Суббота, 18.05.2024, 17:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы3 » 3. Основные тенденции информатизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса

ПРИМЕНЕНИЕ ЭИОС ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ЛИВЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ ОГУ ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА

УДК 378:377:004

 

Тупикин Дмитрий Александрович,

кандидат технических наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

России, г. Ливны

 

Звягина Елена Александровна,

кандидат технических наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,

России, г. Ливны

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЭИОС ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ЛИВЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ ОГУ ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА

 

Аннотация: В статье представлен анализ внедрения электронной информационно-образовательной среды в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата).

Ключевые слова: информационная образовательная среда, дистанционные образовательные технологии.

 

 

Tupikin Dmitriy Aleksandrovich,

candidate of technical sciences,

Livensky branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Livny

 

Zvyagina Elena Alexandrovna,

candidate of technical sciences,

Livensky branch of OSU named after I.S. Turgenev,

Russia, Livny

 

APPLICATION OF EIEE IN DISTANCE LEARNING IN LIVEN BRANCH OF OGU IM. I.S. TURGENEVA

 

Abstract: The article presents an analysis of the implementation of the electronic information and educational environment in accordance with the GEF VO in the direction of training 15.03.05 Design and technological support of engineering industries (undergraduate level).

Key words: information educational environment, remote educational technologies.

 

Одним из направлений реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" нацпроекта "Цифровая экономика" является создание и реализация подходов по обеспечению массовой цифровой грамотности и персонализации образования [1]. Для реализации данного проекта в Минобрнауки 03.12.2019г. состоялось первое заседание учебно-методического совета по оценке наличия компетенций, связанных с цифровой экономикой, в федеральных государственных образовательных стандартах и разработке механизмов совершенствования стандартов с учетом требований цифровой экономики.

ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата) утвержденный приказом N 1000 Минобрнауки РФ от 11 августа 2016 г. и реализуемый в настоящее время в Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева, в разделе «VII. Требования к условиям реализации программы бакалавриата» в пункте 7.1.2. содержит требование о наличии в вузе электронной информационно-образовательной среды.

В настоящее время в филиале функционирует образовательная среда обеспечивающая реализацию всех требований стандарта.

Образовательная среда реализована на платформе интернет-представительства университета «http://oreluniver.ru/» посредством предоставления всем участникам образовательного процесса авторизованного доступа к ресурсам и инструментам, необходимым для реализации процесса обучения.

В связи с текущей необходимостью реализации образовательного процесса в электронной и дистанционной форме ЭОИС становится одним из основных инструментов преподавателя и позволяет реализовывать на высоком уровне процесс обучения в дистанционной форме с применением возможностей, реализуемых в соответствии с требованиями ФГОС.

Первое требование ФГОС: «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.». Данное требование реализуется следующим способом:

С рядом ЭБС у университета заключены договора, обеспечивающие доступ обучающихся по индивидуальным регистрационным данным. Каждый студент имеет возможность пройти индивидуальную регистрацию в: ЭБС IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/), ЭБС издательства «ЛАНЬ» (http://e.lanbook.com/books/), а также в электронной библиотеке образовательных ресурсов ОГУ им. И.С. Тургенева - ЭБОР (http://elib.oreluniver.ru/). После индивидуальной регистрации с использованием личного e-mail обучающийся имеет возможность доступа к каждой из них посредством сети «Интернет» с любого устройства, в том числе и с личного ПК или смартфона.

Требование ФГОС «обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах» реализовано раздельно по перечисленным пунктам. В отношении изданий ЭБС и «электронных образовательных ресурсов, указанных в рабочих программах» доступ обеспечивается через вышеуказанные системы ЭБС и ЭБОР. Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик реализован двумя вариантами:

1. В подразделе «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации» (http://oreluniver.ru/branch/livny/sveden) размещены образовательные программы, учебные планы, аннотации рабочих программ, программы всех видов практик, реализуемых в филиале по всем специальностям и направлениям подготовки;

2. Все те-же документы, а также полные тексты рабочих программ и  методические разработки по дисциплинам размещены в личном кабинете студента в пункте «Сведения об основной образовательной программе» (рис.1) с применением облачных технологий «Яндекс-Диск». Документы могут быть просмотрены или скачаны студентами по одному или пакетом.

Требование ФГОС «обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата» выполняется посредством разделов личного кабинета «Расписание», «Ход образовательного процесса», «Промежуточная аттестация и результатов освоения образовательной программы». «Расписание» содержит расписание занятий, идентичное основному утвержденному расписанию на текущий семестр. На данном этапе все основное расписание помещено в один файл и обновляется 1 раз в семестр. Дальнейшее развитие системы предполагает формирование индивидуального текущего расписания для каждого студента.

Рисунок 1 - Сведения об основной образовательной программе

 

В разделе «Промежуточная аттестация и результаты освоения образовательной программы» в числе прочего отражаются и сохраняются оценки, полученные обучающимися за выполненные работы.

Требование ФГОС по обеспечению «взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет» реализуется посредством разделов «Система сообщений» (рис. 3) и «Оценка/рецензия». Оба раздела позволяют осуществлять асинхронный обмен сообщениями между обучающимся и преподавателями, из числа ведущих дисциплины в текущем семестре. Различие заключается в форматах файлов, которые можно прикрепить к сообщению - в разделе «Оценка/рецензия» это только PDF, а в «Система сообщений» - pdf, doc, docx, zip, rar, то есть дополнены документы и архивы, хотя можно было бы добавить и графические форматы и мультизагрузку как со стороны студента, так и со стороны преподавателя.

Раздел «Оценка/рецензия» (рис. 2) позволяет осуществлять взаимодействие обучающихся с преподавателями с возможностью передачи документов в электронном виде для текущего и окончательного оценивания и рецензирования работ. Результаты общения сохраняются в личном кабинете и могут использоваться преподавателем для формирования электронного вида работ в электронное портфолио.

Рисунок 2 - Раздел «Оценка/рецензия»

Рисунок 3 - Раздел «Система сообщений»

Следующее требование ФГОС «обеспечение проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» реализуется как с использованием ЭОИС, так и с применением рекомендуемых сторонних средств. Для применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) необходимо обеспечить связь между преподавателями и студентами посредством тех или иных механизмов, в качестве которых могут выступать средства организации видеоконференций, социальные сети и различные мессенджеры.

С использованием ДОТ возможно проведение лекций, практических занятий и отдельных лабораторных работ в режиме видеоконференций с использованием платформ Zoom, Skype и др.

При проведении лекционных занятий конечно возможно применение заранее записанных видео выступлений лектора с демонстрацией необходимых материалов. Однако режим видеоконференции Zoom аналогично позволяет последовательно излагать материал с необходимыми демонстрациями, и при этом обеспечивает режим интерактивности, наличие обратной связи со студентами, которые могут задавать вопросы по мере их возникновения, а не по окончании лекции. Это существенно облегчает жизнь студентов, давая возможность сразу разбирать непонятные моменты, с другой стороны лишает их возможности самостоятельно найти ответы на возникшие вопросы, что значительно полезнее для понимания и усвоения материала.

Как и при обычном обучении оптимальным является предварительное ознакомление студентов с конспектом лекции до ее проведения и реализуется это с применением ЭОИС максимально просто – тема лекции объявляется преподавателем в расписании или сообщении о лекции и к нему же прилагается конспект.

При практических занятиях интерактивное взаимодействие является обязательным и поток информации от студентов к преподавателю существенно возрастает, т.к., несмотря на наличие методических указаний вопросы все равно будут возникать, в любом случае студенты должны представить на проверку результаты работы для получения зачета.

Из лабораторных работ с использованием ДОТ могут быть выполнены только не требующие некомпьютерного оснащения – то есть использующие специальное программное обеспечение или системы виртуализации. ФГОС допускает использование виртуального лабораторного оборудования, однако распространение его пока недостаточно из-за сложностей разработки и высокой стоимости. Наиболее перспективны в этом направлении различные системы автоматизации, САПР, виртуальные станки с ЧПУ, и прочее. В отношении прочих дисциплин приходится обходиться демонстрацией работы установок и проведением эксперимента силами преподавателя, студенты же будут выступать наблюдателями с возможностью давать указания, корректировать намерено ошибочные действия преподавателя и отвечать на задаваемые вопросы.

Процедуры оценки результатов обучения с применением ДОТ могут иметь различный вид. Наиболее близким к очному обучению будет являться зачет или экзамен в формате видеоконференции. При этом задание может предаваться студенту через ЭОИС или озвучиваться непосредственно, и выполнение может быть проконтролировано лично преподавателем. Такая схема применяется при сдаче экзаменов комиссии, например при сдаче квалификационных, государственных экзаменов или при защите курсовых работ и ВКР.

Возможно использование тестовых систем, когда студенты получают ограниченный по времени авторизованный доступ к тестам, разработанным преподавателем по дисциплине, и по результатам их прохождения вычисляется итоговая оценка. Для создания тестов могут использоваться системы самостоятельной разработки, либо уже готовые, например на базе университета используется система «Sdo.oreluniver.ru», с которой хорошо знакомы преподаватели, работавшие на факультете дистанционного обучения, который сейчас объединён с факультетом вечернего и заочного обучения университета. Сейчас эта система используется по желанию преподавателей, а также для проведения различных специальных мероприятий, таких как дистанционные олимпиады или внутренний вступительный экзамен.

Упомянутые мероприятия демонстрируют совмещение двух режимов – тестирования и видеоконференции. В совмещенном режиме каждый отвечающий на вопросы тестов находится в режиме видеоконференции и контролируется организатором на предмет посторонних недопустимых действий, самостоятельности ответов и предварительно идентифицируется организаторами для подтверждения соответствия результатов конкретному человеку. Такой режим позволяет достоверно протестировать именно конкретных людей за минимальный промежуток времени, что особенно удобно, когда время на выполнение заданий требуется много и проверить знания в индивидуальном порядке, то есть последовательно каждого займет неоправданно длительный срок.

Создание  в университете электронной образовательной среды позволило в условиях дистанционного обучения проводить и активно участвовать в научно-технических мероприятиях, проводимых на базе филиала, структурных подразделений ОГУ им. И.С. Тургенева и других образовательных организаций региона.

15 мая 2020г. впервые в формате видео-конференции на платформе Zoom состоялась Х региональная научно-практическая конференция студентов и школьников «Майские чтения им. Р. Хохлова». Видео-конференция проходила по 4 направлениям: «Математика», «Информатика, информационные технологии и вычислительная техника», «Физика» и «Химия, биология, экология». В ходе проведения мероприятия студенты представляли результаты исследований в виде презентаций, обсуждения проходили в онлайн – режиме. Такая форма проведения конференции вызвала большой интерес как со стороны учащихся школ г. Ливны, так студентов образовательных учреждений г. Мценска, г. Карачева, г. Орла и г. Брянска. В работе конференции приняли участие 58 студентов и школьников.

С начала введения дистанционного обучения в вузах студенты филиала приняли участие в нескольких видео-конференциях: IX Всероссийской НПК студентов СПО «Интеллектуальный потенциал XXI века инновационной России», Мценский ОГУ им И.С. Тургенева, г. Мценск, 3-ей Всероссийской НПК учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учреждений «Шаг в науку», ПТИ им. Н.Н. Поликарпова ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел; Всероссийской НПК учащихся общеобразовательных и среднепрофессиональных учреждений «Физика – настоящее и будущее в машиностроении», ПТИ им. Н.Н. Поликарпова ОГУ им И.С. Тургенева и др.

Рисунок 4 – Проведение видео-конференции «Майские чтения им. Р. Хохлова»

Студенты 4 курса спец. 15.02.08 «Технология машиностроения приняли участие в дистанционной форме во Всероссийской студенческой олимпиаде по Технологии машиностроения среднепрофессиональных и высших учреждений (I тур), которая проводилась на платформе электронной системы дистанционной обучения (ЭСДО), функционирующей в ОГУ им И.С. Тургенева. Сейчас данная система используется для подготовки и проведения в январе следующего года XI олимпиады по дисциплинам естественнонаучного цикла (математика, физика и информатика) среди студентов и школьников г. Ливны и Ливенского района. При проведении интеллектуальных состязаний будет использоваться не только ЭСДО, которая предоставляет участнику задание, анализ его правильного выполнения, подводит итоги, но и платформа Zoom для идентификации личности участника.

В ходе Всероссийского Фестиваля науки "NAUKA 0+ 2020" на платформе Zoom был проведен мастер-класс «Практикоориентированные технологии в становлении будущего специалиста». Данный формат мероприятия позволил ознакомить более широкую аудиторию с  возможностями автоматизации производственных процессов в современных условиях. Видеозапись мастер-класса выложена на канал YouTube в рамках профориентационой работы кафедры инженерного образования филиала.

 

 

Рисунок 5 – Участие студентов в научно-технических мероприятий с использованием ЭСДО и платформы Zoom

Таким образом, существующая ЭОИС обеспечивая требования, предъявляемые к ней образовательным стандартом, позволяет в целом реализовывать образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом необходимо отметить:

  1. Полноценно образовательный процесс возможен только с использованием дополнительных и расширенных средств ДОТ, таких как системы видеоконференций и системы работы с тестами.
  2. В ЭИОС необходима более глубокая интеграция между компонентами учебного плана таким образом, чтобы в формате расписания занятий на текущий семестр можно было сразу увидеть вид и тематику предстоящих занятий, электронные и прочие образовательные ресурсы, необходимые для подготовки к ним, виды промежуточного контроля и оценка за успешное выполнение.
  3. Для реализации предыдущего пожелания со стороны преподавателей должны быть сформированы электронные УМК, например с использованием облачных сервисов, которые позволят оперативно интегрироваться в образовательный процесс с использованием ДОТ.
  4. Весьма желательно в систему сообщений внедрить функцию контроля прочтения сообщений, а преподавателям не помешает информация о последних посещениях личного кабинета студентами.
  5. Необходима разработка приложения для смартфона, которое должно включать в себя как доступ к расписанию, так и систему сообщений и максимально полный доступ к прочим элементам ЭОИС, в т.ч. ЭБС, ЭБОР, системы уведомлений о событиях, тестирования и видеоконференций

 

 

Cписок литературы:

 

  1. «Цифровая экономика РФ» Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Режим доступа: https://storage.strategy24.ru/documents/project/4969e810e060438a9e83f821e704a60f.pdf
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 1000
  3. Положение «О порядке хранения в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и о поощрении обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях», П ОГУ 84-05-50-2018 от 24.04.2018г.

 

Категория: 3. Основные тенденции информатизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса | Добавил: Tupikin (17.12.2020)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика