Воскресенье, 05.05.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

ОЛИМПИАДА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01

УДК 377.031

 

Савушкина Оксана Анатольевна,

преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, г. Ливны

 

ОЛИМПИАДА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01

 

 

Аннотация: В статье рассмотрено современное значение студенческих олимпиад для повышения качества подготовки специалистов. В работе рассмотрены вопросы организации, проведения и подведения итогов внутривузовских олимпиад, а также участие в  дистанционных олимпиадах.

Ключевые слова: профессиональное образование, олимпиада, конкурсные задания, система оценки качества работ.

 

 

Savushkina Oksana Anatolyevna,

teacher,

Livensky branch of OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Livny

 

OLYMPIAD AS ONE OF TYPES OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS BY EXAMPLE

OF SPECIALTY 08.02.01

 

Abstract: The current significance of student olympiads to improve the quality of training of specialists is discussed in the article. The work considered the issues of organizing, conducting and summing up the results of in-university olympiads, as well as participation in distance olympiads.

Key words: vocational education, olympiad, competitive tasks, system of work quality assessment.

 

Актуальность выбора темы обусловлена модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам с учетом личностно ориентированного подхода.

Важной задачей подготовки специалистов с профессиональным образованием является развитие у них познавательной активности, творческих способностей, которые проявляются в стремлении к получению новых знаний, культуре познавательной деятельности.

В связи с этим, важной задачей, стоящей перед учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования, является повышение качества подготовки специалистов. Решение этой задачи связано с активизацией самостоятельной работы студентов, реализацией тех форм обучения, которые развивают интерес к изучаемой дисциплине, дают возможность применить полученные знания к решению конкретных проблем. Одной из таких форм, способствующей развитию и углублению знаний по предмету, является олимпиада.

Олимпиада  — состязание учащихся,  требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Она выступает как активный метод обучения,  если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним студентов,  сама работа носит исследовательский характер.

В системе управления качеством олимпиадное и конкурсное движение рассматривается как важный инструмент совершенствования образовательного процесса и достижения целевых показателей качества.

В общем, Всероссийская студенческая олимпиада включает в себя предметные олимпиады по общим, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, конкурсы по специальности и конкурсы выпускных квалификационных работ.

Конкурс по специальности - это соревнование студентов старших курсов по комплексу дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Конкурс выпускных квалификационных работ (дипломных работ и проектов) - это конкурс выпускных работ студентов, заканчивающих обучение в текущем году.

Предметные олимпиады проводятся по любым гуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, указанным в государственном образовательном стандарте. В них участвуют студенты, изучающие соответствующую дисциплину в текущем или закончившие ее изучение в прошедшем году.

Преподавание любой дисциплины не должно ограничиваться лишь обучением на занятиях. Необходимо не только давать обучающимся определенную сумму знаний и умений, но и используя внеаудиторную работу, развивать их творческие способности, нацеливать на постоянное самосовершенствование.

Олимпиада является одной из форм учебного процесса, которая:

  • способствует самоутверждению личности, развитию чувства собственного достоинства, стремлению к достижению высоких результатов, уверенности в своих силах;
  • раскрывает способности учащегося;
  • развивает логическое и творческое мышление;
  • развивает интерес и любовь к дисциплине, по которой проводится олимпиа­да,
  • развивает стремление к обладанию знаниями;
  • способствует выявлению способных, склонных к изучению данной дисциплины уча­щихся;
  • развивает умение мобилизовать все знания, сообразительность, внимание;
  • развивает умение использовать учебную и научную литературу для само­стоятельного решения сложных, нестандартных задач.

Участие в олимпиаде для многих студентов - это, прежде всего, возможность:

- получить новые знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности;

- определить и развить свои способности и интересы;

- приобрести опыт самостоятельной работы;

- самореализоваться;

- повысить свой авторитет в учебной группе и среди преподавателей;

- и, наконец, подготовиться к сдаче промежуточной аттестации.

На данный момент на кафедре инженерного образования преподавателями специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений проводятся студенческие олимпиады по дисциплинам «Инженерная графика» и «Основы геодезии», входящими в общепрофессиональный цикл. Для качественного проведения олимпиад  разработано организационно-методическое сопровождение: приказом филиала утверждены составы оргкомитета и жюри, назначено  ответственное лицо за организацию и проведение внутривузовской студенческой предметной олимпиады.  Являясь организатором подготовки и проведения олимпиады по этим дисциплинам, мной было разработано Положение, определяющее порядок организации и проведения Олимпиады, порядок подведения итогов и поощрения победителей, также были подготовлены конкурсные задания, которые были согласованы с председателем жюри.

Одной из наиболее значимых задач при подготовке любой олимпиады является разработка конкурсных заданий, которые должны полностью отражать цели и задачи олимпиады. Разработанные задания включают выполнение теоретических и практических заданий, содержание которых соответствует рабочей программе учебной дисциплины и Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений по программе подготовки специалистов среднего звена.

Олимпиадные задания по основам геодезии включают тестовые и практические задачи с оценкой качества полученного результата и присвоением определенного количества баллов. 

Теоретическое задание по инженерной графике также представлено в виде тестирования (15 вопросов) по дисциплине. Для проведения теоретического олимпиадного задания подготовлено пять вариантов. Практические задания включают в себя выполнение следующих видов заданий:  проверка навыков работы циркулем; определение третьей проекции по двум заданным, или по аксонометрической проекции модели определить ее комплексный чертеж; построение 3 проекции модели, выполненной в аксонометрии.

Важное значение для проведения олимпиад имеет система оценки качества работ. Отдельно оценивалось теоретическое и практическое задание. В инженерной графике, кроме этого, оценивается построение формы каждого элемента, соответствие его заданным размерам, соблюдение требований по изображениям, правильность простановки номинальных значений размеров и нанесения надписей на чертежах по стандартам ЕСКД. За выполнение каждого элемента назначалось определённое количество баллов. Набранные баллы суммировались и отразили общий уровень выполнения задания.

В олимпиадах принимали участие студенты 2 курса специальности 08.02.01. В целом студенты с олимпиадным заданием справились.

Также в этом году планируется проведение олимпиады по МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений, по теме: «Строительные материалы и изделия» на втором курсе, преподавателем Анцуповой О. А.

Также наши студенты учувствуют  в дистанционных олимпиадах. Следует отметить, что предметных олимпиад по инженерным дисциплинам представлено не так много, в отличие от общеобразовательных дисциплин,  хотя количество разнообразных конкурсов, в т.ч. для строителей постоянно растёт.

Среди сайтов, представлены:

Студпортал.

Онлайн олимпиада.

Мир олимпиад.

"Профконкурс".

Большинство дистанционных олимпиад для студентов на этих сайтах созданы в форме 10-20 тестовых заданий. Можно пройти представленные онлайн-олимпиады для студентов бесплатно, но за оформление диплома придется заплатить орг. взнос (от 100 рублей).

Под руководством Анцуповой О. А. студенты учувствовали во  Всероссийских олимпиадах:

по дисциплине "Строительные конструкции"

по дисциплине: "Организация, нормирование и оплата труда на предприятии"

Онлайн олимпиады для студентов:

по дисциплине «Реконструкция зданий» по специальности 08.03.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

по дисциплине: «Учет и контроль технологических процессов» по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

по дисциплине «Основы строительного производства».

Причем следует отметить, что эти олимпиады были разработаны по запросу преподавателя.

Под руководством Савушкиной О. А.

"Сметное дело в строительстве"

по дисциплине "Методы организации строительного производства"

по дисциплине "Технология и организация строительного производства"

по дисциплине "Архитектура зданий"

«Санитарно-техническое оборудование зданий».

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства всегда были обязательным элементом образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Олимпиадное движение стало важнейшим явлением в области современного профессионального образования. Их основная функция — не только выявление лучших студентов по профессии или специальности, но и лучшей педагогической практики профессиональных образовательных организаций по формированию современных компетенций; демонстрации достижений сегодняшнего дня и перспектив развития системы.

В перечень профильных направлений Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО в 2020 году входит и наша специальность:  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. И это является сейчас для нас перспективным направлением.

Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости учащихся. Одаренность учащегося, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Олимпиады должны стимулировать и развивать у студентов углубленный познавательный интерес к изучению учебной дисциплины.

Процесс подготовки и проведения олимпиады требует серьезных усилий, как со стороны организаторов, так и со стороны ее участников — студентов-олимпиадников. Чтобы успешно выступить на олимпиаде и справиться с ее заданиями, студентам необходимо ознакомиться не только с учебной литературой, но и с экспертными источниками информации, развить предметные умения и навыки.

В связи с этим, надо отметить грустный факт снижения интереса студентов к студенческим олимпиадам, также, готовить студентов – нет интереса и у преподавателей. Поощрения – только в случае занятых мест, что стало снижать стремление преподавателей.

Обобщив рекомендации по организации и проведению предметных олимпиад и профессионального мастерства, приходим к следующему заключению:

-        Олимпиадное движение играет важнейшую роль в развитии профессионального образования и работы с одаренными студентами, будущей профессиональной элитой страны.

-        Олимпиады являются комплексным показателем деятельности образовательной организации.

-        Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и методической документации является составной частью задачи создания комплексного методического обеспечения олимпиады. Важно, чтобы эта вся документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности олимпиад профессионального мастерства.

-        Необходимо постоянно находиться в поиске новой, более эффективной системы организации олимпиад, усиливать организационное взаимодействие ответственных сотрудников на всех уровнях.     

Итак, для успешной подготовки студентов к олимпиаде необходимо: во-первых, желание преподавателя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных студентов. В настоящее время исследовательской и проектной деятельностью учащихся занимаются в основном энтузиасты. В этом случае принципиально важным оказывается личный интерес преподавателя.

 

 

Список литературы:

 

1. Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады в 1999 году. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 02 апреля 1999 года N 843

2. Кащеева П. Организация, проведение и итоги открытой студенческой олимпиады «Инженерная и компьютерная графика» в ФГБОУ ВПО «РГАТУ имени П.А. Соловьева» [Электронный ресурс] / П. Кащеева, В. Токарев, Ю. Шевелев // V международная интернет-конференция. — URL: http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/

3. Головина, Т. Г. Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников / Т. Г. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15710/ (дата обращения: 13.12.2020).

4. Демина А.Н. Крюковская А.П. Методические рекомендации по проведению олимпиад профессионального мастерства. Чебоксары, БОУ ЧР ДО «Центр молодежных инициатив» Минобразования Чувашии. 2014. – 52 с. http://olimpiada-profmast-spo.ru/vopm-2020/

5.  Мельниченко Н.П. Олимпиада как способ активации учебного процесса [Текст] / Н.П. Мельниченко // Сборник трудов Международной научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. — М., 2010. — С. 144–148. URI: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/18072

 

 

 

Категория: 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика