Суббота, 18.05.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА»

УДК 377

 

Псарева Ольга Викторовна,

кандидат экономических наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, г.Ливны

 

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА»

 

Аннотация: в данной статье раскрыто понятие интеграции и интегрированного урока, представлен опыт проведения интегрированного  урока с обучающимися первого курса, специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, карьера, карьерная стратегия, бухгалтер.

 

 

Psareva Olga Viktorovna,

Candidate of Economic Sciences,

Livensky branch of OGU named after I.S. Turgenev,

Russia, Livny

 

EXPERIENCE IN CONDUCTING AN INTEGRATED LESSON ON THE DISCIPLINE "EFFECTIVE BEHAVIOR IN

THE LABOR MARKET"

 

Abstract: this article reveals the concept of integration and integrated lesson, presents the experience of conducting an integrated lesson with first-year students, specialty 15.02.14 Equipment for automation of technological processes and production (by industry).

Key words: integration, integrated lesson, career, career strategy, accountant.

 

В настоящее время в преподавательской деятельности все большее значение имеют различные педагогической технологии. Любая современная технология, используемая в образовании это синтез достижений педагогической теории и практики, сочетание традиционных методов и способов прошлого опыта и современных педагогических методологий и технологий.

Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение), которая дает возможность показать обучающимся больше возможностей, преодолев разграничение научных знаний по дисциплинам.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимодействие, объединение в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Особенности интеграции различных дисциплин определяются общими целями профессионального образования, которые направлены в первую очередь на воспитание, овладение знаниями и навыками. Реализация интегрированных занятий способствует общему развитию обучающихся, позволяет повысить уровень развития профессиональных умений и навыков.

Интегрированный урок это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных позиций, средствами нескольких дисциплин (профессиональных модулей). Его могут проводить как один, так и несколько преподавателей или руководителей.

Задача интегрирования через органическую, реальную связь нескольких учебных дисциплин дать обучающимся представление о единстве окружающего мира. Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся, развивают их творческий потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению происходящих процессов и нахождению причинно-следственных связей, к развитию каждой отдельной личности. Структура интегрированных уроков включает в себя:

1)четкость и компактность;

2)сжатость;

3)логическую взаимообусловленность изучаемого материала на каждом этапе занятия;

4)информативную емкость материала.

При всех формирующих факторах можно выделить основные преимущества интегрированного занятия перед традиционным.

На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития разных интеллектуальных умений обучающихся, можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Интегрированные уроки приближают учебный процесс к реальной жизни, делают его более натуральным, оживляют современностью, наполняют значимыми смыслами.

В рамках интегрированной образовательной технологии наибольший интерес вызывают бинарные уроки, основанные на междисциплинарных связях, так как предполагают использование синтеза элементов различных педагогических технологий.

В Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева преподавателями кафедры информационных технологий и экономики практикуется применение различных педагогических технологий при проведении занятий по различным дисциплинам и специальностям.

 В марте 2020 года был проведен такой урок с обучающимися первого курса СПО, специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям). Данное занятие проходило в рамках изучения обучающимися дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда».

Тема занятия «Понятие карьеры и карьерная стратегия» была определена преподавателем в соответствии с календарно-тематическим планом и рабочей программой учебной дисциплины. Выбор данной темы для проведения интегрированного занятия обоснован тем, что она позволяет расширить область изучения материала, который пригодится учащимся и в реальной жизни.

Занятие включало в себя два этапа. На первом этапе обучающиеся могли рассмотреть понятие карьеры и карьерной стратегии с разных позиций, усвоить правила и принципы построения карьеры.

Преподавателем было предложено задание для самостоятельного анализа значимых для каждого из присутствующих карьерных событий. Далее преподаватель предлагает учащимся методику определения жизненных целей (Декларация жизненных целей).

Обучающимся предлагается проанализировать, есть ли противоречия в их декларации жизненных целей и почему они возникли.

После того, как обучающиеся самостоятельно разобрались в противоречиях, присутствующих в их списках, они должны выбрать по три важных цели из каждого списка и написать их под заголовком «Самые важные цели моей жизни».

При реализации первого этапа занятия обучающиеся имели возможность ознакомиться, усвоить, проанализировать и усвоить основные понятия, правила и принципы построения карьеры, карьерной стратегии. С большим интересом они демонстрировали результаты анализа своих жизненных приоритетов и позиций.

Обучающиеся пришли к выводу, что построение профессиональной карьеры неразрывно связано с карьерными целями, образом желательного результата, которые в разные периоды жизни могут с различной скоростью менять друг друга, иметь разные уровень и приоритет или отсутствовать вовсе.

Вторая часть занятия имела название «Один рабочий день из жизни бухгалтера». Перед практической частью данного этапа преподаватель ознакомил обучающихся с основными понятиями и моментами начисления заработной платы, налогов и налогообложения. На этом этапе обучающимся было предложено побыть в роли бухгалтера и тем самым познакомиться с его профессиональной деятельностью.

 В роли бухгалтера, обучающиеся производили расчеты сумм заработной платы, налога на доходы физических лиц, создавали таблицы - ведомости начисления заработной платы, делали необходимый анализ, полученных результатов. Знания, полученные на занятии, ребята смогут применить в жизни для проверки начисления заработной платы и удержания налогов.

По итогам проведенного занятия обучающимся было предложено заполнить рефлексивный лист со следующими вопросами (табл. 1).

 

Таблица 1- Рефлексивный лист

Вопросы

Ответы

1.

Какие положительные моменты в профессии ты увидел?

 

2.

Что Вы можете отнести к отрицательным моментам в этой профессии с твоей точки зрения?

 

3.

Чем занимается бухгалтер?

 

4.

Какие качества личности требуются для данной профессии?

 

5.

Пригодятся знания этой профессии Вам в жизни?

 

6.

Выберете для себя данный вид деятельности?

 

 

Обучающиеся могли высказать свое мнение по итогам проведенного занятия, аргументируя свой выбор в пользу или против профессии «Бухгалтера». Но практически все говорили о том, что знания и навыки в сфере экономики, бухгалтерского учета и налогообложения им пригодятся в дальнейшей жизни.

Занятия подобного типа можно проводить и по другим дисциплинам, привлекая в этот процесс обучающихся других курсов и специальностей.

В Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева интегрированные занятия проводятся и по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Результаты проведенных занятий показали, что интегрированные и бинарные уроки имеют ряд преимуществ перед традиционными.

К таким преимуществам можно отнести следующие:

-создание условий мотивированного практического применения знаний, умений и навыков;

-такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы;

-урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования;

-определяется проблема исследования;

-группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов;

-служит средством повышения мотивации к изучению дисциплин, и создает условия для практического применения знаний;

-развивает у обучающихся навыки самообразования;

-развивает аналитические способности и изобретательность;

-обладает огромным воспитательным потенциалом;

-позволяет обучающимся принимать решения в творческих ситуациях.

Таким образом, интегрированный урок - одна из эффективных форм реализации образовательного процесса обучающихся, обеспечивающего комплексное сочетание разнообразных способов и методов обучения.

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика