Воскресенье, 19.05.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

УДК 621

 

Бобровникова Ирина Михайловна,

преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, г. Ливны,

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс организации практического обучения студентов специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Показана структура практического обучения, основные виды практик, базы практик, их взаимодействие с учебным заведением и выделены основные проблемы в организации практического обучения.

Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, практика по профилю специальности, преддипломная практика.

 

 

Bobrovnikova Irina Mikhailovna,

teacher,

Livensky branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Livny

 

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE SPECIALTY 15.02.08 ENGINEERING TECHNOLOGY

 

Abstract: This article discusses the process of organizing practical training for students of the specialty 15.02.08 Mechanical engineering Technology. Shows the structure of practical training, principal practices base practices, their interaction with the school and the basic problems in the organization of practical training.

Key words: educational practice, industrial practice, practice in the specialty profile, pre-graduate practice.

 

Практика является обязательной частью образовательной программы СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Она направлена: на понимание социальной значимости выбранной профессии; упорядочение полученных теоретических знаний о сущности выбранной профессии; отработку умений, навыков и опыта; формирование компетенций. Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности 15.02.08, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.

Для организации практического обучения используется системный подход. Системный подход предполагает рассматривать практическое обучение, как целый, единый процесс, который представляет собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющих шаг за шагом, поэтапно достичь требуемого результата по практической подготовке и освоению профессии и специальности в соответствии с требованиями ФГОС. Системный подход как один из базовых принципов ФГОС в совокупности с другими требованиями стандарта позволяет спроектировать включение различных видов практик в содержание учебных модулей

Общий объем времени, отведенный на практику, определяется ФГОС по специальности 15.02.08. Продолжительность практики на освоение каждого профессионального модуля определяется рабочей программой профессионального модуля и программами практик.

Видами практики обучающихся, осваивающих образовательную программу по специальности 15.02.08, являются: учебная практика и производственная практика. Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. При этом согласно учебному плану, УП (учебная практика) проводится на 2 и 3 курсе, ПП (производственная практика) проводится на 3 и 4 курсе и ПДП (преддипломная практика) - на 4 курсе.

Учебная практика проводится непосредственно в учебном заведении и предполагает условия для организации практического обучения учащихся.

Учебная практика для специальности 15.02.08 проводится, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках соответствующих профессиональных модулей. На учебной практике возможно моделирование будущей профессиональной деятельности. Также обучающихся в течение учебной практики водят на экскурсии на предприятия нашего города, где нам показывают весь производственный процесс изделия.

Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций. Базой практики выступают предприятия нашего города: АО «ГМС-Ливгидромаш», АО «Автоагрегат», ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения». По каждому виду практик студентами заполняется дневник-отчет.

Рассмотрим содержание и основные принципы построения аттестационного листа как основного документа контроля по производственной практики в СПО специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики. Аттестационный лист - основной документ, подтверждающий уровень сформированности ПК и ОК. Этот документ должен выдаваться обучающимся на начальном этапе практик. Наличие положительного аттестационного листа, является основанием допуска к экзамену по профессиональному модулю, преддипломной практике и государственной итоговой аттестации. 

Виды аттестационных листов:

- по учебной практике;

- по производственной практике (по профилю специальности);

- по преддипломной практике

Структура аттестационного листа включает определённый ряд компонентов, среди которых: заглавная часть, оценка сформированности ПК через виды и качество выполненных работ, заключение.

Заглавная часть содержит сведения об обучающемся, объем часов практики, период прохождения практики, сведения об организации (базы практики).

Оценка сформированности ПК через виды и качество выполненных работ содержит следующие графы:

- виды работ на учебную и производственную практики;

- качество выполнения работ;

- виды работ освоены / не освоены.

Заключение аттестационного листа содержит рекомендации студенту.

Аттестационный лист подписывает руководитель практики от учебного заведения и руководитель практики от организации, где обучающийся проходил практику.

В ходе практики студенты закрепляют и углубляют свои знания, полученные в процессе обучения, получают умения по всем видам профессиональной деятельности.

Основная ответственность в организации практической деятельности обучающихся возлагается на преподавателей, которые стремятся развить интерес у обучающихся к выбранной профессии, развить чувство ответственности за принятые решения, подготовить к трудовой деятельности в дальнейшем. Но также в практическом обучении участвуют и руководители от предприятия.

В целом между предприятиями, предоставляющими базы практики и ливенским филиалом ОГУ им. И.С. Тургенева выполнятся двустороннее сотрудничество. В результате образовательное учреждение получает возможность привлекать для практической и учебной работы высококвалифицированных специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации в свою очередь получают специалистов, соответствующих их потребностям. Результаты совместной деятельности обсуждаются на научно-практической конференции «Роль производственной практики в становлении будущего специалиста». Рассматривая тематика на данной конференции, касается качества образования, качество выполнения работ в профессиональной деятельности.

Таким образом, одним из аспектов деятельности ливенского филиала является помощь в трудоустройстве выпускников и адаптация молодых специалистов на рынке труда. Итогом такой деятельности является высокий процент трудоустроившихся выпускников, которые свою трудовую деятельность начинают со второго курса.

Следовательно, выделим основные проблемы в организации практического обучения обучающихся:

  • спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
  • учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
  • во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности.

 

 

Список литературы:

 

1. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.

2. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н.А. Морева. — 2-е изд. — М., 2001.

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика