Воскресенье, 28.04.2024, 08:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Обеспечение качества профессионального образования » 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях

О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

УДК

О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Е.А. Колякина, зам. директора по УМР, канд. социол. наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены общие направления социального партнерства филиала с основными стратегическими партнерами – предприятиями.

Одной из приоритетных стратегических задач развития профессионального образования в Российской Федерации на сегодняшний день является переход к инновационным моделям подготовки специалистов. Еще в 2013 году в обращении Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию РФ (выступление от 12.12.2013г.) отражена необходимость глубокой проработки аспектов сбалансированного развития страны, включая и сферу образования: «Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся» [1].

Одним из эффективных инструментов интеграции образования и рынка труда является создание базовых кафедр профессиональных образовательных организаций на предприятиях. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, находящаяся не в вузе, а на предприятии, создаваемая для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

Правовой основой создания базовых кафедр является, прежде всего, Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Законом введено понятие «сетевое взаимодействие», дающее возможность профессиональным образовательным организациям создавать базовые кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Нормативно-правовая база организации работы базовых кафедр зафиксирована в следующих документах:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No159 от 6 марта 2013г. «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность» [3];

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No160 от 6 марта 2013г. «Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность» [4];

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No958 от 14 августа 2013г. «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» [5].

 «Первопроходцем» создания базовых кафедр в Орловской области стал  первый опорный университет – ОГУ им. И.С. Тургенева. Сегодня в университете базовые кафедры создаются в целях развития образовательного процесса и привлечения к преподаванию исследователей, а также специалистов, которые могут не иметь ученой степени и стажа научно-педагогической деятельности, но обладают достаточным практическим опытом по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательной организации. Кафедры ориентируются на практическую подготовку обучающихся по соответствующей образовательной программе путем реализации части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности в интересах предприятия - стратегического партнера вуза через реализацию образовательных программ бакалавриата.

Согласно вышеперечисленным документам базовая кафедра выполняет следующие основные функции:

1 Организует и проводит авторские учебные курсы,  мастер-классы,  групповые и индивидуальные консультации со студентами.

2 Разрабатывает новые учебные программы и учебно-методические материалы.

3 Участвует в работе Государственных экзаменационных комиссий.

4 Проводит мероприятия по профессиональной ориентации студентов.

5 Организует прохождение практики студентами в профильных организациях.

6 Привлекает студентов, аспирантов и преподавателей к реализации научно-исследовательских и прикладных аналитических проектов.

7 Организует научные семинары, круглые столы и конференции.

Многолетний опыт социального партнерства Ливенского филиала с ведущими предприятиями города показывает, что все направления деятельности базовых кафедр реализуются во взаимодействии с предприятием АО «ГМС Ливгидромаш». Общие направления социального партнерства филиала с основными стратегическими партнерами – предприятиями отражены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Общие направления социального партнерства филиала с основными стратегическими партнерами – предприятиями

 

Проводится аудит образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Сотрудники предприятия участвуют в учебном процессе, выполняют учебную нагрузку по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, среднего профессионального образования по специальности Технология машиностроения, выступают в качестве рецензентов дипломных проектов, руководителей производственной практики от предприятия. В их числе - к.т.н., ведущий конструктор проекта Тарасов Д.Е., к.э.н. Далинчук Н.С.- начальник отдела по работе с дилерами, Бабичева М.Д. -инженер-конструктор отдела №10 НТЦ, Кудинова В.А., Иванилова Г.Д. - инженеры-конструкторы отдела №7 НТЦ,  Шолохов Д.Н. - инженер-конструктор отдела электроники, автоматизации и электропривода.

Управляющий директор по научно-исследовательской работе -руководитель НТЦ Мишин Ю.М. в течение последних 11 лет является председателем ГЭК по специальности Технология машиностроения.

По ряду специальных дисциплин - «Оборудование машиностроительного производства», «Технологическая оснастка», «Автоматизация производственных процесс в машиностроении», «Технология машиностроения», «Метрология, стандартизация и сертификация» - при подготовке бакалавров и специалистов предоставляется лабораторная база для проведения лабораторных работ, профессиографических экскурсий.

В среднем на календарный год с предприятием заключается более 10 договоров на проведение всех видов практики для студентов высшего и среднего профессионального образования. В текущем 2017-2018 учебном году 65 студентов филиала будет направлено на предприятие для получения практических навыков под руководством опытных наставников.

За последние 5 лет осуществлена подготовка 22 специалистов по запросу и за счет средств предприятия.

Предоставляется лабораторная база для проведения совместных научно-исследовательских работ. Совместно с Ливенским филиалом выполнены научно-исследовательские работы «Прогнозирование себестоимости насосной продукции с использованием эконометрических моделей», «Шестеренные насосы с новыми видами подшипников скольжения». Результаты работы внедрены в практическую деятельность АО «ГМС Ливгидромаш», что подтверждено актами внедрения.

На базе предприятия 6 выпускников и преподавателей Ливенского филиала выполнили и в последующем успешно защитили диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Социальное партнерство с АО «Ливгидромаш» за последние два года вышло на новый уровень. Управляющий директор АО «ГМС Ливгидромаш» Дворядкин А.Ф. поддержал инициативу проведения в городе на базе учебно-производственных мастерских  Ливенского филиала отборочного тура регионального чемпионата конкурса профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Орловской области по компетенции «Токарные работы на универсальных станках». Победители городского конкурса представляли филиал на региональном чемпионате в феврале 2017 года и стали победителями по данной компетенции.

Ливенский филиал является основным источником кадровых ресурсов для АО «ГМС Ливгидромаш». В числе выпускников Ливенского филиала - Катасонов Р.Г. – заместитель руководителя НТЦ, Евстифеев В.А.- начальник отдела нефтегазового оборудования, Пухленкин A.И. - начальник планово-экономического отдела, Такмаков О.И. – заместитель директора по маркетингу и продажам - начальник отдела промышленного оборудования и энергетики, Тарасов Д.Е. – главный конструктор проекта, Далинчук Н.С.- к.э.н., начальник отдела по работе с дилерами, Мосалов А.А.- начальник производства крупных насосов – начальник механосборочного цеха №9  и др.

Отлажена практика трудоустройства студентов Ливенского филиала на неполный рабочий день. Так, на сегодняшний день в отделах НТЦ трудятся  12 студентов 3-4 курсов высшего и среднего профессионального образования. Всего на предприятии трудится 841 выпускник филиала.

Ливенский филиал в полной мере располагает всем спектром ресурсов, необходимых для решения амбициозных задач по развитию профессионально-технического образования, изложенным в Программе развития Орловской области на 2014-2024 годы: «…не только сберечь, но и модернизировать систему подготовки рабочих высокой квалификации. При этом современные средние специальные образовательные учреждения при поддержке областной и федеральной власти должны стремиться отвечать новым реалиям и требованиям при подготовке специалистов, учитывать развитие информационных технологий, появление новых средств производства, не догонять, а опережать научно-технический прогресс на наших предприятиях» [6].

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Послание Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию РФ (выступление от 12.12.2013г.)

2 Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No159 от 6 марта 2013г. «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность»

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No160 от 6 марта 2013г. «Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность»

5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No958 от 14 августа 2013г. «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы»

6 Программа развития Орловской области на 2014-2024 годы

Категория: 1. Проблемы модернизации СПО и ВО в современных условиях | Добавил: Tupikin (16.12.2017)
Просмотров: 451 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика