Суббота, 18.05.2024, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК 303.01.74

 

Козичева Марина Александровна,

кандидат технических наук,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Карачев

 

Ларичев Александр Александрович,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Карачев

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация: В этой статье рассмотрены периоды становления, развития и распространения метода проектов. Выполнен анализ этапов становления проектной деятельности. Рассмотрены идеи гуманистического подхода к образованию, предложенные известным учёным в области педагогики и психологии Дж. Дьюи.

Ключевые слова: метод проектов; история; культура; психология; педагогика; предпосылка; гуманистический подход к образованию; информационные технологии в образовании

 

 

Kozicheva Marina,

Candidate of Science,

Karachev branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Karachev

 

Larichev Alexander,

Karachev branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Karachev

 

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROJECT LEARNING

 

Abstract: In this article is considered the periods of origin, development and spreading the method of projects. The stages of project activity are making. Is considered the ideas of humanistic approach to the education, which is be offer favorite scientific in the fields of pedagogy and psychology Dj. Djuy. Describes the goals of project-based learning and forms of design work. Presents a generic scheme of implementation of design works of students of secondary professional education.

Key words: method of projects; history; culture; psychology; pedagogy; premise; humanistic approach to the education; information technologies in the education

 

Введение. Актуальность проблемы и цель работы

Современное образование переживает время реформ. В настоящее время актуальна проблема не столько приобретения конкретных навыков, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике [1-3].

 Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла нас к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому студенту раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

Основное направление образования в современном учебном заведении среднего профессионального образования – адаптация студента к жизни в современном обществе, становление личности студента в учебной и профессиональной деятельности. И в сегодняшнем меняющемся пространстве невозможно обойтись без образования, которое отвечало бы запросам каждого в соответствии с его возможностями.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей» [4].

В настоящее время принцип деятельностного подхода  в образовании становится ведущим, и практика  требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Особое место  в современном  обучении  отводится проектной деятельности учащихся.

Проектная форма деятельности студентов – есть система учебно-познавательных, познавательных действий обучающихся, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проектный метод имеет в виду систему действий преподавателя и студентов по разработке проекта. Целью данной работы является разработка схемы реализации проектного обучения в условиях профессиональной подготовки студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

Ретроспектива периодов становления метода проектов

Исторические исследования указывают на то, что метод проектов возник в архитектурных мастерских Италии еще в XVI-XVII веках. Проективная активность сознания личности, по мнению философов, носит врожденный характер. Как особый вид психического процесса, проектирование основано на природном умении человека мысленно создавать различные модели, впоследствии материализованные и воплощенные в жизнь. Идеология и хронология преемственности развития проектной деятельности в мировой практике определяется особенностями исторических и социально-экономических перемен. Периоды становления, развития и распространения метода проектов можно разделить на семь этапов (рисунок 1).

Первый этап (1590-1765 гг.) характеризуется началом проектной деятельности в архитектурных школах-мастерских Европы, что явилось результатом разделения труда между теми, кто обязан был представить проект в той или иной знаковой форме и теми, кто отвечал за его осуществление на практике. Непосредственному включению исполнителей в проект предшествовала серьезная предпроектная работа руководителя, которому предстояла проведение поиска темы для проектного задания и её формализованного представления (чертеж, расчет, макет, описание). Важным было уже на предпроектном этапе получить как можно более полную картину планируемого объекта. Дифференциация проектных функций осуществлялась в зависимости от мастерства и профессионализма участников проектирования.

Второй этап (1765-1880 гг.) – использование проектов в качестве метода обучения в педагогической практике, создание которых является результатом интеграции различных областей науки и практики. По мере развития педагогического сознания проектирование, под которым понималось уже специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по созданию конечного продукта, состоящего из объекта труда и его представления в рамках устной или письменной формы, из социально-общественной области переместилось в практико-ориентированную педагогическую сферу.

Рисунок 1 - Этапы становления проектной деятельности

Третий этап (1880-1915 гг.) – формирование системного проектирования объектов, применение в производственном обучении и в общеобразовательных школах. Проект в контексте производственного обучения считалось результативной деятельностью, совершаемой в специально организованных (производственных, лабораторных) условиях. Проектное обучение отличалось от проблемного тем, что деятельность учащихся имела характер проектирования, подразумевающего получение конкретного практического результата и его публичного предъявления. Именно в этот период метод проектов был впервые внедрен в российскую систему образования (1905 г.) С.Т. Шацким. В послереволюционный период он довольно широко применялся в школах по личной инициативе Н. К. Крупской. Однако, не будучи педагогически осмысленым учителями, он очень быстро выродился в так называемый бригадный метод.

Четвёртый этап (1915-1955 гг.) – переосмысление метода проектов в процессе крупных социокультурных изменений, вызванных научно-технической революцией. Возникнув в педагогической науке как одна из форм организации исследовательской деятельности, он вобрал в себя экспериментальное, эвристическое, эмпирическое, исследовательское и научное начала. В основу проектного метода обучения были положены идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи. Теория Дьюи послужила основой для научно-педагогических разработок известных американских педагогов У. Килпатрика и Э. Коллингса.

Как специфическая форма педагогической деятельности в 1925 г., после появления перевода книги В. X. Килпатрика «Метод проектов», научно-педагогическое проектирование получило широкое распространение в России. На рубеже XIX и XX вв. в отечественной методике начальной математики и естествознания формируется новый подход, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту преподавания. Однако, постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. он был осужден и не использовался практически на протяжении всего советского периода.

Пятый этап (1955-1985 гг.) – период международного распространения: связан с попытками выявления психологических и психофизиологических механизмов деятельности проектировщика. Научные дискуссии середины XX в. касались проблем проектирования как общего способа развития социально-экономической сферы. В этот период была разработана концепция «целостного проектирования», наиболее ясное представление, о которой даёт сборник теоретических и методологических трудов по теории дизайна (авторов О.И. Генисаретский, И.Л.Глазычев, В.Я. Дубровский, Дж. Дьюи, К.М.Кантор, В.Х. Килпатрик, Г.П.Щедровицкий и др.) [4]. Основой концепции послужило сформулированное в соответствии с системно-деятельностным подходом представление о проектировании как одном из видов социальной деятельности. Учёные пришли к выводу о его всеобщем, целостном характере.

Шестой этап (1985-2002 гг.) – новое «открытие» технологии проектирования, механизмы функционирования и деятельности которой рассматриваются преимущественно с позиций теории получения и переработки информации.

Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время. В современной педагогике проектное обучение, аккумулировав в себе все позитивные стороны, можно реализовать уже не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Из этого следует, что учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

По мере развития профессионально-педагогического сознания, проектирование из области педагогической практики трансформировалось в теоретическую сферу. Экспериментальная проба и реконструкция достижений в области познания способствуют развитию способности к рациональному, планово-проектному обоснованию действий, которое предваряется игрой проектного воображения [1]. Путь к научной системе требует экспериментального опыта и объяснения себе этого опыта, свободы в целеполагании и выборе средств.

Метод проектов в американской системе образования понимается очень широко. Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся. Важно одно: чтобы создался интерес и увлечение у детей, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале. Тогда сама цельность и непосредственность занятий даже у детей младших групп стимулируют настойчивость и энергию всей школьной группы [3].

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию и метод проектов, предложенные Дж. Дьюи в XX, приобрели большую популярность. Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Школу он рассматривал как место, где ребенка учат жить в окружающем мире, совместно работать со сверстниками и взрослыми людьми, тем самым приобретая необходимые знания. Обучение при этом должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы, способности, склонности и потребности. Основным способом обучения становится исследование окружающей жизни, окружающего мира в проектной форме. [2].

Понятие проектирования в отечественной педагогической науке широко использовал также А.С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления. Речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника.

В 70-е гг. XX в. терминологический аппарат российской педагогики пополняется понятиями «педагогическое проектирование», «проектировочная деятельность учителя», «педагогический проект».

Во второй половине 90-х гг. прошлого столетия, в связи с развитием идей стандартизации образования, применение проектной деятельности к педагогической теории и практике особенно активизировалось.

Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых компьютерных информационно-коммуникационных технологий [5, 6].

Постепенно идеи проектирования распространяются на уровень педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения, предполагаемых результатов личностно-ориентированного развития. Можно сказать, что на наших глазах формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования. Проектирование становится для педагогики специфическим способом проблемного, развивающего, опережающего обучения. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.

В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве, приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с информацией, причем на разных носителях. Обращение к методу проектов в наше время связано, прежде всего, с тем, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. Поэтому в реальной педагогической практике проектом называют самые разные виды деятельности.

 

Список литературы:

 

1 Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: Сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии; под ред. В.В. Гузеева. – М.: Педагогика, 2014. – 402 с.

2 Педагогический энциклопедический словарь [Текст]  / Под ред. В.А. Болотова, Л.С. Глебовой.  – М.: Педагогика, 2008. – 528 с.

3 Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Педагогика, 2010. – 279 с.

4 Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Учебное пособие. – Ч. 2. – Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. – 128 с.

5 Вербицкий, А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Педагогика, 2016. – 287 с.

6 Ломакин, А.В. Технология проектного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Ломакин. – Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm.

 

 

 

 

 

Категория: 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика