Суббота, 18.05.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

УДК 377 + 796

 

Климов Иван Сергеевич,

преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

Россия, г. Мценск

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

 

Аннотация: В статье представлена модель формирования профессиональной компетентности тренеров в период обучения в вузе. Дана характеристика основных условий и этапов формирования профессиональной компетентности, кредитной системы оценивания, разработанной на основе индивидуального подхода, позволяющей целенаправленно воздействовать на уровень самообразования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессионально-педагогические умения, организационно-педагогическая модель, кредитная система оценки.

 

 

Klimov Ivan Sergeevich.

teacher,

Mtsensk branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Mtsensk

 

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE PROFILE

 

Abstract: The article presents a model of formation of professional competence of coaches during their studies at the University. The characteristic of the main conditions and stages of formation of professional competence, credit system of assessment developed on the basis of an individual approach is given, in order to selectively influence the level of self-education.

Key words: professional competence, professional and pedagogical skills (PPU), organizational and pedagogical model, credit rating system.

 

Успешность профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту обуславливается высокой степенью сформированности профессиональной компетентности. Практика показывает, что в современной физкультурно-спортивной деятельности, конфликтные ситуации, вызванные неудовлетворённостью обучающихся и их родителей, являются неотъемлемой частью современной системы образования в области физической культуры и спорта. Одной из причин конфликтных ситуаций с воспитанниками является низкий уровень сформированности профессиональной компетентности [2,4] и маленький стаж профессиональной работы педагога по физической культуре и спорту. Новый Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 976 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура". В нем отражены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. В соответствии с образовательным стандартом, в результате освоения программы подготовки специалистов среднего звена: у выпускника должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции. Всего в стандарте определено 12 общекультурных компетенций, 19 профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу подготовки специалистов среднего звена по направлению «Физическая культура».

В процессе обучения в СПО обучающиеся овладевают совокупностью взаимосвязанных теоретических знаний и практических навыков и умений. В профессиональной деятельности спорта, качество и результативность поставленных профессиональных задач находятся в прямой взамосвязи с уровнем сформированности коммуникативной компетентности. Педагог по физической культуре и спорту должен быть готов к проведению переговоров с представителями команд, спонсорами, родителями, ведению документации, соответственно он должен уметь ясно и четко формулировать свои идеи, показать владение всеми стилистическими богатствами языка, что, безусловно, влияет на уровень взаимопонимания и результативность. Профессиональная компетентность рассматривается как важнейшая составляющая его профессиональной деятельности и является первостепенной проблемой. Совершенствование формирования профессиональной культуры тренера в период его подготовки в СПО является одним из путей его решения [1,3, 5].

Формирование профессиональной культуры педагога по физической культуре рассматривается как составная часть его личности в целом, которая включает в себя коммуникативную направленность (познание себя и других людей, ориентация на человека как на ценность, преобладание мотивов общения, сопряженных с удовлетворением внутренних и внешних потребностей).

Большое количество исследований [1,3], проведенных в последнее время свидетельствуют о том, что необходимый уровень профессиональной компетентности в области физической культуры и спорта достигается только через 7-8 лет самостоятельной тренерской деятельности. Основным недостатком классической системы образования является долговременная адаптация выпускников к профессиональной деятельности, что делает весьма актуальной проблему их подготовки на этапе обучения в СПО, обуславливая необходимость в теоретико-методическом осмыслении данного процесса через формирование у них профессиональных компетенций и поиска современных подходов к их обучению в СПО.

В свою очередь «профессиональная компетентность педагога по физкультуре», рассматривается как совокупность интегрирующих фундаментальных знаний, обобщенных умений, способностей и профессионально значимых личностных качеств человека, необходимых в физкультурно-спортивной деятельности, отражающих уровень профессионализма, готовности осуществлять профессиональные функции и достигать высоких результатов. Профессиональная компетентность тренера включает в себе целый комплекс компетенций: личностную, когнитивную, деятельностно-результативную, рефлексивную.

Проведенный анализ, позволил сделать вывод о необходимости разработки модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога в процессе обучения в СПО. Для реализации данной цели нами были определены критерии и уровни профессиональной компетентности. Данная модель основана на целостном взаимодействии целевого, содержательного, организационного, процессуального, результативного компонентов, и свою очередь способствует формированию структурных компонентов, необходимых для эффективной и успешной профессиональной деятельности. Целевой компонент отражает главную цель, включающую теоретико-методологическое обоснование, принципы формирования профессиональной компетентности тренера. Содержательный компонент представлен комплексом интегрирующих компетенций: личностной, когнитивной, деятельностно-результативной, рефлексивной. В организационном компоненте представлены формы, методы и средства, используемые для формирования профессиональной компетентности. Поэтапный процесс реализации технологии формирования профессиональной компетентности будущих тренеров отражает процессуальный компонент. Результативный отражает уровни сформированности профессиональной компетентности и результат.

Выявлены основные педагогические условия формирования профессиональной компетентности: первое условие - профессиональный отбор на этапе вступительных экзаменов в СПО (творческий экзамен по специальности, позволяющий оценить уровень физической подготовки); второе – формирование у будущего педагога положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, носящий индивидуальный характер, так как предусматривает личную заинтересованность, в ходе которой студент самостоятельно определяет свою образовательную траекторию и в ходе учебного процесса добивается его выполнения; третье условие – разработка индивидуальной траектории, на основе результатов диагностики и самодиагностики на разных этапах обучения в вузе; четвертое условие – внедрение в учебный план дисциплин, способствующих целенаправленному формированию структурных составляющих профессиональной компетентности педагога на всем протяжении обучения в СПО. В нашем исследовании дисциплина «Совершенствование спортивного мастерства в избранном виде спорта» с параллельным прохождением практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Пятое условие - использование инновационных технологий обучения и методов активного обучения в сочетании с традиционными средствами и методами.

В период обучения в СПО можно условно разделить на три этапа процесс формирования профессиональной компетентности:

1 этап – подготовительный, охватывает период обучения студентов на 1 курсе. На этом этапе формируются личностная, когнитивная и деятельностно-результативная компетенции. Основной задачей является активизация учебной деятельности, вовлечение студентов в активную работу по самодиагностике уровня предрасположенности и соответствия выбранной профессии;

- 2-ой этап – академическо-деятельностный 2-3 курс. На этом этапе происходит активное накопление и поиск знаний, формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, оптимизация процесса формирования личностной, когнитивной и деятельностно-результативной компетенций, их коррекция, развиваются рефлексивные способности;

- 3-ий этап - адаптивный этап (4 курс) формируется умение анализировать передовой опыт и переносить его на профессиональную деятельность. На данном этапе происходит проверка себя на профессиональную пригодность, в ходе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

На каждом этапе обучения используется кредитная система оценки, позволяющая целенаправленно воздействовать на уровень самообразования и творческого усвоения знаний на основе индивидуального подхода, выстроенная по индивидуальной педагогической траектории, что особенно важно для студентов данного направления, так как большинство из них являются действующими профессиональными спортсменами и не имеют возможности в полном объеме посещать учебные занятия.

Учебно-методический комплекс (УМК) является на протяжении всего обучения звеном, связывающим во едино цель, задачи, содержание, технологии и результаты, в основу которого были положены следующие подходы:

- балльно-рейтинговой система, являющаяся стимулятором систематической работы студентов;

- акцентирование внимания студентов на функциональный продукт;

- диагностика обученности, усвоения знаний, умений и навыков, психологической готовности к деятельности на разных этапах обучения;

- развитие творческих способностей на основе моделирования будущих условий педагогической деятельности и формирование умения решать ситуационные задачи профессионально-спортивной деятельности;

- выявление основных акмеологических закономерностей;

- формирование умений проводить эксперимент (при выполнении курсовых работ).

Результаты исследования в работе представлены динамикой показателей личностной, когнитивной, рефлексивной и деятельностно-результативной компетентности. Обобщенные данные были получены методом экспертной оценки, которая основывалась на дифференциации показателей по четырем уровням сформированных компетенций, на основе которых дана характеристика студента, обладающего тем или иным уровнем профессиональной компетентности. В качестве экспертов выступили ведущие преподаватели, работающие с данными группами, руководители производственных практик от организаций. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что наибольший прирост наблюдался в уровне сформированности деятельностно-результативной компетентности, которая завит от формирования практических умений и навыков.

Таблица 1

Уровень сформированности профессиональной компетентности обучающихся физкультурного профиля до и после эксперимента (%)

Составляющие профессиональной компетентности

Уровень сформированности (%)

критический

средний

достаточный

эталонный

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1.

Личностная

33

3

34

47

32

44

1

6

2.

Гностическая

22

15

46

40

13

32

11

13

3.

Деятельностно-результативная

34

20

50

33

12

28

4

19

4.

Рефлексивная

45

35

35

29

11

22

9

14

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности профессиональной компетентности у студентов значительно повысился. Итоги эксперимента позволяют сделать вывод о том, что процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога-тренера, функционирующий на основе разработанной модели и выделенных педагогических условий, является эффективным.

 

Список литературы:

 

  1. Абрамова В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры: Дис.канд.пед. наук. Тирасполь, 2006, 229 с.
  2. Двоеглазов А. Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов ИФК в условиях практической деятельности: Дис. …канд.пед. наук. Омск, 1991,201 с.
  3. Зимняя И.А, Лаптева М. Д., Морозова Н. А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. - C. 22—27.
  4. Иссурин В. Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография /пер. с англ. И. В. Шаробайко. М.: Спорт, 2017. - 240 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785906839831.html (дата обращения: 09.05.2019). 
  5. Кривко О. А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности тренера по спорту в процессе профессиональной подготовки //Мир науки, культуры, образования. 2011. №4 (29). -  С.49-51.

 

 

 

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика