Суббота, 18.05.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании.

УНИВЕРСИТЕТУ НУЖНО РАЗВИВАТЬ СОБСТВЕННУЮ БАЗУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

УДК 377.1

 

Ушаков Леонид Семенович,

доктор технических наук, профессор,

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, г. Орел

 

УНИВЕРСИТЕТУ НУЖНО РАЗВИВАТЬ СОБСТВЕННУЮ БАЗУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы по организации производственной практики в современных условиях, её значимости в профессиональном становлении выпускника и формировании в ВУЗах собственной базы производственных практик.

Ключевые слова: производственная практика, научно-учебно- производственные лаборатории, технологические процессы.

 

 

Ushakov Leonid Semenovich,

Doctor of Technical Sciences, Professor,

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

THE UNIVERSITY NEEDS TO DEVELOP ITS OWN PRODUCTION PRACTICE BASE

 

Abstract: The article discusses the issues of organizing industrial practice in modern conditions, its significance in the professional development of a graduate and the formation of their own base of industrial practices in universities.

Key words: industrial practice, scientific and educational laboratories, technological processes.

 

Профессиональное образование (рабочее, среднее, высшее) имеет свою специфику по каждому из указанных уровней. Молодой человек, стремящийся приобрести его, в зависимости от уровня претензий к своему будущему социальному статусу, доказывает школьными знаниями свое право на получение того или иного уровня профессии. Требования к среднему и высшему профессиональному образованию – специальности, требует больших усилий от соискателя, чем процесс получения рабочих профессий. Но соискателем второй и, особенно третьей ступени профессионализма, часто в современной образовательной системе в процессе учебы не получают должного трудового навыка по выполнению определенных технологических операций. Этот недостаток подготовки специалистов технического профиля негативно сказывается на квалификации будущего специалиста. Например, студент, не овладевший самой простой ручной операцией владения молотком, напильником, зубилом, ножовкой и т.д. в будущем останется «чужим» в цехе металлообработки сборки, а, когда дойдет очередь до освоения токарного, фрезерного и другого современного металлообрабатывающего оборудования, сформируется малообразованным инженером, тем более ему будет необходимо освоить другие технические системы и приводы.

Занимаясь ВУЗовской подготовкой специалистов более 50 лет своей трудовой деятельности в периоды существования различных форм собственности в государстве, в различных регионах страны в должностях преподавателя, заведующего кафедрой, декана, я пришел к выводу, что только пройдя и освоив навыки слесаря, токаря или другой профессии вырастает преданный профессии специалист. В современных условиях разделения форм собственности в стране проблемным стал вопрос о предоставлении молодыми ВУЗами студентам качественной производственной практики. Не все ВУЗы, особенно развивающиеся, имеют необходимую учебно-производственную базу. А большинство возможных мест производственных практик сегодня находится в частной собственности, что поставило ВУЗы перед проблемой устройства студентов на практику по профилю обучения. Часто, если предприятия с частной формой собственности берут студента на практику, то не предоставляют рабочих мест для ознакомления с технологическими процессами, а используют практикантов в качестве вспомогательной рабочей силы. Сегодня прямо стоит вопрос о создании в ВУЗах собственной базы производственных практик (учебных мастерских) по всем предлагаемых к обучению программам. Но это требует значительных финансовых вложений.

В ОГУ им. И.С.Тургенева такой вариант проведения первичных практик по специальностям технического направления возможно организовать на базе бывших мастерских НИИЛегмаша, или на базе цехов УНПК на Артельном пер. д.5.  Другим вариантом решения проблем практики, например, в бывшем ОрелГТУ, было создание научно-учебно- производственных лабораторий по направлениям подготовки специалистов. Так, в свое время на кафедре «Прикладная механика», «Динамика и прочность машин», а затем и на кафедре «ПТ и СДМ», по инициативе бывшего ректора профессора Голенкова В.А., была создана и эффективно функционировала ПНИЛ «Силовые импульсные системы», а затем «Импульсные технологии», которые были нацелены на выполнение научно-технических задач, но имела возможность за счет привлечения госбюджетных и хоздоговорных средств организовывать практики для студентов машиностроительного профиля.  Кстати, первые два выпуска специалистов по динамике и прочности машин получили хороший заряд от таких практик и, как показало время, многие устроились на работу на предприятия Подмосковья и пополнили кафедру ПТ и СДМ ОГУ им. И.С. Тургенева

Живое общение студентов с технологическими процессами и оборудованием, вызывает глубокий интерес к познанию особенностей  будущей специальности. На приведенных фотографиях (рис.1), зафиксированы моменты такого общения.

 

Рисунок 1 – Прохождение практики студентами ОГУ им. И.С. Тургенева

 

Считаю, что  совершенствование образовательного процесса, особенно по техническим специальностям, при современных хозяйственных отношениях между частными  производителями (потребителями инженерных кадров) и государственными вузами, лежит на путях создания и развития базы производственных практик в самих вузах, не исключая и партнерства с частными предприятиями. В противном случае, это будет недостатком  современного профессионального образования, снижающим рейтинг вуза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика