Суббота, 18.05.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТ

УДК 377.1:81

 

Бородина Ольга Александровна,

преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, Ливны

 

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

 

 

Аннотация: в статье актуализируются планируемые результаты в соответствии с ФГОС при обучении иностранному языку на первом этапе обучения в СПО на основе проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: планируемые результаты, проектно-исследовательская работа, ФГОС, иностранный язык.

 

 

Borodina Olga Alexandrovna,

teacher,

Livenskiy branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Livny

 

 

PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS BY LEARNING FOREIGN LANGUAGE AS A MECHANISM TO ACHIEVE  PLANNED RESULTS  ACCORDING TO FES

 

 

Abstract: the article updates the planned results according to GEF by teaching a foreign language of the first year students at professional school  based on project and research activities.

Key words: planned results, project research, GEF, foreign language.

 

Введение.  В условиях реализации ФГОС проектная и  исследовательская деятельность обучающихся приобретает особое значение. Учебная и внеурочная деятельность направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление и научить не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Проектно-исследовательская деятельность предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждой работы. Совместная работа группы учащихся неотделима от активного коммуникативного взаимодействия.

В соответствии с ФОГС нового поколения, освоение содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» на первом этапе обучения специальностей СПО обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры; сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли иностранного языка и культуры в развитии мировой культуры; развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения; осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на иностранном языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению; готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, как в профессиональной области с использованием иностранного языка; метапредметных результатов: умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения; владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации; умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;

- предметных результатов: сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение знаниями о социокультурной специфике зарубежных стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и зарубежных стран; достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах с носителями иностранного языка, с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Также, следуя идеям ФГОС нового поколения, получила развитие идея построения учебного процесса на основе проектной и исследовательской деятельности. Цель проектно-исследовательской деятельности – в приобретении обучающимися исследовательских навыков как способа освоения окружающей действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции обучающихся на основе приобретения новых знаний.  

ФГОС полного общего (среднего) образования предусматривает выполнение учащимися проектов, которые представляют собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Проектная и исследовательская  деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.

Целью проектной и исследовательской  деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных дисциплин.

Через проектную и исследовательскую деятельность у обучающихся формируются следующие умения:

1. Рефлексивные умения (осмыслить задачу, отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?)

2. Поисковые (исследовательские) умения (самостоятельно искать  способ действия, недостающую информацию; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи).

3. Навыки оценочной самостоятельности (находить ошибки и исправлять их; оценивать свою работу)

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективное планирование; взаимодействие; взаимопомощь)

5. Коммуникативные умения (взаимодействие со взрослыми и сверстниками; ведение дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения; находить компромисс; интервьюирование и т.д.)

6. Презентационные умения и навыки (уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; различные средства наглядности при выступлении)

Основной целью использования проектно-исследовательской  деятельности в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят: речевая компетенция (коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении); социокультурная компетенция (формирование представлений о социокультурной специфике стран изучаемого языка); языковая компетенция (овладение учащимися лексическими единицами по темам); учебно-познавательная компетенция (совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ); компенсаторная компетенция (формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств); информационная компетенция (умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний).

Поделюсь опытом организации проектно-исследовательской работы обучающихся первого этапа обучения (1 курса) в организации СПО на занятиях по иностранному языку и во внеурочной деятельности.

Проектные задания можно применять в начале работы по теме, при изучении и активизации лексических единиц и модельных фраз. Обучающиеся составляют иллюстрированные или традиционные тематические словари или коллажи по таким темам, как: «Семья», «Традиции моей семьи», «Моя будущая семья» «Дом моей мечты», «Еда»,  «Мои увлечения», «Здоровый образ жизни», «Моя учеба», «Средства массовой информации». Далее, готовятся экскурсионные проекты: «Экскурсия по родному городу», «Ливны - история и современность», «Вот моя деревня».

В процессе проектной деятельности создаются и мультимедийные презентации,  имеющие страноведческую тематику на иностранном языке о знаменитых людях,  достопримечательностях, традициях и праздниках  Ливен, Орловской области, России, страны изучаемого языка.

Большое значение уделяется внеурочной исследовательской работе обучающихся. Изучаются, обобщаются и готовятся для защиты в рамках заседания секции  «Иностранные языки» в рамках ежегодной Недели науки в нашей образовательной организации. Обучающиеся успешно работали над такими  актуальными исследовательскими работами, как:  «Проблемы сбора  и переработки мусора в Великобритании»,  «Миграция в современной Франции», «Проблемы миграции в современной Великобритании»,  «Германия на пороге 3 тысячелетия: миграционные проблемы». Студенты с большим интересом изучали такие темы, как: «Важность английского языка в будущей профессии», "Английский язык в современном мире», «Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России». Значительное впечатление как на исследователей, так и на слушателей оказала защита такой проблемной темы, как «Использование онлайн словарей и переводчиков современными студентами», в которой был дан подробный анализ не только наиболее известных онлайн помощников переводчиков, но и был сделан социологический анализ предпочтений студентов нашей образовательной организации.

Значительное внимание уделяется нашими студентами темам патриотической направленности, что нашло отражение в таких работах, как: «Франция в жизни и творчестве писателей и поэтов - орловцев», «Французский русский авиаполк «Нормандия-Неман».

Таким образом,  практика  показывает,  что проектно-исследовательская  деятельность в учебном процессе и во внеурочной деятельности  является большим стимулом в работе, приводит к активному освоению иностранного языка, применению знаний. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь не только с изучаемыми темами, но и с интересами обучающихся. В процессе проектно-исследовательская  полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Следовательно, можно говорить об организации обучения иностранному языку на основе проектно-исследовательской деятельности на получение личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 года №613 О внесение изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
  3. Бондарева, А. В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время / А. В. Бондарева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11231/ (дата обращения: 08.12.2020). 
Категория: 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика