Воскресенье, 12.05.2024, 01:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях

Проблемы, подлежащие устранению при модернизации системы среднего профессионального и высшего образования России

УДК 377.112.4

ПРОБЛЕМЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТРАНЕНИЮ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В.Г. Ветров, преподаватель,

Факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: vi.ve2016@yandex.ru

 

Аннотация. Статья  посвящена проблемам российского среднего профессионального и  высшего образования. Показаны основные «болевые» точки: недофинансирование отрасли образования, недостатки в методической работе и другие проблемы

На современном этапе развития образовательного процесса в системах среднего специального профессионального образования и высшего образования особенно ярко проявляются проблемы и недостатки этого сегмента образовательной сферы. Наиболее острыми, стоящими перед государством сегодня, проблемами в образовании ВО и СПОявляются недостаточное финансирование образовательных учреждений и полное отсутствие векторов направленности в образовательной и научной деятельности. Обладая высоким, исторически наработанным, уровнем развития отечественные образовательные заведения не обеспечивают государство качественным образовательным продуктом -специалистами производственной,научной и других отраслей социума. Реформы, осуществляемые сегодня в образовании России, направлены на поиск оптимальной системы образования.

Современное состояние науки, её технологические возможности дают неограниченные способности для создания принципиально новых способов и методик обучения. Однако, не всегда передовые, прогрессивные и оригинальные разработки легко преодолевают административные властные барьеры. Это, естественно, не единственная проблема образовательной отрасли нашего государства.

Отечественная образовательная система исторически на протяжении долгого времени занимала передовые позиции в мировой системе образования. Эти успехи обеспечивались безграничным энтузиазмом и патриотизмом преподавательского сообщества, добросовестно и качественно выполнявшим свои производственные обязанности. В наше  время также имеется большое число квалифицированных преподавателей искренне преданных своей профессии, но не имеющих возможности реализовать свои планы и способности, не только из-за нищенской заработной платы, но и из-за технической необеспеченности учебных заведений необходимыми средствами технического обучения, приборами ,материалами и т.д. Таким образом,одной из важнейших проблем образовательной отрасли ВО и СПО является её недофинансирование. Преемственность в образовательном процессе можно обеспечить в том случае, когда ветераны образовательного фронта передают знамя педагогических наработок молодым педагогам. Но в данный момент в образовании превалирует стареющий профессорско-преподавательский состав. Молодые и, особенно, талантливые и способные специалисты стремятся реализовать себя в других сферах деятельности или в других зарубежных государствах. Они предпочитают трудиться в оснащённых современными техническими средствами учреждениях за достойную заработную плату, позволяющую понимать нужность выполняемой им работы. Эта ситуация влечёт за собой следующую беду- возникающие вакансии заполняются случайными. недостаточно подготовленными, а то и откровенно неграмотными работниками. Благодаря наличию такого состояния в среднем профессиональном и высшем образовании продолжается стагнация этого сектора образовательной сферы.

Большим тормозом образовании является «зарегулированность» образовательного процесса в системах высшего и среднего профессионального образования. Каждый обучающийся за время обучения в образовательном учреждении должен сдать определенное число зачётов и экзаменов, при этом не учитываются индивидуальные особенности обучаемого. Обучаемый, имеющий предрасположенность к гуманитарным наукам, обязан сдавать зачёты и экзамены по точным наукам, вместо углубленного изучения тех дисциплин, к которым у него имеется особенная предрасположенность. Благодаря такому положению в нашей образовательной системе, многие одарённые обучаемые не реализуют свой потенциал в различных отраслях науки и в сфере производства. Работа образовательных учреждений по типовым программам и методикам не способствует развитию науки и образования. Интеллектуальные способности обучаемого и оригинальность его мышления требуют использования индивидуальных программ обучения, но практика такого метода обучения отсутствует.

Со времени образования Российской Федерации,благодаря реформированию высшего и среднего профессионального образования страны, доступность образования в этих секторах образовательной сферы значительно возросла. Теперь любой выпускник средней школы может получить высшее или среднее профессиональное образование. Современные образовательные учреждения превратились в коммерческие организации, которые продают студентам образовательные услуги за плату. Проводимые многочисленные  опросы старшекурсников и выпускников таких учреждений показывают чрезвычайно низкий уровень или полное отсутствие знаний по специальности. Следовательно, одной из проблем среднего профессионального и высшего образования является коммерциализация образования. Не менее острой проблемой является отсутствие института профориентационной работы. Многие выпускники школ не имеют чёткого представления о своей будущей специальности. Некоторые из старшеклассников ориентируются на востребованные на данный момент специальности, но не учитывают перспективы работы по ней. Способствовать более полному представлению о будущей профессии могли бы тематические беседы, проводимые с использованием федеральных СМИ.  Большое влияние  на выбор профессиональной деятельности оказывают встречи с успешными людьми, которые являются специалистами в различных отраслях науки, искусства и производства.

Большой проблемой  является неучастие бизнеса в образовательном процессе. Большие и малые бизнес- структуры не готовят специалистов для своих производств, предпочитая использование на своих предприятиях выпускников государственных образовательных учреждений. Бизнес устранился от участия в научно-исследовательской  работе и опытно –конструкторских работах учебных заведений, хотя использует их достижения в своей практической деятельности. Государство, в результате  таких действий бизнес–сообщества несёт многомиллиардные потери.

Разрушение и ликвидация отдельных производственных отраслей экономики  страны привело к тому, что некоторые учебные заведения, особенно  периферийные, не имеют возможности организовать обучаемым качественное прохождение учебной, производственной и других видов практики. Поэтому сегодня почти каждый выпускник, имеющий отличные теоретические знания, не может использовать их в своей практической деятельности .На качестве практики сказывается и  падение уровня квалификации работников предприятий, осуществляющих тот или иной вид практики обучаемых. Исходя из вышеуказанных недостатков можно утверждать, что увеличение числа практик и количества часов на их прохождение не является панацеей для получения практикующего специалиста высокого качества. На рынке труда нынешней России существует огромная диспропорция заключающаяся в том, что не хватает специалистов определённой отрасли и переизбыток специалистов других ненужных, на данный момент, отраслей. Ещё больше обостряет ситуацию падение уровня качества образовательной подготовки и курсов повышения квалификации. Сейчас для хорошего трудоустройства необходимо иметь высшее образование, поэтому рынок труда перенасыщен специалистами с высшим образованием и существует дефицит  работников с профессиональным образованием.

Для решения проблем российского высшего и среднего профессионального образования, прежде всего, необходимо статус преподавателя подтвердить достойной заработной платой. Это приведёт  к здоровой конкуренции преподавательском сообществе, в результате в ВО и СПО будут работать наиболее квалифицированные специалисты. Сегодня России нужна образовательная система, оснащённая современными техническими средствами, технологиями и методиками преподавания. Выделяемые в настоящее время средства не позволяют модернизировать материально-техническую базу учебных заведений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки специалистов в результате снижается степень их подготовленности, особенно в части их практической подготовленности.

Показанные проблемы отечественной системы образования могут быть у спешно устранены, при совместных усилиях  власти  и общественности  образовательной отрасли страны.

 

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1.Смирнов // Высшее образование сегодня // Фундаментальное высшее образование; новые проблемы. № 3.2006. с.23–24

2. Миронов В. В. Модернизационные процессы в управлении образованием // Вестн. Рос.философ. о-ва. 2008. № 2. С. 51-59

Категория: 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 495 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика