, где должно было четко прослеживаться наличие межпредметных связей. Для модульных интегрированных образовательных программ предполагается свобода выбора последовательности изучения модулей базового учебного плана, расширение вариативности индивидуального планирования учебного процесса, и чем меньше модулей имеют предшествующие связи, тем больше возможностей многовариантного и равномерного распределения нагрузки по семестрам.

Состав таких модулей как коммуникативный, социально-гуманитарный, экономико-правовой, естественнонаучный, информационно-математический должен проектироваться как минимизированный и имеющий общее содержание для всех факультетов университета. Такие модули по Б.А. Сазонову «представляются в виде древообразной структуры, разветвляющейся на старших курсах последовательности модулей возрастающего уровня сложности (базовые, продвинутые, специализированные)» [3]. Модули, изучаемые на младших курсах, должны быть общими для студентов большинства специальностей и направлений университета.

Другой важной составляющей современного образовательного процесса является обеспечение академической мобильности, целью которой является повышение качества обучения посредством интеграции ресурсов не только самого университета и его подразделений, но и других образовательных учреждений страны и мира. Для реализации данного направления организуется неделя междисциплинарной мобильности, в соответствии с графиком учебного процесса, в рамках которой проводятся открытые научные и образовательные мероприятия – мастер-классы, конференции, круглые столы, тренинги, профессиографические лекции, экскурсии и т.п. с участием научных сотрудников, преподавателей, работодателей - стратегических партнеров университета.

Руководителем образовательной программы формируется перечень дисциплин мобильных междисциплинарных модулей в рамках дисциплин по выбору студента, проводятся публичные презентации этих модулей, с тем, чтобы студенты могли выбрать из предложенного перечня мобильных модулей и подать заявку в соответствии со своими предпочтениями, научными интересами, способностями.

Другой важной составляющей образовательного процесса является нацеленность на результат обучения, которая формируется в процессе проектной деятельности. Усиление проектной составляющей обучения способствует формированию профессиональных и общих компетенций. Развитие компетенций является главной целью образовательных программ, поэтому ФГОС 3+ делают обязательным выполнение образовательных проектов. На эту деятельность в интегрированных модульных образовательных программах отводится достаточное количество зачетных единиц.

На рисунке 1 представлена разработанная автором диаграмма курсов (модульный учебный план) для направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. В данный план входят два мобильных междисциплинарных модуля и проектный модуль:

Мобильный междисциплинарный модуль 1:

- Проектирование технологических операций 2 з.е.

- Производство гидравлических машин 4 з.е.

- CALS-технологии в машиностроении 3 з.е.

- Автоматизация производственных процессов в машиностроении 4 з.е.

Мобильный междисциплинарный модуль 2:

- Технологические методы восстановления и повышения износостойкости деталей машин 2 з.е.

- Технология гидромашиностроения 4 з.е.

- Информационное сопровождение жизненного цикла изделий 3 з.е.

- Автоматизация технологических процессов и комплексов 4 з.е.

Проектный модуль:

- Реализация математических и инженерных расчётов с помощью функций и надстроек пакета MsExcel.

- Синтез, анализ и проектирование рычажного и кулачкового механизмов.

- Проектирование привода ленточного конвейера.

- Разработка привода главного движения металлорежущего станка.

- Проектирование и расчёт по заданным параметрам детали трёх металлорежущих инструментов.

- Разработка технологического процесса механической обработки детали «Корпус Н49.875.01.00.043».

- Проектирование технологической оснастки для изготовления детали «Корпус Н49.875.01.00.043».

Полагаю, что переход на модульные интегрированные образовательные программы потребует изменений в структуре управления обучением. Необходимо устранить пересечение модулей по содержанию, минимизировать зависимость одного модуля от другого, с тем, чтобы модульная структура вступала в качестве своеобразного конструктора для формирования индивидуальных образовательных траекторий. И такой переход необходимо осуществить в самое короткое время.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Сафонова, Т.Н. Проектирование и реализация модульной технологии обучения / Т.Н. Сафонова // Труды 5-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения – 2007. – Сб. 5 – Ч.1 - С.394 – 399.

2 Сафонова, Т.Н. Методические аспекты освоения модульных технологий: проблемы внедрения / Т.Н. Сафонова // Материалы региональной научно-практической Интернет–конференции «Философия образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения» – Орел: ООО «Издательский дом «Орлик и К», 2012. - С.28 – 32

3 Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов – М.:ФИРО – 2006 -184с.

 

 

Рисунок 1 – Диаграмма курсов

Категория: 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 906 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика