Суббота, 18.05.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональной ОО на современном этапе.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ГРУППАХ СПО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

УДК 908:377.1

 

Мурских Лариса Викторовна,

преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, г. Ливны

 

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ГРУППАХ СПО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

Аннотация: в статье рассматривается роль краеведческого компонента в формировании общих компетенций, обозначенных в ФГОС для технических специальностей СПО

Ключевые слова: краеведение, компетенции, ФГОС, СПО

 

 

Murckih Larisa Viktorovna

teacher,

Livensky branch of OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Livny

 

LOCAL HISTORY COMPONENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE BUDGET IN GROUPS OF TECHNICAL SPOS

 

Abstract: the article considers the role of the local history component in the formation of General competencies designated in the Federal state educational standard for technical specialties of secondary vocational schools

Key word: local history, competence, FSES, SPO

 

Краеведение вносит в

окружение человека

высокую степень духовности,

без которой человек не может

осмысленно существовать.

Д. С. Лихачев

 

 

Патриотическое воспитание во все времена являлось неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. И сегодня, в условиях освоения стандартов третьего поколения оно не теряет своей актуальности.

В ФГОС СПО для технических специальностей записано, что образовательное учреждение обязано формировать социокультурную среду, создавать условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

Таким образом, согласно стандартам основной целью образования является не только предметный, но и личностный результат. И в этом контексте краеведческий компонент может стать эффективным средством реализации требований ФГОС, так как имеет большой потенциал для развития личности студента.

Под общей компетенции ОК-6 понимается, что студент должен «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей». К данной компетенции краеведческий компонент имеет самое непосредственное отношение. Ведь патриотическое воспитание всегда являлось главной целью краеведческой работы.

В Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева краеведческая работа ведется в рамках студенческого клуба «Родник», который действует с 1997 г. и является добровольным объединением студентов. Вся деятельность клуба направлена на воспитание молодежи в духе патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине.

За годы его деятельности накоплен большой объем знаний и опыта по патриотическому воспитанию студенческой молодежи, которые могут «способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса».

В рамках краеведческого клуба «Родник» проводится значительное число мероприятий патриотического характера. Активисты клуба ежегодно участвуют в митингах: 25 декабря – в день освобождения г. Ливны от немецко-фашистских захватчиков; 15 февраля – в день вывода советских войск из Афганистана, 8 мая – в городской героико-патриотической акции «Свеча памяти», 9 мая – в митинге по случаю празднования Дня Победы, проведении акции «Наследники победы победителям». Этим памятным датам посвящено немало внеаудиторных мероприятий.

 


Участниками Клуба совершаются экскурсии по памятным местам. Ребята побывали на Высоте Огурец (с. Волово Липецкой области, 2013г.), Прохоровском поле (Белгородская область, 2015г.), музее Курской битвы (п. Поныри Курской области, 2020г.). Ежегодно участвуют в военно-патриотическом конкурсе «Победа ради будущего».

 

Такие мероприятия напрямую способствуют расширению кругозора и формированию познавательного интереса, укрепляют духовно-патриотическое воспитание молодежи, на конкретных примерах формируют интерес к истории своей страны и способствуют более ответственному подходу к исполнению своих воинских обязанностей.

Осознать значимость своей будущей профессии студентам, обучающимся по техническим специальностям, помогает изучение жизни и деятельности знаменитых земляков: Р.В. Хохлова (физика, основоположника нелинейной оптики, с 1973 по 1977 гг. – ректора МГУ), А.Г. Шипунова (конструктора оружия, академика Российской академии наук, доктора технических наук.), заслуженных деятелей науки и техники братьев Белоцерковских и других. В филиале ежегодно проводятся Шипуновские чтения, майские чтения Рема Хохлова. Эти люди своим личным примером доказали, что науку делают не только столичные ученые, но и выходцы из глубокой провинции. Главное любить свое дело и много трудиться для его осуществления.

Важным направлением работы клуба является организация встреч с известными земляками, местными краеведами, поэтами и писателями. Например, в 2009 году была проведена встреча-конференция, посвященная гениальному конструктору современности, земляку Аркадию Георгиевичу Шипунову. Студенты инженерно-технического факультета встретились с автором книги о Шипунове Владимиром Николаевичем Коровиным. На конференции присутствовал зам. главного инженера Тульского ГУП «КБП» А.В. Морозов, который рассказал об Аркадии Шипунове, его личных качествах и трудовой деятельности. Студенты поделились своими впечатлениями о прочитанной книге.

 


Клуб постоянно проводит презентации книжных новинок. Так, в 2008 г. была организована встреча-презентация с ливенским поэтом Николаем Проваловым, в 2009 г. состоялась презентация книги «Маршал Советского Союза Георгий Жуков: исследования жизни  деятельности», в 2014 г. студенты встретились с историком-архивистом, автором книги «Ливенский край. Родословие города и района» М.Я. Строевым.

 

Изучая жизнь замечательных людей своего края, краеведение помогает воспитать у студентов чувство уважения и гордость за успехи и достижения земляков, формирует «осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей».

Краеведческий компонент может быть реализован и при формировании других общекультурных компетенций – ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, хотя напрямую они не связаны с проявлением гражданско-патриотической позиции.

Так, согласно компетенции ОК-1, студент должен уметь «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам». Ее дополняет компетенция ОК-2 – «Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности».

Реализовывать первую и вторую компетенции помогает участие студентов в научно-исследовательской работе. Краеведение дает большие возможности для исследовательской деятельности по изучению истории родного края. В деятельности клуба научно-исследовательская работа занимает одно из основных направлений. Она ведется систематически и охватывает большой круг краеведческих проблем. Ежегодно участники клуба представляют свои результаты на внутривузовских, региональных и международных конференциях.

 



Конечно, исследование истории родного края не является обязательным при подготовке специалистов технического профиля. Но здесь главное не в теме исследования, а в том, что исследования по краеведению помогают сформировать навыки исследовательской работы, и как записано в стандарте, позволяет научить студента «организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации…».

 

Реализовать компетенцию ОК-2 позволяет и поисковая работа по сбору материалов о знаменитых людях нашего края, внесших значительный вклад в историю и культуру России. Так, был собран материал о жизни и деятельности Н.Н. Поликарпова, братьях Белоцерковских, Р.В. Хохлове, А.Г. Шипунове, Л.М. Рошале и других прославленных земляках. Итогом проделанной работы стала организация выставки под названием «Имена, прославившие Ливенский край», которую смогли посетить студенты, преподаватели и гости филиала. 

Участвует краеведческий материал и в реализации компетенции ОК-3, при овладении которой студентам следует научиться самостоятельно планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Как отмечено в уставе клуба «Родник», он является добровольным объединением студентов по интересам. Клуб не предполагает проведение ни лекционных, ни семинарских занятий. Вся его деятельность основана на самостоятельном постижении истории родного края. И здесь мы имеем большие возможности для развития самообразования, ведь краеведение - это большой запас самых разнообразных знаний: исторических, географических, культурных, религиозных. Краеведение представляет собой своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному. Изучив историю родного края, легче познавать историю всей страны и мира в целом.

Согласно компетенции ОК-4 от обучающихся требуется умение работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Эта компетенция в краеведческой практике хорошо формируются в процессе проектной деятельности. Работа над проектом это масштабная работа, требующая слаженных действий всех членов команды. Краеведческий клуб «Родник» имеет богатый опыт в подготовке и реализации проектов. Среди них: «Ливенский край в годы война», «Знаменитые актеры Ливенского края», «Традиции благотворительности в Ливенском крае», «Выдающиеся русские ученые в области медицины - уроженцы Ливенской земли» и др.

В настоящее время студенты-активисты клуба ведут работу над проектом «Ваш подвиг бессмертен», целью которого является сбор информации об истории мемориалов славы и братских захоронений на Ливенской земле. В этом общем деле все члены клуба поделены на команды. Одна команда собирает информацию о братских захоронениях, другая – о мемориалах славы, третья – проводит опрос среди студенческой молодежи на знание памятных мест Ливенского края, четвертая – готовит в печать фотобуклеты.

Работая в коллективе и команде, студенты учатся эффективно взаимодействовать между собой, выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, вести диалог, применяя исторические знания.

Особого подъема командный дух достигает во время проведения соревновательных мероприятий: квестов, викторин. Так, в 2019г. была проведена викторина «Познай свой край», где студенты работали в командах, каждая из которых старалась правильно выполнить задание и занять призовое место.

 


В сентябре 2020г. актив клуба «Родник» участвовал во Всероссийском молодежном историческом квесте «Дальневосточная победа», где ребята с успехом прошли все этапы и заняли 1 место.

Таким образом, краеведческий компонент может стать эффективным звеном в образовательной, воспитательной системе учебного заведения. Он имеет богатый потенциал в развитии как предметных, так и личностных качеств личности. А значит является важным фактором формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся.

 

 

Список литературы:

 

1. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография / Г.И. Веденеева. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 392 c. — URL: http://www.iprbookshop.ru/35247.html (дата обращения: 7.12.2020)

2. Историческое краеведение: учебное пособие / под ред. профессора Корнилова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 240с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» : приказ Минобрнауки от 09.12.2016 г. № 1553 : зарегистрирован Минюстом РФ от 26 декабря 2016 г. № 44938 //  Федеральные государственные образовательные стандарты: сайт. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 08.12.2020).

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: 7. Теория и практика воспитательной работы в профессиональной ОО на современном этапе. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 264 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика