Воскресенье, 19.05.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ

УДК 303.01.

 

Герасина Елена Вячеславовна,

преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева

Россия, г. Ливны

 

МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ

 

Аннотация: Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости и целеустремленности. Это деятельность позволяет студенту проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания для углубленного изучения проекта и показать публично достигнутый результат.

Ключевые слова: проектный метод, химический проект, результат.

 

 

Gerasina Elena Vyacheslavovna,

teacher,

Livensky branch of OSU named after I. S. Turgenev,

Russia, Livny

 

METHOD OF PROJECT ACTIVITY IN CHEMISTRY LESSONS

 

Abstract: The project method is focused on the creative self-realization of a developing person, the development of will, resourcefulness and determination. This activity allows the student to prove himself individually or in a group, аttach your knowledge for in-depth study of the project and show publicly achieved result.

Key words: project method, chemical project, result.

 

В условиях резкого сокращения времени, затраченного на изучение химии при сохранении объема ее содержания, интерес обучающихся к предмету снижается. Как организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся воспринимали химию как необходимую и популярную науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Невозможно преподавать химию только традиционными методами, то есть формировать знания по химии, учить расчеты, включать как можно больше теоретических знаний.

Необходимо создать условия для развития познавательной деятельности обучающихся и их самореализацию путем накопления индивидуального опыта. В полной мере реализовать потенциал развития курса химии помогает метод проектирования, учитывающий сегодняшнюю потребность-изменение приоритетов освоения готовых знаний к активной самостоятельной и познавательной деятельности каждого обучающегося.

В курсе химии некоторые темы также могут быть определены для проекта. Например, при изучении в первом семестре тем: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Классификация неорганических соединений и их свойства строение атома», «Металлы и неметаллы», «Решение задач по неорганической химии». Во втором семестре по разделу: «Органическая химия» при изучении темы: «Углеводороды и их природные источники» и «Азотосодержащие органические соединения. Полимеры». Идет сначала подготовительная работа, теоретический материал оформляется как мини научная работа с обозначением целей, актуальности, задач, ожидаемых результатов.

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Метод проектирования - это средство достижения дидактической цели посредством детального развития проблемы (технологии), которое должно привести к вполне реальному и осязаемому практическому результату, разработанному так или иначе. Метод проектирования ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся-индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного периода времени. Этот метод органически связан с подходом к групповому обучению.

Реализация проекта предполагает использование различных методов и инструментов, объединяющих знания и навыки из различных областей науки, техники и творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть если теоретическая проблема решена, то конкретное решение, если конкретный результат готов к реализации.

На подготовительном этапе студентам предлагаются примерные темы для проектов по химии. Например, проект «Шоколад: польза или вред», «Свойства и применение дрожжей», «Мыло: польза или вред» и др.

При составлении перечня типовых тем проекта учитываются основные аспекты гуманизации курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный. Возможные направления раскрытия историко-методических аспектов проекта: история развития и становления химии как науки; жизнь и деятельность ученых-химиков.

Такие проекты расширяют кругозор студентов, устанавливают междисциплинарные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научного знания, показывают роль научного предвидения.

Курс химии дает возможность участвовать в проектах с экологическим содержанием: во-первых, выявить особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, которое проявляется в укоренившейся идее «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации; во-вторых, вовлечение обучающихся в исследования состояния окружающей среды; в-третьих, привить студентам чувство личной ответственности за его сохранение.

Работая над такими проектами, обучающиеся приобретают практические навыки, которые позволяют им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и максимально участвовать в природоохранной деятельности. Прикладной аспект содержания химического образования позволяет расширить научно-технический кругозор обучающихся, способствует формированию их мировоззрения, формированию грамотного поведения в быту, на природе, на работе.

С моей точки зрения, среди различных направлений современных методов и технологий метод проектирования наиболее подходит для поставленных целей. Метод проектирования основан на развитии познавательных способностей учащихся, умении разрабатывать собственные знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитии творческого мышления. Обучающийся становится активным, заинтересованным и равным участником процесса обучения. Это отход от стандартного мышления, стереотип действия, позволяющий развить желание учиться.

Такая работа имеет большую воспитательную и развивающую ценность. Метод проекта предоставляет преподавателю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выведения всей системы организации учебного процесса на качественно новый уровень. Его можно использовать на любом этапе обучения, при работе со студентами разного пола, способностей, а также при изучении материала разной степени сложности.

Как и любой метод, метод проекта имеет более чем преимущества. Использование этого метода требует значительного времени как для обучающихся, так и для преподавателя. При преподавании химии далеко не на каждом занятии создание проекта позволяет добиться значимых результатов. Существуют темы, например, «Строение атома» или «Химическая связь. Строение вещества», где метод проектов практически не применим. Трудно также объективно оценить степень участия каждого ученика в групповых проектах.

Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а, следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, обучающиеся учатся искать информацию не только в объяснениях преподавателя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления обучающихся.

Очевидно, что проектный метод открывает перед каждым студентом возможности для самовыражения, раскрытия своих способностей, планирования будущей профессиональной деятельности. Проще говоря, студенту дается возможность попробовать и проверить себя в разных областях, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы и способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое главное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника-студента. И, самое главное, вся деятельность студента направлена на формирование его мышления, которое базируется на личном опыте, так как, он сам несет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.

 

 

Список литературы:

 

1. Круглова, О.С. Технология проектного обучения / О.С. Круглова // Завуч. – 1999. – № 6. – С. 90–94.

2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студ. пед. вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 110 с.

3. Тяглова, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии / Тяглова Е.В. М.: Глобус, 2007.

 

List of references:

 

1. Kruglov, O. S. Technology project-based learning / O. S. Kruglov // the head Teacher. – 1999. – №. 6, 90-94.

2. Pakhomova, N. Yu. The method of educational project in an educational institution: a Handbook for teachers and students. PED. universities / N. Yu. Pakhomova. – Moscow: of arkti, 2003,110.

3. Tyaglova, E. V. Research activity of students in chemistry / E. V. Tyaglova – Moscow: Globus, 2007.

 

Категория: 5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика