Суббота, 18.05.2024, 19:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВЫПУСКНИКА СПО

УДК 377.6

 

Ноздрачева Таисия Алексеевна,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, г. Орел

 

Сотников Юрий  Кузьмич,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, г. Орел

 

Фролова Варвара Александровна,

 доцент кафедры информационных и цифровых технологий

ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, г. Орел

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВЫПУСНИКА СПО

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности профессиональной подготовки, а также процесс адаптации студентов к  производственной деятельности.

Ключевые слова: дуальное обучение, производственники, опытно- конструкторская работа, онлайн-инструменты.

 

 

Nozdracheva Taisiya Alekseevna,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

Sotnikov Yuri Kuzmich,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

FrolovaVarvara Alexandrovna,

 associate Professor of the Department of Information Systems

and Digital Technologies,

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

PROFESSIONAL SKILLS OF THE GRADUATE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Annotation: The article reveals the features of professional training. The process of adaptation of students to production activities.

Key words: dual training, production workers, development work, online tools.

 

За последние несколько лет произошли серьезные изменения в профобразовании. Они обусловлены пониманием, что социально-экономическая модернизация страны невозможна без качественной подготовки кадров. Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Перед средним профессиональным образованием ставятся задачи по формированию у студентов системного мышления, экологической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, предпринимательской и творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.

Инструмент ее решения — развитие дуального обучения, позволяющего приблизить образовательный процесс к реальному производству. Эффективное взаимодействие СПО и работодателей - одна из актуальных проблем, поскольку от ее решения в значительной степени зависит полноценное развитие системы среднего образования.

Подготовка будущего специалиста на кафедре ТМАЭ среднего профессионального образования Орловского государственного университета им. И.С. Тургеневанаправлена на реализацию поэтапной адаптации  студента  к производственной деятельности. Программа подготовки специалиста по техническим специальностям  на кафедреТМАЭ предусматривает прохождение студентами различных видов практики: учебной, производственной, преддипломной. В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Практика  позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Каждая из этих видов практик вносит ощутимую лепту в процесс профессиональной подготовки специалиста, постепенно формируя у студентов необходимые профессиональные компетенции, помогая им в своем становлении и развитии. Производственная практика обеспечивает студенту социализацию в профессиональной среде и формирует у него представление о компетентном специалисте.

Ежегодные встречи с производственниками, проводимые на кафедре, помогают  понять учащимсязначимость трех основополагающих составляющих квалифицированного специалиста: знания,практические навыки и творческое мышление.  Так  в ноябре 2019г. состоялась  встреча  представителей Совета молодых ученых и специалистов филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» «Орловское ЛПУМГ» со студентами факультета ТМАЭ с целью ознакомления с деятельностью предприятия и создания заинтересованности в трудоустройстве на рабочие специальности. В своих выступлениях представители  трех производственных подразделений филиала: инженер службы связи; специалистслужбы энерготепловодоснабжения и электромонтер службы защиты от коррозии отметили, что в Орловском ЛПУМГ большое внимание уделяется рационализаторской деятельности, как двигателя инженерной мысли, а   для качественного выполнения профессиональной работы  необходимо постоянно  самостоятельно пополнять багаж знаний и профессионального опыта.  Следовательно, существует необходимость в развитии таких сторон личности, которые будут в наибольшей степени соответствовать индивидуальным задаткам и творческому потенциалу.На кафедре ТМАЭ важную роль в формировании практических навыков играет научно-исследовательская и опытно конструкторская работа студентов в течение всего периода обучения.

На начальном этапе обучения превалирует одна из форм учебно-исследовательской работы студентов — рефераты и мини-исследования. На старших курсах, осуществляется переход  от научно-практической деятельности к опытно-конструкторской работе студентов. Основной задачей в работе со студентами на этом этапе является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков в изготовлении и наладки различных электронных устройств.Свои работы студенты демонстрируют на студенческих конференциях различного уровня. Результатами таких выступлений являются победители международных, всероссийских и региональных конкурсов творческих работ студентов.

 Ежегодно студентам нашего факультета  активно принимают участие в конкурсах по профессионально-технической подготовке, вМеждународном конкурсномдвижение WorldSkills.Предлагаемые конкурсные задания базируются на профессиональных умениях и знаниях. Студент должен уметь продуктивно, рационально  и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков.

В период самоизоляции преподаватели на кафедре ТМАЭ ФСПО активно стали развиваться дистанционные технологии в обучении. Переход к дистанционному обучению потребовал по-новому, на другой технологической основе организовать взаимодействие со студентами, поддерживать обмен учебными материалами, сохранять данные, оценивать образовательные результаты. Преподаватели кафедрыиспользовали три подхода: синхронный (преподаватель и учащиеся присутствуют на онлайн-площадке в одно и то же время), асинхронный (каждый работает с предложенным материалом — текстовым или аудиовизуальным — в удобное время) и смешанный формат взаимодействия (сочетает предыдущие два подхода). Онлайн-инструменты помогают студентам  сделать обучение более глубоким,  обеспечиваяразвитие заинтересованности в самостоятельной работе, что  способствует воспитанию и развитию качествличности, отвечающих требованию современного информационного общества,раскрытию способностей.Обучение  проходилов индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей, тем самым обеспечивает личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные сотворчеством педагога и обучающегося.Вынужденный переход на дистанционный формат помог задуматься над тем, как можно усовершенствовать образовательный процесс технических дисциплин, сохранив богатые возможности традиционных методов обучения.

Государственная итоговая аттестация в форме  написания ВКР проводится с целью оценки общих и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида работ в одной из областей трудовой деятельности специалиста. Темы  ВКР являются реальными, сформированными на основе производственных задач, выявленных в ходе производственных практик, например, «Программно-управляемое перемещение исполнительного органа по двум координатам», «Автоматизированная система формирования временных интервалов» и многие другие, связанные с автоматизацией технологических процессов. Это необходимо для проверки навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях, навыков самостоятельной работы, высокого уровня профессионального мышления и повышенной ответственности выпускников за выполняемую работу.

Целенаправленная работа кафедры ТМАЭ ФСПО способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых студентами при изучении дисциплин учебного плана, развивает повышенную требовательность к себе, аккуратность, точность в выполнении заданий и научную активность, расширяя тем самым возможность получения конкретных навыков исследовательского характера, необходимого для формирования технически грамотного специалиста.

 

 

 

 

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика