Суббота, 18.05.2024, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 303.01

 

Козичева Марина Александровна,

кандидат технических наук,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Карачев

 

Ларичев Александр Александрович,

Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Карачев

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: В этой статье рассмотрены цели проектного обучения и формы проектной работы. Представлена типовая схема реализации проектной работы студентов среднего профессионального образования.

Ключевые слова: метод проектов; история; культура; психология; педагогика; предпосылка; гуманистический подход к образованию; информационные технологии в образовании

 

 

Kozicheva Marina,

сandidate of Science,

Karachev branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Karachev

 

Larichev Alexander,

Karachev branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Karachev

 

IMPLEMENTATION OF PROJECT WORK OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Abstract: In this article is considered the periods of origin, development and spreading the method of projects. The stages of project activity are making. Is considered the ideas of humanistic approach to the education, which is be offer favorite scientific in the fields of pedagogy and psychology Dj. Djuy. Describes the goals of project-based learning and forms of design work. Presents a generic scheme of implementation of design works of students of secondary professional education.

Key words: method of projects; history; culture; psychology; pedagogy; premise; humanistic approach to the education; information technologies in the education

 

Введение. Цель проектного обучения и формы проектной работы.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты имели бы возможности [2, 5]:

1) самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разнообразных источников информации, включая современные источники;

2) учиться пользоваться приобретёнными знаниями для решения поставленных перед ними познавательных и профессиональных задач;

3) приобретать необходимые в будущей профессиональной деятельности коммуникативные умения, работая в различных проектных командах;

4) развивать свои исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа результатов эксперимента, построения гипотез, обобщения и формулирования теории);

5) развивать системное мышление.

Использование в учебном процессе проектной образовательной технологии открывает перед преподавателями принципиально новые возможности:

1) развитие познавательной способности студентов, их исследовательских умений (наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать);

2) развитие аналитического мышления;

3) повышение личной уверенности у каждого участника проектной деятельности;

4) развитие у студентов «командного духа», «чувство локтя», т.е. таких качеств, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

Критериями оценки качества выполнения проектов студентами является достижение цели проекта и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение [6, 7].

Презентация проектов может проходить в разной форме:  видеофильм,  журнальный репортаж, альбом с кратким текстом, рисунками, фотографиями,  научно-практическая конференция и т.д. Возможные формы проектной работы показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 - Возможные формы проектной работы

 

Проектную деятельность мы рассматривает как модель будущей профессиональной и социальной деятельности. Знакомим студентов со всеми разновидностями профессиональной деятельности, даём возможность испытать свои силы в любом направлении. Это позволяет оптимизировать и индивидуализировать образовательный процесс. Под позитивным характером социализации понимается не «встраивание» человека под существующий мир, а развитие характера студента в творческую и социально ответственную личность.

 

Типовая схема реализации проектной работы студентов

С целью практической реализации проектной работы студентов нами разработана типовая схема, которая может быть использована для любой учебной дисциплины. Данная схема представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Типовая схема реализации проектной работы студентов

Стадии

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Этап 1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проектов

Отбирает возможные темы и предлагает их студентам.

Обсуждают и принимают общее решение по теме.

Предлагает студентам совместно отобрать тему проекта.

Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Участвует в обсуждении тем, предложенных студентами.

Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2 Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает студентам для выбора.

Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую.

Принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта.

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3 Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые коллективы – проектные команды.

1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы.

Заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные студенты принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением внутри группы студентов.

1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении.

В группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности по учебным дисциплинам.

Этап 2. Разработка проекта

2 Разработка проекта.

Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.

Осуществляют поисковую деятельность

Этап 3. Оформление результатов проекта

3. Оформление результатов проекта.

Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.

Вначале по проектным командам, а потом во взаимодействии с другими командами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

Этап 4. Изготовление изделия по проектному заданию

4 Работа над изготовлением изделия в соответствии с проектным заданием.

Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.

По группам или индивидуально изготавливают изделие, используя знания, умения и навыки, полученные на аудиторных занятиях.

Этап 5. Презентация проекта

5 Презентация проекта.

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших курсов, работодателей или представителей других учебных заведений одинакового профиля).

Докладывают о результатах своей работы.

Этап 6. Рефлексия

6 Рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Выводы.

Предложенная типовая схема реализации проектной работы студентов при освоении учебных дисциплин профессионального цикла позволяет внедрить метод проектов в процесс реализации образовательных программ среднего профессионального образования, что, в свою очередь, может обеспечить повышение качества практических навыков, формируемых у студентов в процессе обучения. При этом необходимо отметить, что практическая реализация метода проектов в образовательных программах среднего профессионального образования должна проходить с учётом обязательного выполнения планов теоретического обучения; в противном случае метод проектов может не только не оказаться полезным, а даже принести вред, так как студенты научатся простым действиям в рамках практической работы, но не смогут получить глубокие теоретические знания, которые необходимы в условиях современного, наукоёмкого производства. Это – один из наиболее серьёзных рисков, которым сопровождается процесс реализации проектного обучения.

 

 

Список литературы:

 

1 Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: Сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии; под ред. В.В. Гузеева. – М.: Педагогика, 2014. – 402 с.

2 Педагогический энциклопедический словарь [Текст]  / Под ред. В.А. Болотова, Л.С. Глебовой.  – М.: Педагогика, 2008. – 528 с.

3 Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Педагогика, 2010. – 279 с.

4 Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Учебное пособие. – Ч. 2. – Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. – 128 с.

5 Вербицкий, А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Педагогика, 2016. – 287 с.

6 Ломакин, А.В. Технология проектного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Ломакин. – Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm.

 

Категория: 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика