УДК 001.891.5
Гаврилова Людмила Юрьевна,
преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,
Россия, г. Ливны
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: В данной работе рассматриваются вопросы реализации исследовательского обучения с обучающимися первых и вторых курсов СПО.
Ключевые слова: поиск, проблема, исследовательская деятельность.
Gavrilova Lyudmila Yurievna,
teacher,
Livensky branch of OSU named after I. S. Turgenev,
Russia, Livny
THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK
OF STUDENTS
Abstract: This paper deals with the implementation of research training with students of the first and second courses of SPО.
Key words: search, problem, research activity.
Существует много путей развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, и один из самых эффективных – это исследовательская деятельность. Обучающимся легче дается изучение науки если он выполняет действия (проводя собственные исследования, ставя эксперименты) также как и учёный, чем просто получать знания, добытые кем-то в «готовом виде».
Эрудированный, имеющий творческий потенциал, умеющий аргументировать, доказывать свою точку зрения человек в современном обществе, успешен и востребован. Следовательно, необходимо готовить учащихся, убеждая в том, что полученный материал важно не просто выучить, но и преувеличить, творчески перерабатывать, использовать в практической деятельности.
Важное значение научно — исследовательская деятельность играет в развитии и реализации творческих способностей. Создать необходимые условия для того, чтобы обучающиеся развивали в себе творческую личность, самоопределялся и само реализовывался вот цель научно–исследовательской работы со студентами. Чтобы достигнуть поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: формировать склонности, интересы учащихся к научно–исследовательской деятельности, навыки и умения проведения исследований; развивать интерес к сущности процессов и явлений и познанию мира; развивать умения творчески и самостоятельно мыслить, использовать их в адаптации в социуме, в профессиональной деятельности и на практике. Для успешной социализации личности одним из условий является исследовательская работа обучающихся. Это можно осуществить только с вовлечением их в творческую деятельность.
Умения исследовать, то как они формируются и развиваются, напрямую зависит от того, насколько сформированы составляющие операционного компонента исследования, элементарные умения и навыки, и от того насколько исследовательские знания сформированы у учащихся. То есть те знания, которые используются в умении оперировать исследовательскими понятиями и терминами.
Все без исключения учащиеся склонны к исследованиям. Желание получить новые впечатления, чрезмерная любознательность, стремление постоянно экспериментировать, искать истину самостоятельно вот что нужно прививать обучающимся. Задача преподавателя помочь им в проведении учебных исследований, сделать их такими, чтобы они приносили пользу и были безопасны.
В своей педагогической практике используя методику исследования, преподаватель должен придерживаться следующих правил:
1 творчески подходить к проведению такой работы,
2 инициативы обучающихся ни в коем случае не сдерживать,
3 не давать прямых инструкций, одобрять самостоятельность, учить учащихся действовать независимо,
4 то, что получится учащемуся сделать самому, не делать за него,
5 обратить внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний,
6 не спешить с оцениванием,
1) научить видеть взаимосвязи между событиями, предметами и явлениями;
2) формирование навыков принятия самостоятельного решения поставленных перед ними проблем исследования;
3) обучение учащихся умениям классифицировать, анализировать, синтезировать информацию.
Как всякое творчество, исследовательская деятельность, возможна и эффективна только по собственному желанию. На всех ступенях работы над исследовательским проектом педагог учитывает, что развитие творческих способностей учащихся, приобретение им новых знаний, умений и навыков – это основной из ожидаемых результатов.
По степени самостоятельности учащегося в современной педагогике выделяют три ступени в реализации исследовательского обучения:
1 ступень – педагог создает проблему и намечает путь и тактику её решения. В этом случае пути решения самостоятельно находит учащийся.
2 ступень – преподаватель создает проблему, но метод её решения обучающийся находит сам. На этой ступени возможен поиск коллектива.
3 ступень – формулировка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Таким образом, исследовательское обучение моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучающихся, но не создаёт новых объективных научных данных. Осуществлять в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся позволяет исследовательский метод обучения.
Определяю несколько ступеней работы.
- подготовительная ступень – занимает 3-4 месяца.
Творческую работу обеспечиваем необходимой обстановкой и интересными экспериментальными заданиями. Может показаться, что это простая ступень, которая позволяет выявить и создать группу увлеченных студентов. Они, из опыта, свободно мыслят, имеют высокую мотивацию; глубокую подготовку по дисциплинам физика и математика; важно – эти обучающиеся умеют наблюдать, видеть и подмечать что-то особенное в окружающем нас мире.
2 ступень – подготовка самостоятельных работ для научно-практических конференций
Разработаны системы работы, изучены потребности обучающихся, показаны: роль самообразования, разработана система стимулирования, контроля – это подготовительная работа, которая проходит на второй ступени.
На этом этапе к исследовательской работе привлекаются студенты младших курсов, уровень рассматриваемых вопросов становился более серьезным, и порождаются вопросы и проблемы связанные с детальным осмыслением абсолютно неизвестного и неописанного процесса. Исследовательские работы за период первой половины 2019-2020 учебного год, когда у каждого учащегося появился личный сотовый телефон, персональный компьютер, и другая техника, в нашу жизнь прочно вошли нанотехнологии – это все породило создание исследовательских проектов:
- «Защитные покрытия и способы их нанесения», 1 место, Всероссийская научно-образовательная конференция учащихся общеобразовательных и средне профессиональных учреждений «Физика – настоящее и будущее в машиностроении», 2020 г.
- «Нанотехнологии в машиностроении», 2 место, Всероссийская научно-образовательная конференция учащихся общеобразовательных и средне профессиональных учреждений «Физика – настоящее и будущее в машиностроении», 2020 г.
- «Защитные покрытия автомобиля», 2 место, Всероссийская научно-образовательная конференция учащихся общеобразовательных и средне профессиональных учреждений «Физика – настоящее и будущее в машиностроении», 2020 г.
- «Устройство для дистанционного поджига пиротехники», 2 место IX Всероссийская НПК обучающихся и студентов «Интеллектуальный потенциал XXI века инновационной России» 2020г.
- «ЭффектЗеебека», победитель интернет-голосования IX Всероссийская НПК обучающихся и студентов «Интеллектуальный потенциал XXI века инновационной России» 2020г.
- «Блоки питания» 8-я Всероссийская молодежная научно – практическая конференция Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева «МИФ -2020» с элементами научной школы 2 место, 2020г.
Из выше рассмотренного, можно сделать заключение о том, что разработка математической и физической модели для описания и объяснения реального процесса исследования – это есть основная проблема обучающихся и участников научно-практической конференции различного уровня.
Из моих наблюдений можно увидеть, что иногда обучающиеся являются главными в поиске, осмыслении и решении задач исследовательской работы, они ставили проблемы, и для них было очень актуально найти реальную помощь для их реализации со стороны педагога. Даже самые одаренные учащиеся не всегда могут решить задачи с точки зрения математического описания. Из педагогической практики видно, что часто обучающиеся не умеют описать решение проблемы с точки зрения математики и физики, но при этом имеют высокую мотивацию, умеют видеть проблемы.
Всегда возникает необходимость создать необходимые условия для достижения высоких результатов в работе с обучающимися. Во-первых, как педагог, работающий с своими обучающимися, считаю необходимым повышать свой профессиональный опыт через курсы, вебинары и самообразование. Во-вторых, нужна соответствующая современная материально-техническая база учебного заведения, возможность использование сетевой работы в кабинете информационных технологий, использование информационной среды учебного заведения, но бывает, что этого не совсем достаточно. Для проведения опытов, экспериментов, исследований руководитель находит необходимое оборудование.
Развитию технического творчества обучающихся и их находчивости способствует практическая часть учебно-исследовательской деятельности. Все это готовит студентов к формированию способности планировать, описывать, оценивать, обрабатывать данные, полученные в результате эксперимента. Готовит к реальной научной деятельности. Придерживаемся следующей схемы работы:
Определить проблему, поставить цель и задачи исследования, определить актуальность выбранной темы, выбрать место и продолжительность исследования, подбор литературы. Все это включает введение.
Подготовка необходимого для исследования, составление описания сбора, обработки данных, методов и пр., количественный и качественный анализ полученных результатов, разработка метода работы. Все это включает основная часть.
Выводы, определение того, возможно ли продолжение исследования или нет, применение на практике и в жизни полученных результатов. Это включает заключение.
Физика – довольно таки сложная дисциплина, поэтому у некоторых обучающихся не всегда, получается хорошо проявить себя на уроках. Поэтому предоставляется возможность проявить себя тогда, когда им этого захочется. Моя главная цель – Увлечение ребят проблемами самостоятельно творить, описывать, получать результаты, давать практическое применение знаниям, вырабатывать умение замечать что-то новое в изученном, пользоваться полученными ранее знаниями в новых или нестандартных ситуациях или с новыми задачами.
Список литературы:
1. Водопьянова, Т. М. Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности / Т. М. Водопьянова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3684/ (дата обращения: 06.11.2020).
2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это. URL: https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/pahomova-n-u-proektnoe-obucenie---cto-eto (дата обращения: 01.12.2020).
|