Воскресенье, 19.05.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В СПО

УДК377.12

 

Ветров Виктор Григорьевич,

преподаватель,

ФСПО Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ОГУ имени И.С. Тургенева,

Россия, Орёл

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В СПО

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены некоторые аспекты использования демонстрационного экзамена в качестве инструмента практико-ориентированного обучения в системе СПО

Ключевые слова: молодой специалист, профессиональные компетенции, квалификация, World Skills, демонстрационный экзамен

 

 

Vetrov Victor Grigorievich,

teacher,

FSVE Polytechnic Institute named after N.N. Polikarpova

OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

DEMO EXAM IN THE PDF

 

Abstract: this article discusses some aspects of using the demonstration exam as a tool for practice-oriented training in the system of vocational education and training in the PDF system

Key words: young specialist, professional competence, qualification, World Skills, demonstration exam

 

Введение. Молодой рабочий или специалист, закончивший колледж или техникум, нередко оказывается не готов к работе на производстве Молодой специалист ,прибывший на производство подтвердить свою профессиональную пригодность, в настоящее время, способен только наличием высоких оценок в ведомости успеваемости по профилирующим дисциплинам. Результаты, достигнутые обучаемым при выполнении курсовых и дипломного проектов, также. не отражают, в полной мере,  профессиональные компетенции приобретённые  специалистом в процессе  его обучения .в  учебном заведении.

Основная часть. Способность специалиста выбрать и обосновать метод решения профессиональной проблемы не говорит о его способности  реализовать это решение. Современные образовательные стандарты СПО разделяют процессы оценки знаний и умений и процессы оценки профессиональных компетенций В 2017 году, когда началось введение демонстрационного экзамена, пресс-служба Центробанка заявила о дефиците высококвалифицированных рабочих и его негативных последствиях для экономики, а в 2018 году эксперты РАНХиГС назвали среднее профессиональное образование самым слабым звеном российской образовательной системы.. Для оценки владения профессиональными компетенциями в них предусмотрено движение WorldSkills Russia и независимая оценка квалификации . Был принят Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».Демонстрационный экзамен предусматривает оценку профессиональных компетенций обучаемых в условиях максимально приближённым  к реальным производственным условиям. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. При выполнении демонстрационного экзамена обеспечивается взаимодействие работодателя, работника и преподавателя. На экзамене моделируется реальная производственная ситуация, задача выпускника – на практике продемонстрировать свои умения и навыки. прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена, получают возможность:

одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. . Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций, вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которой предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям.

Оценку выпускникам дают независимые эксперты. Чтобы стать экспертом, необязательно преподавать, надо быть специалистом в своей сфере и пройти специальную подготовку в соответствии с международными стандартами WorldSkills. В качестве экспертов выступают и представители крупных предприятий-работодателей. В WorldSkills Russia считают, что преподаватели вообще не должны участвовать в итоговой аттестации своих же студентов. Демонстрационный экзамен ни в коей мере не ограничивает выбор методов и способов подготовки работника . Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется Союзом «Молодые профессионалы».Для проведения демонстрационного экзамена требуется  наличие специализированных площадок ,оснащённых современным технологическим оборудованием позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills.

Демонстрационный экзамен в рамках государственной итоговой аттестации выпускников системы среднего профессионального образования, проводимый по критериям Национального чемпионата явление новое, при внедрении которого в образовательный процесс возникает ряд проблем. Поэтому, с целью проведения демонстрационного экзамена как обязательного элемента государственной итоговой аттестации и реализации образовательных программ ФГОС СПО необходимо выполнение следующих условий:

  1. Оценка качества среднего профессионального образования, связанная с организацией демонстрационного экзамена должна осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые своевременно актуализируются.
  2. По оценкам WorldSkills Russia, к началу введения демонстрационного экзамена только 2,5 % преподавателей отвечали мировым стандартам Необходима специальная подготовка педагогических кадров к проведению ДЭ, а так же экспертов.
  3. Важно решить вопрос по финансовому обеспечению проведения процедуры ГИА в связи с увеличением времени проведения экзамена, количества экспертов (членов государственной экзаменационной комиссии) и затрат на материально-техническое обеспечение ДЭ.
  4. Система оценивания достаточно сложная: критериев может быть от нескольких десятков до нескольких сотен
  5. Большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.
  6. Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась. не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения World Skills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена.

Заключение.В перспективе, при решении возникающих проблем, государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена будет действительно эффективным средством оценки освоения профессиональных компетенций в рамках определенного вида профессиональной деятельности в процессе выполнения практического задания, в условиях моделирования реальной производственной ситуации.

Однако не следует останавливаться на этих проблемах. Необходимо продолжить и активизировать деятельность в данном направлении, так как новый формат проведения государственной итоговой аттестации дает возможность студентам реализовывать полученные навыки, профессиональные компетенции с учетом требования работодателей и влияет на построение профессиональной карьеры будущих выпускников.

 

 

Список литературы:

 

1.Приказ Минтруда России от 02.11. 2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

2.Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 № 29200) [Электронный ресурс] // Московский центр образовательного права. URL: http://mcop.dogm.mos.ru/legislation/lawacts/1477500/.

 

Категория: 4. Организация практического обучения в профессиональном образовании. | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика