Воскресенье, 19.05.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональной ОО на современном этапе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.013

 

 

Джавадов Абульфат Калвалы-оглы,

доктор биологических наук, доцент,

Мценский филиал ОГУ им. Тургенева,

Россия, Мценск

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные понятия, которые используются в теории воспитания, где исследуются проблемы организации воспитательного процесса. Изложены полные определения этих понятий и краткая их характеристика.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс,  воспитательная ситуация, воспитательное воздействие, воспитательное  отношение, воспитательное мероприятие, воспитательная система, воспитательная  деятельность.

Dzhavadov Abulfat,

doctor of biological. Sciences,

associate Professor,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,
Russia, Mtsensk

BASIC CONCEPTS IN UPBRINGING THEORY

Abstract: this article discusses the basic concepts that are used in the theory of education, where the problems of organizing the educational process are investigated. The full definitions of these concepts and their brief description are presented.
Key words: education, educational process, educational situation, educational impact, educational attitude, educational event, educational system, educational activity.

 

 

 

Благодаря воспитанию создаются благоприятные условия для разностороннего развития личности, становится возможным разрешение противоречий и трудностей, которыми сопровождается процесс личностного развития, происходит формирование конкретных психических новообразований, обусловленных возрастом и индивидуальными особенностями личности.

Существуют следующие основные понятия, которые используются в теории воспитания.

Воспитательный процесс  – это  процесс, в котором в соответствии с целями и задачами, совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности».

Понятие «воспитательный процесс» идентично понятию «воспитание в узком смысле слова», так как предполагает сознательно организованные, преднамеренные действия воспитателя, направленные на развитие и формирование личности.

Воспитательная ситуация  - «есть нечто большее, чем следующие друг за другом воспитательные мероприятия. Это состояние процесса воспитания в какие-то моменты  педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемых  в  определенных отрезках времени в конкретных объективных и субъективных условиях. Она является фазой входе процесса воспитания и выполняет в нем специфическую функцию».

В современной  педагогике (в  астности, позиция Б.А. Битинас – Литва, 1984) сложилось представление о воспитательном процессе «как взаимосвязанной цепи развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. В основе воспитательного процесса – развивающаяся воспитательная ситуация, где развивается и воспитывается и воспитанник, и сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанником».

Воспитательное воздействие (влияние) - действия воспитателя,  обусловливающие процесс развития и формирования  личности воспитанника, содействующие его благоприятному осуществлению.

Современный взгляд педагогов и психологов на понятие «воспитательное  воздействие» исходит из следующего положения: в основе воспитательного воздействия взрослого лежит его взаимодействие с воспитанниками.

Современная  педагогика  (в  частности, мнение В.А. Сластенина, 1984) исходит из того, «что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений».

Воспитательные  отношения - «есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения». Воспитательные отношения – это обмен человеческим опытом, его передача, усвоение, использование. Педагогами выделяются отношения, в которые могут быть включены самые разнообразные средства: техника, искусство, природа и т.д. На сновании этого проявляются различные типы воспитательных отношений: «человек – человек», «человек - книга – человек», «человек – природа – человек», человек – техника – человек», «человек – искусство – человек» и т.д.

Очень важным является вопрос о структуре воспитательных отношений. В нее могут входить два субъекта и объект. В качестве субъектов  воспитательных отношений могут быть воспитатель и его воспитанник, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители. Такие отношения в  педагогике  называют субъект - субъектные отношения. Однако когда в общении между воспитанниками и воспитателями используются какие-либо материализованные средства – объекты (книга, природа и т.д.), то такие отношения принято называть субъект - объектными отношениями.

Воспитательное мероприятие,  наверное, можно сказать, что это есть каждая отдельная форма воспитательной системы, например, беседа, турпоход, посещение театра, школьный праздник и т.д., однако,  если  в школе не создана воспитательная система,  и воспитательный процесс  представляет собой «серию» мероприятий, то трудно ожидать достижения поставленных целей. Современный взгляд на организацию воспитательного процесса предполагает, во-первых, создание воспитательной системы, во-вторых, перевод так называемой «педагогики мероприятий» на уровень «педагогики отношений».

Воспитательная система школы – это единство системы дидактической и систем воспитательной работы, которая включает: «комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности; а также ту часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей»

Само понятие «система» предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность отдельных форм и методов воспитания в достижении поставленных целей. Это придает смысл и четкую направленность деятельности каждого педагога.

Воспитательная деятельность-деятельность воспитателя по организации и реализации целей воспитательного процесса; осуществляется во взаимодействии воспитателя с воспитанниками (складываются воспитательные отношения) в целях их развития и формирования;  проявляется в создании воспитательных ситуаций; выступает как элемент воспитательной системы.

Таким образом, существует ряд основные понятия, которые используются в теории воспитания, где исследуются проблемы организации воспитательного процесса.

 

 

Список литературы:

 

 

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2009.-192с

Подласый, И. П.  Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для академического бакалавриата / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 404 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7478-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/392399 (дата обращения: 17.11.2020).

3. Ситаров, В. А.  Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425332 (дата обращения: 17.11.2020).

Категория: 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональной ОО на современном этапе. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 185 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика