Воскресенье, 05.05.2024, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО

УДК  377.13

 

Смирнова Оксана Николаевна,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, г. Мценск

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО

 

Аннотация: в статье рассмотрено современное значение проектной деятельности в развитии  профессиональных и личностных качеств обучающихся СПО.

Ключевые слова:  проектная деятельность, проект, профессиональные компетенции.
 

 

Smirnova Oksana Nikolaevna,

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES OF SPO STUDENTS

 

Abstract: the article considers the current significance of project activities in the development of professional and personal qualities of students of vocational schools.

Keywords: project activity, project, professional competence.

Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях.

В связи с этим ключевое значение для деятельности учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС имеют современные педагогические технологии формирования общих и профессиональных компетенций. 

Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности.

Специфика проектной деятельности определяется задачами, особенностями функционирования и внутренними нормативными актами, регламентирующими особенности проектной деятельности в различных образовательных учреждениях. Организация проектной деятельности в Мценском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева  осуществляется в соответствии с:

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО);

  • Положением о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования в Мценском филиале ОГУ имени  И.С.Тургенева № 82-02-09-2016 от 22.04.2016 г.;
  • Положением об организации самостоятельной работы обучающихся среднего профессионального образования в Мценском филиале ОГУ имени  И.С.Тургенева № в Мценском филиале ОГУ имени  И.С.Тургенева № 85-05-16-2016 от 22.04.2016 г.
  • Положением об организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) обучающимися среднего профессионального образования в Мценском филиале ОГУ имени  И.С.Тургенева № 85-05-04-2016 от 22.04.2016 г.

Учитывая важную роль проектного обучения в подготовке высоко-квалифицированных кадров, адаптированных к решению профессиональных задач в современных социально-экономических условиях,  Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования предусматривает усиление роли проектной составляющей в обучении.

Согласно Положению любая образовательная программа Мценского филиала  ОГУ имени И.С. Тургенева должна содержать дисциплину «Индивидуальный проект». В Положении проектная деятельность трактуется как участие обучающегося в деятельности по созданию нового продукта, который является результатом учебной, исследовательской, практической деятельности, предусмотренной ФГОС СПО.

Согласно Положению дисциплина «Индивидуальный проект» является частью учебного плана, изучается на 1 курсе  и предусматривает выполнение проекта. Трудоемкость дисциплины  в учебном году составляет 72 часа, из них на самостоятельную учебную работу отводится – 24 часа, обязательную аудиторную нагрузку – 48 часов.

Целью дисциплины является  внедрение метода проектного обучения, направленного на решение профессионально  ориентированных  задач, требующих привлечения знаний  из  различных  дисциплин,  которые предполагают развитие личностных и профессиональных компетенций, необходимых конкурентоспособному специалисту, востребованному на рынке труда.

В середине весеннего семестра (последняя неделя марта) в Мценском филиале проводится конференция «Неделя науки».

Недели науки вводятся в учебный  процесс с целью повышения качества обучения, внедрения активных форм и технологий обучения, а также развития междисциплинарных исследований и проектов.

Неделя науки  поддерживает проектно-образовательную функцию образовательной программы. Проектные задачи могут быть поставлены руководителем программы в соответствии с целями и направленностью основной образовательной программы. Инициатором проекта может выступать  преподаватель, обучающийся или работодатель, который определяет потребность в проекте и предлагает осуществимую концепцию его реализации.

Мероприятия Недели науки должны быть направлены на расширение границ  информированности  обучающихся об  имеющихся  образовательных и иных ресурсах Мценского филиала, позволяя  им делать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учебе, осознание ответственности за достижение результата.

В рамках Недели  науки могут быть реализованы такие открытые мероприятия, как встречи с работодателями, чтение лекций учеными, проведение мастер-классов, круглых столов, вебинаров, в том числе с участием сотрудников и  студентов сторонних  образовательных  организаций.  В период Недели науки  происходит выбор проекта; определение целей деятельности; составление плана – графика работы, формирование команд, определение критериев конечного результата. 

Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, требованиями ФГОС, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием.

Развитию навыков проектной деятельности способствуют различные виды учебной деятельности – лабораторный  практикум,  курсовая  работа. практики  (учебные, производственные, исследовательские, преддипломные), выполнение выпускной квалификационной работы.

Для обучающихся специальности 08.02.01  Строительство зданий и сооружений реализуется  технология проектной деятельности – осуществляется разработка курсовых и дипломных проектов.

Выбор данной технологии не случаен.  В соответствии с проектным подходом в обучении формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматривается как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством преподавателя по решению значимой для них проблемы. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Технология проектной деятельности развивает интеллектуальный и творческий потенциал, самостоятельность, способствует успешной социализации личности. Развитие проектировочных умений обучающихся средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, так и профессиональных модулей обеспечивает условия для формирования проектировочных умений обучающихся и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.

Формой отчетности по проекту - курсовая работа (проект).

Курсовые работы, выполненные за весь период обучения, могут стать основой выпускной квалификационной  работы обучающегося.

При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у обучающихся не только профессиональных компетенций (поскольку обязательным условием реализации метода проектов во Мценском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева  является решение студентами производственно - технических проблем средствами проекта), но и развития качеств личности учащихся посредством освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

В настоящее время перед учебными заведениями остро стоит проблема конкурентной способности  на рынке образовательных услуг.

В филиале особое внимание уделяется таким направлениям работы как:

  • развитие и укрепление связи с производством;
  • социализация обучения;
  • адаптация обучающихся к условиям реального производства и проектирования.
  • Таким образом, согласно Положению  проектная деятельность занимает важное место в образовательном процессе на разных уровнях подготовки, а различные формы и виды исследовательской и учебной деятельности направлены на развитие технологии проектного обучения.

Такой подход позволяет существенно повысить качество образовательного процесса, в том числе за счет возможности индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, которая обеспечивается самостоятельным выбором тематики и видов проектов.

 

Список литературы:

 

1.  Vylegzhanina A. O. project Development: textbook. manual. - M.; Berlin: Direct-Media, 2015. - 291 p. - URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=275277.

 2. Seifulina, V. S. Organization of project activities of students in the system of secondary professional education / V. S. seifulina. - Text: direct / / Young scientist. — 2019. — № 45 (283). — Pp. 348-350. - URL: https://moluch.ru/archive/283/63650/ (accessed: 28.11.2020). - Access mode: for authorization. users'          

3. Golub, G. B. project Method as a technology for forming key competencies of students / G. V. Golub, O. V. Churakova. - Samara, 2012. - 117 p.

 

 

Категория: 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика