Суббота, 11.05.2024, 15:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях

Проблемы модернизация системы среднего профессионального образования

УДК 377.5

проблемы Модернизация системы среднего профессионального образования

Е.М. Харькова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов на базе активного  содействия государства и внедрения инновационных методов обучения. Отмечается, что основной задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование.

В сфере среднего профессионального образования  лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста, как предприятий, так и страны в целом.

Задача подготовки специалистов на базе активного  содействия государства и внедрения инновационных методов обучения становится особенно актуальной.

Очень важным в настоящее время является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.  Государственная политика предусматривает опережающее развитие системы  среднего   профессионального   образования в соответствии с ростом потребности в специалистах  среднего  звена .  Заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Однако опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества  образования.

 Развитие среднего профессионального образования с учетом требований, тормозится отдельными проблемами: недостаточной результативностью управления учреждениями среднего профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями, устареванием материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики студентов; невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку кадров нужной квалификации; отсутствием пополнения  учебных заведений руководителями и преподавателями, обладающими опытом профессиональной деятельности на  современных предприятиях.

В результате эффективность подготовки  кадров в учебных заведениях СПО не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей, поэтому, с учетом отмеченных проблем, необходимо наметить основные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов:

1) обеспечение образовательных учреждений кадрами;

2) развитие учебно-материальной базы;

3) совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;

4) развитие социального партнерства с предприятиями.

Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как  практико-ориентированное обучение, является  его интеграция с производственной  сферой.

Изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют   изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями  разрабатываются и корректируются  набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и  программы подготовки студентов.

Федеральные государственные образовательные  стандарты  третьего поколения делает возможным   и необходимым  участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин учебных заведений  среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений,  привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.

Принимаемые мероприятия по модернизации среднего профессионального образования призваны решать  задачи по улучшению профессиональной подготовки молодежи и качественно ее изменить.

Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к  ним.

Качество  образования  – это, прежде всего, совокупность качеств составных частей всей образовательной системы.

Таким образом, в системе обеспечения качества  среднего   профессионального   образования  можно отметить следующие аспекты:

1) политика в области  среднего   профессионального   образования, направлена на повышение его качества;

2) установлены и признаны обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества  образования;

Введение федерального образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отражения интересов всех субъектов образования в условиях расширения академических свободу учебных заведений, формирования вариативности и гибкости процесса образования, увеличения требований к уровню образованности,  конкурентоспособности выпускников.

3) объективные условия, содействующие достижению заданного качества  образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры учебных заведений СПО;

4) инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;

5) механизмы и инструменты управления и самоуправления колледжами с позиций качества.

Качество деятельности учебного заведения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:

 – учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;

 – обеспечения кадрами;

 – инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.

В условиях модернизации российского образования, введения федерального образовательного стандарта третьего поколения имеет место значительное увеличение творческой активности преподавателей, методистов. Это ведет к совершенствованию методической работы,  росту качества подготовки специалистов.

В значительной мере преодолевается некоммуникабельность методической работы техникумов в пределах лишь системы СПО. Укрепляется взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального   образования  в решении актуальных учебно-методических проблем, в том числе в обеспечении преемственности содержания и форм организации учебного процесса, разработке сопряжённых учебных планов и учебных программ в рамках непрерывного  профессионального образования. Методические объединения преподавателей техникумов включаются в состав научно-методических советов вузов для совместной работы.

Работа  в Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева в условиях стандартизации образования подтверждает, что качественная реализация федеральных образовательных  стандартов третьего поколения  требует высокого профессионализма кадров. Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому  персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Достаточно много уделяется внимания самообразованию инженерно-педагогических кадров, особенно в сфере инновационных педагогических технологий, коллективных форм методической работы, таких, как научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы  профессионального  мастерства, постоянно действующие семинары по вопросам современной педагогики и психологии.

В целях повышения  качественного уровня инженерно-педагогических кадров, прежде всего, надо поменять отношение общества, государства к педагогу, к оплате его труда и социальному положению, дать гарантии достойного уровня жизни и адекватные условия для педагогической деятельности.

Необходимо также изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. Реализация назначенных целей и задач по повышению качества  образования  невыполнима без создания и использования инновационных технологий, изменяющих  роль преподавателя в учебном процессе. Если раньше он был  носителем знания, то сейчас превращается  в консультанта, организатора деятельности студента – активного субъекта учебного процесса. При этом  важное значение при подготовке специалистов имеет уровень психолого-педагогической компетентности. Он  связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести, диагностировать и корректировать учебно-воспитательного процесс.

В этом отношении большое значение имеет систематическое повышение квалификации преподавателей. Первостепенными задачами, которые стоят сегодня перед системой СПО, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё образование недостаточным.

Управление качеством в рамках СПО направлено на реализацию единой государственной политики в области  образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении  образования, соответствующего требованиям, установленным государственными образовательными стандартами.

Сотрудники Ливенского филиала считают, что усилия инженерно-педагогических коллектива следует сосредоточить на следующих задачах:

1) создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнёров в решении  проблем  среднего профессионального образования;

2) выработка механизма осуществления контрактной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях СПО на основе целевого заказа;

3) совершенствование договорной производственной (профессиональной) практики между работодателями и учебными заведениями;

4) разработка механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального  образования;

5) реализация программ обучения, соединяющих различные формы обучения с непрерывными стажировками на предприятиях;

6) разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей;

7) разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.

Формирование и развитие современных систем управления качеством образования выступает центральной задачей. Такие системы способны обеспечить руководителей информацией  о состоянии разных сторон деятельности учебного заведения. Такая информация необходима для избрания оптимальной схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям, как в  текущей  деятельности, так и в  перспективном развитии образовательного учреждения, действующего в непрерывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2011.-272с.

2. Модернизация  профессионального образования [Электронный ресурс]:  http://www.vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_ obrazovanii_506/perechen_specialnostey_srednego_obrazovania_557/Modernizaciya_professionalnogo_obrazovaniya_792/index.htm

3.Формы организации процесса обучения: традиции и новации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100140/index.html.

4. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного  [Электронный ресурс]:  http://edu.rosuprava.ru/tezis/450

5. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

 

Категория: 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях | Добавил: Tupikin (13.12.2017)
Просмотров: 2540 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика